Сотрудники ГУФСИН воспринимают как норму наличие внесистемного управления в системе исполнения наказания. Это означает, что есть, конечно, и художественные перегибы в байках про мыло и прочее, которые активно распространяются в массовой культуре, но во всём этом нагнетании ужаса на население есть и отражение реальной действительности мест лишения свободы. В личных беседах сотрудники весьма равнодушно описывают про определение спального места при прибытии заключенного в лагерь и вытекающие из этого разборки, наличие "смотрящего" в отряде и прочие особенности тюремного быта.
Что говорит закон?
Системе наказания посвящен целый кодекс, который называется Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Вот что гласит основополагающая статья 1 данного кодекса.
Как видно из текста, основной целью уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является предупреждение новых преступлений, причем как самими осуждёнными, так и иными лицами.
Иные лица - это, по сути, все мы, хочется нам или нет, но все, кто находится на территории Российской Федерации, являются предметом регулирования уголовно-исполнительного законодательства.
Второй важной задачей кодекс определяет регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, а также определение средств исправления осуждённых. Тут стоит обратить внимание на то, что основная цель - это всё-таки не мучить тех, кто оказался за решёткой, а предпринимать меры для их исправления. Что бы ни думали те, кто стал жертвой преступлений и различного рода комментаторы-обыватели, осуждённые - это такие же люди. Особенно это становится понятным, когда близкий человек оказывается за решёткой.
Следующее положение говорит о том, что законодательство в сфере исполнения наказания видит своей задачей оказание осуждённым помощи в социальной адаптации.
И вот именно этот постулат кажется самым любопытным.
В России как-то уже привыкли все, что с законами всё довольно не плохо. Всё предусмотрено, всё урегулировано. И в этом месте надо похвалить работу законодателей до 2001 года, так как после наступления нового тысячелетия, многие либеральные задумки законотворцев, направленные на формирование гражданского общества, начали откатываться назад к 1930 году. Причем правовой регресс идёт далеко не всегда путём внесения изменения в Конституцию или в иные законы. Он подкатывается осторожно, нащупывая почву для своей тяжёлой поступи в судебной практике.
Если вопреки всем правовым принципам, которые были заложены в российском праве, судебная практика не вызывает волну возмущения о общественности, то постепенно это переносится в более прочную форму закона.
Можно поставить вопрос о том, насколько в России оказывается поддержка в социальной адаптации для осуждённых. Но более правильным будет вопрос в такой форме:
Способна ли система исполнения наказания в России помочь осуждённому в социальной адаптации?
И ответ на этот вопрос однозначный: нет. Одной из главных причин невозможности такой социальной адаптации является уродливая форма социальной организации в местах лишения свободы, над которой никто не желает работать.
Возможно ли в нормальном обществе добровольное существование людей в одном помещении на протяжении длительного времени без личного пространства при полном лишении чувства безопасности?
Основополагающие инстинкты человека (если таковые и существуют) - это инстинкт размножения и инстинкт самосохранения. Обе естественные потребности в виде сексуального влечения и стремления к безопасности полностью уничтожены в системе исполнения наказания.
Начиная с первобытных обществ, первая задача, которую решал человек, была обеспечить наличие крова, то есть безопасного места, где он мог спать, зная, что ему не будет причинён вред. Теперь задайтесь вопросом, насколько чувствует себя в безопасности человек, который только прибыл в новое место жительство, а с ним уже начинаются конфликты на предмет того, где он будет спать?
Кажется, какие-то мелочи для людей, которые отбывают наказание за совершённые ими преступления. Однако, эти мелочи по какой-то причине беспокоят человека на воле, почему же они не должны беспокоить того, кто оказался за решеткой, тем более, если закон ставит перед обществом задачу оказания помощи осуждённому в социальной адаптации.
Любой человек начинает искать способы выживания в среде, в которой он оказался. Как думаете, какой вариант выживания есть у заключенного, оказавшегося в тюремном обществе? Естественно, следовать его правилам. Даже озвучивание или написание данных правил на сегодняшний день является незаконным, так как подпадает под критерии экстремизма.
Теперь резко перенести человека, отбывшего наказание, пускай и в течение трёх лет в такой среде, обратно на волю. Он снова оказывается совершенно в иных условиях, где нужно следовать уже не указанным выше правилам, а закону. Естественным следствием таких перемен является слом системы ценностей, то есть система исполнения наказания, говоря языком психоанализа, изначально уничтожает "Сверх-Я" человека, изничтожая его до нуля.
Следующий шаг - это анализ однополого коллектива. Давайте честно ответим на вопрос, который должен возникнуть в обществе, восхваляющем семейные ценности, может ли нормальный мужчина или нормальная женщина существовать без нормального общения с представителями другого пола, существуя только в окружении себе подобных, при абсолютно естественном либидо, которое является одной из основных энергий человека.
Ответы на все эти вопросы очевидны. Человек не может быть социально адаптированным в том порядке, который сложился в системе исполнения наказания.
Нужно ли помогать заключенным в социальной адаптации?
Ответ на этот вопрос также очевиден, как и на все вышеназванные. Конечно, нужно. Единственная логичная цель для любого общества, любой партии и любого адекватного человека - это увеличения индекса счастья.
Исходя из этой цели следует, что человек со сломанными моральными ценностями, привыкший жить среди однополых лиц по законам, которые сложились в преступной среде, не может соответствовать этому простому стремлению.
Равно как и те, кто позволяют так обращаться с людьми за решеткой, оставаясь при этом на свободе, не могут составлять счастливое общество, так как закрывать глаза на страдания других людей, пускай и осужденных, есть не меньшее преступление, чем те, которые совершают преступники, по большей своей части, ставшие жертвами либо собственной глупости, либо своего безволия.
Более того, именно в местах лишения свободы формируются криминальные связи и преподается наука уголовного мира. На месте сломанного "Сверх-Я" человека, сформированного на основе семейных ценностей или религиозных, формируется новое "Сверх-Я" потенциального преступника, которому нет дела до страданий другого человека. Его основная задача выжить и выжить любой ценой. То, как это он делал на протяжении всего срока отбывания наказания. Тут же возникает и новая социокультурная идентичность со своей иерархией, своими героями, своими легендами и запрещенными на территории Российской Федерации символами.
Все это ещё и муссируется в массовой культуре как некий положительный путь развития. Употребляются слова-формулировки, известные всем из разговоров и фильмов. Очевидно, что это своего рода реакция нездорового общества, которое не может признать свою вину перед тем, что ничего не может сделать с точки зрения изменения сложившегося извращенного порядка.
Почему ничего не меняется?
Потому что всем удобно. Удобно ничего не менять, особенно, когда это работает. На этом фоне судьба одного человека, которого сломала система, не имеет значения. Мы ведь даже не упомянули жуткие перегибы системы исполнения наказания, мы заглянули только в самую суть. Эта суть создана для того, чтобы управлять обществом, как управляют любым лагерем. Вот только в лагере невозможно быть счастливым.