Найти в Дзене
TurboDRIVE

Его хотели сжечь. А теперь за него платят как за икону. Fiat Multipla: уродство, которое победило время

Введение (Первый взгляд: Шок и трепет) Привет, ценитель прекрасного и не очень! Забудь всё, что ты знаешь об автомобильном дизайне. Выбрось из головы плавные линии, спортивные силуэты и агрессивные клыки в бамперах. Сегодня мы говорим о машине, которую общественное мнение единогласно признало самым уродливым автомобилем в истории. Да что там истории — во всей галактике! Пока одни создавали шедевры, итальянцы из Fiat в 1998 году выпустили... это. Fiat Multipla. Машину, которую сравнивали с гибридом жабы и микроавтобуса, с приплюснутой черепахой, с инопланетным аппаратом, севшим на асфальт неудачной стороной. Её ненавидели критики, над ней смеялись дети, её владельцы прятали лицо. А теперь за оригинальный «первый» фасовый Multipla (1998-2004) на вторичке просят как за молодую иномарку. Как так вышло? Как уродство стало культом, а позор — предметом гордости? Давай разберём феномен машины, которая опередила время, наплевав на все его эстетические законы. Это история не про красоту. Эт

Введение (Первый взгляд: Шок и трепет)

Привет, ценитель прекрасного и не очень! Забудь всё, что ты знаешь об автомобильном дизайне. Выбрось из головы плавные линии, спортивные силуэты и агрессивные клыки в бамперах. Сегодня мы говорим о машине, которую общественное мнение единогласно признало самым уродливым автомобилем в истории. Да что там истории — во всей галактике!

Пока одни создавали шедевры, итальянцы из Fiat в 1998 году выпустили... это. Fiat Multipla. Машину, которую сравнивали с гибридом жабы и микроавтобуса, с приплюснутой черепахой, с инопланетным аппаратом, севшим на асфальт неудачной стороной. Её ненавидели критики, над ней смеялись дети, её владельцы прятали лицо. А теперь за оригинальный «первый» фасовый Multipla (1998-2004) на вторичке просят как за молодую иномарку. Как так вышло? Как уродство стало культом, а позор — предметом гордости?

Давай разберём феномен машины, которая опередила время, наплевав на все его эстетические законы. Это история не про красоту. Это история про гениальную дерзость, за которую сперва бьют по лицу, а потом ставят памятник. Погнали, будет некрасиво, но очень честно.

---

Основная часть (Анатомия иконы плохого вкуса)

Глава 1: За что его так? Разбор «преступлений» против красоты.

Чтобы понять культ, надо понять масштаб трагедии. Дизайн Multipla — это не случайная ошибка. Это сознательный вызов. И его «преступления» очевидны:

1. Два этажа фар. Основные фары — внизу, прямо над бампером. Поворотники и габариты — на привычном месте, но отдельно. Создаётся впечатление, что машина вечно удивлена и таращит на тебя четыре глаза. Это ломало все каноны.

2. Лоб как у бульдога. Огромное, покатое лобовое стекло, которое начинается прямо с капота. Капот при этом короткий и почти вертикальный. Пропорции, от которых плачут художники.

3. Пухлые бока и высокая посадка. Он похож на надутую подушку безопасности на колёсах. Ни намёка на стремительность или элегантность. Это добродушный, но абсолютно неповоротливый слонёнок.

Итальянцы не скрывали: их целью было создать максимально функциональный автомобиль для семьи. И они принесли красоту в жертву этой цели. Что, как выяснилось, было гениальным ходом.

Глава 2: Гениальность внутри. Почему владельцы плакали от счастья, а не от стыда.

А теперь — сюрприз. Тот, кто осмеливался сесть внутрь, испытывал культурный шок. Multipla внутри был шедевром.

· Три полноценных места спереди! Да, между водителем и пассажиром — не тоннель и не дурацкий подлокотник, а третье полноценное кресло с ремнём безопасности. Для семьи с тремя детьми или компании друзей — это была революция. Все сидят рядом, все в разговоре.

· Пространство как в минивэне. При внешних размерах гольф-класса, внутри — просторно, как в более крупной машине. За счёт той самой «пузатой» формы и вертикальных стекол.

· Остроумные решения. Складные столики, куча полочек, потрясающая обзорность благодаря гигантским окнам. Это был интеллектуальный интерьер, замаскированный под шутку клоуна.

Вот она, разгадка первой фазы культа: владельцы обожали его за умный характер, прощая уродливую внешность. Multipla становился членом семьи — некрасивым, но безумно удобным и добрым дядюшкой.

Глава 3: Рождение легенды. От ненависти к иронии, от иронии к ностальгии.

Культ сформировался в три этапа:

1. Фаза ненависти (1998-2005): Всеобщие насмешки. Multipla — ходячий мем ещё до появления мемов. Его уродство было абсолютным и бесспорным.

2. Фаза иронии и переоценки (2010-е): Появилось поколение, выросшее на этих машинах как на такси или семейных авто. На волне ретромании и любви ко всему «странному» 90-х, на Multipla перестали смотреть с брезгливостью. На него стали смотреть с интересом. Он стал символом эпохи, которая не боялась быть смешной. Появились фанатские клубы.

3. Фаза коллекционирования (2020-е): Оказалось, что выживших оригинальных Multipla в хорошем состоянии — как зубов у динозавра. Их ломали, их не жалели, их не хранили. А спрос на «икону плохого вкуса» среди ценителей ретро, дизайнеров и охотников за уникальным — взлетел. Дефицит + уникальность = бешеная цена. Теперь это не просто машина. Это арт-объект. Доказательство того, что ты настолько уверен в себе, что можешь ездить на том, над чем смеялся весь мир, и получать от этого кайф.

Глава 4: Мораль этой истории. Что Multipla рассказал нам о нас самих.

Multipla преподал миру три бесценных урока:

1. Смелость важнее одобрения. Fiat пошёл против всех. И сегодня мы помним не сточный компакт-вэн того времени, а именно этот, дерзкий вызов. Будь как Multipla — будь собой, даже если все будут крутить пальцем у виска.

2. Идея побеждает идеал. Его внутренняя гениальность в итоге перевесила внешнее уродство. Содержание оказалось важнее обложки. В мире, где все машины стали похожи на мыло, уникальность стала дороже красоты.

3. Время — самый справедливый судья. То, что считалось позором, стало гордостью. Multipla, как старый панк-рокер, дождался своего триумфа. Он доказал, что настоящая культовая вещь — та, что вызывает сильные эмоции. Даже если это эмоция «фу, какое уродство!».

---

Заключение (Финишная прямая: Памятник непопулярной правде)

Так кто же ты теперь, Fiat Multipla? Ты — живой памятник автомобильной свободе. Доказательство того, что в индустрии, скованной консерватизмом, находится место для безумца.

Ты — антивоспитатель для всех, кто судит по одёжке. Ты заставляешь нас смеяться, потом думать, а потом — уважать. Ты превратился из аутсайдера в главного эксцентрика автомобильного бала, билет на который сейчас стоит очень дорого.

Покупка Multipla сегодня — это не покупка машины. Это покупка манифеста. Манифеста о независимости от чужого мнения, о любви к странностям и о понимании, что истинная ценность часто прячется за самой невзрачной оболочкой.

Согласен? Или ты до сих пор думаешь, что это просто уродливая ведёрка на колёсах, и её успех — случайность? Пиши в комментах! А если увидишь на улице живого «красавца» — сфоткай и кинь нам. Давайте соберём галерею уродства, которое стало искусством.

А следующая история будет о машине, которую создали для войны, а полюбили за мир. О HUMVEE (Хамви). Почему этот военный динозавр покорил Голливуд и сердца цивильных ребят. Следи за новостями. Будет жёстко и по-мужски. Не переключайся!