Уж полночь близится, а Германа всё нет.
Это я к тому, что скоро Новый год, а я до сих пор не опубликовал все материалы, посвящённые августовской поездке в Дагестан.
Придётся ускориться чтобы успеть, всё до конца года, а это: 2 винодельни, 7 ресторанов и кафе Дагестана и один гостевой дом в Дербенте.
Сегодня речь пойдёт о винодельне «Агролайн» и её руководителе, духовном вдохновителе и талантливом виноделе Леоне Давыдове.
Посещение винодельни было спланировано ещё весной и она стала одной из трёх виноделен в августовском маршруте наряду с винодельней Константина Дзитоева во Владикавказе и «Дербент Вино» (обзор в скором времени).
Визит на винодельню начинается и заканчивается в совсем недавно открытом здании фирменного магазина «Агролайн» в Дербенте, по адресу ул. Х. Тагиева, где расположен дегустационный зал и винотека (им будет посвящён следующий обзор).
Сразу напротив, через дорогу, вход на винодельню, где на стене лишь скромная табличка сбоку от серых, глухих металлических ворот.
Первое, что встречает при входе на территорию винодельни - бродильные резервуары 80-х годов. Что удивительно, они и сейчас в рабочем состоянии после небольшой модернизации. Внутри 8-ми миллиметровая сталь. Охлаждение контура раньше осуществлялось за счёт поступающей родниковой воды, сейчас источник иссяк немного подшаманили и для этого используют фреон. И если я правильно понял, именно в них осуществляется весь процесс винификации виноматериалов, которые впоследствии закупаются одним из крупнейших российских производителей игристых вин.
К технологической части производства вернёмся чуть позже, а пока немного справочной информации о винодельне и её истории.
Винодельня была основана Годом Давыдовым (дедом Леона Давыдова) в 2004 году.
Первые собственные виноградники были высажены только спустя 10 лет в 2014 году. Сейчас в распоряжении винодельни 104 га. виноградников, из них 89,5 га. в плодоношении, все недалеко от Дербента в селе Митаги-Казмаляр между берегом Каспийского моря и горными хребтами. Большинству виноградников уже более 10 лет. В основном это хорошо известные европейские сорта, с которыми предпочитает работать Леон которые идут на производство основной линейки Mountain Eagle и игристых Vexillum: совиньон блан, шардоне, мускат белый, вионье, рислинг, траминер, каберне совиньон, марселан, пино нуар. Большая редкость для наших широт алеатико и педро хименес. Выращивается и некоторое количество автохтонных (в том числе дагестанских) сортов и сортов советской селекции: ркацители, саперави, антей магарачский, агадай, нарма и т.д.
В этом году в Дагестане уборка урожая началась довольно рано - в середине августа и на винодельню уже начали привозить первый собранный виноград.
Хотя с объёмами уже на тот момент поступающими на «Дербент Вино», куда виноград везут КАМАЗами, конечно не сравнить. Да и нет в этом необходимости. Только прибывший на винодельню белый виноград будет использован для производства виноматериала, который потом пойдёт на продажу.
Вернёмся к истории. Во дворе, на одной из стен винодельни размещена вот такая табличка с очень правильным лозунгом:
«На пищевом предприятии для чистоты не нужны средства, необходима автоматическая привычка к чистоте» .
Я не спросил об истории появления этой надписи, но предполагаю, что появилась она здесь по инициативе основателя винодельни - Года Давыдова, который пройдя путь от помощника бондаря до Директора городского пищевого комбината хорошо понимал значение этих слов и пытался донести их смысл до всех работающих здесь сотрудников.
В 13 лет Год Давыдов стал помощником бондаря на Дербентском винзаводе, затем учился в вино-коньячном техникуме в Армении. После окончания переехал в Среднюю Азию где продолжил образование. После возвращения получил распределение в Дагестан в район Хасавюрта, где работал в нескольких винодельческих колхозах, а по прошествии нескольких лет стал главным виноделом Хасавюртского винзавода. Затем много лет был Директором Городского пищевого комбината города Хасавюрт.
По возвращению в Дербент какое-то время работал на Дербентском заводе игристых вин, а после выхода на пенсию занялся частным виноделием.
В 2004 году в Дербенте был приобретён небольшой участок земли, где сейчас и располагается винодельня, было закуплено оборудование, в основном б/у. Именно тогда была заложена винодельня, спроектирован и построен винный погреб, о котором расскажу чуть позже. Сырьё покупалось у местных фермеров и мелких сельхозпредприятий. Производился в основном виноматериал, продаваемый без розлива по бутылкам.
Вся эта история бережно хранится в фотографиях, документах и рассказах.
Рядом с дедовским прошлым настоящее винодельни - здесь выставлены все дипломы и награды, полученные всего-то за 3 года винодельней «Агролайн» под руководством его внука.
Сохранено и рабочее место Года Давыдова: стулья, сделанные из бочек, в углу старый сейф, на столе перекидной календарь и деревянные счёты (в кадр не попали, но они есть). Из окна видно весь внутренний двор, в том числе зону приёмки сырья.
Рядом с дедовской медалью лучшие вина, сделанные внуком - смотрится очень символично.
Вот такая красивая история, история семьи потомственных виноделов, которая благодаря упорству, старанию и грамотному подходу к делу Леона Давыдова получила исключительно правильное продолжение.
В 2020 году на винодельне произошло полное переоборудование производства: было закуплено новое итальянское оборудование для сортировки и отжима винограда Diemme Enologia: селекционная линия с элеватором.
Пневматический пресс Velvet 50, а также существенно обновлён парк бродильных емкостей болгарского производителя INPROMINOX.
Благодаря такой модернизации мощность переработки может достигать 10 тыс. тон за сезон, а максимальный общий объём производства - 200 тыс. бутылок в год. Хотя сейчас этот объём полностью не вырабатывается, в том числе ввиду особого отношения Леона к тому что он делает и его высоких требований к конечному результату. В чём именно проявляется такое отношение на конкретном примере я расскажу в следующей части.
А пока стоит немного рассказать о Леоне, с которым посчастливилось познакомиться лично, пообщаться, узнать кое-что интересное о том, что и как устроено на винодельне.
До 2016 года Леон был успешным юристом в Калифорнии и никогда не собирался заниматься вином, но судьба распорядилась иначе. Как-то вернувшись к себе на родину в Дагестан в августе 2016, откликнувшись на просьбу деда помочь с продлением лицензии Леон почти сразу после смерти деда встал перед выбором: возвращаться обратно или взять всё в свои руки. Наступила пора сбора урожая и стало понятно, что заниматься всем этим кроме Леона просто некому, а он единственная надежда деда на то, что его дело будет жить дальше.
Потом была учёба в Калифорнийском университет в Дейвисе на кафедре виноградарства и виноделия и именно отсюда (как мне кажется) такая любовь Леона к выдержанным в дубе красным винам, сделанным чуть в американском стиле - густым, насыщенным, ярким с потенциалом к выдержке. Но о них я расскажу несколько позже.
Площадь винодельни, а точнее закрытых помещений с учётом общего объема хранения вина в 70 тыс. дал. не такая уж и большая, тем более что все бродильные ёмкости (за исключением той самой раритетной парочки размещены) внутри помещений. И размесить их всего в 3-х залах было нелегко.
Вот в таком относительно небольшом помещении производятся (осуществляется первичное брожение и последующая винификация, в том числе бочковая выдержка) исключительно белые вина линейки Mountain Eagle. Бродильные ёмкости INPROMINOX различного объёма позволяют работать с большим числом белых сортов. Обратная сторона медали - совсем небольшой объем производства моно-сортовых белых вин с тиражом менее 3 тыс. бутылок каждого вина в год.
Для белых вин используются только итальянские бочки из акации фирмы Gamba.
Два других помещения, но каждое из них интересно по-своему. Об их особенностях рассказал Леон, который присоединился к нашей совсем небольшой группе что бы показать своё хозяйство и сразу ответить на интересующие вопросы.
Это помещение выполнено в виде термоса: стены и потолок обшиты термоволокном на которое сверху (по внутреннему пространству) нанесено специальное влагостойкое покрытие. В помещении установлена общая система охлаждения, которая даже в 40-ка градусную жару позволяет поддерживать постоянную (регулируемую) температуру от 4°. Заходить не стали - уж больно там было холодно.
Понять особенности следующего помещения и размещённого в нём оборудования можно только попав внутрь через небольшие ворота, высота которых не более 2-х метров. При этом в потолок здесь упирается несколько винификаторов примерно по 5,5 тыс. литров каждый. Вопрос на сообразительность: как они оказались в таком помещении? Жду ваши варианты в комментариях.
Используются они для производства красных вин. А ответ на заданный вопрос в следующей части, посвящённой дегустации и винотеке «Агролайн».
На винодельне установлена современная итальянская линия розлива и укупорки, в том числе для игристых вин.
Для ремюажа используется жиропалетт итальянской фирмы ROTTO JOLLY. Справляется со своей функцией на отлично, в чём можно убедиться попробовав игристые вина Vexillum.
И конечно же при посещении винодельни никак не обойтись без погреба. Здесь он немного особенный, вход скрывается за широкими, деревянными, распашными воротами.
Погреб углублён на глубину 8 метров, при этом частично сделан он в скальной породе за счет чего здесь естественным образом формируется необходимый микроклимат - подходящие для бочковой выдержки и хранения разлитого по бутылкам вина температура и влажность.
Именно здесь раньше располагался дегустационный зал, о котором ещё напоминают неубранные столы. Но перенести его отсюда - было исключительно правильным решением, тем более что винодельня становится всё популярнее у туристов, интересующихся винной тематикой.
Для выдержки красного вина используются бочки из итальянского (Gamba, Garbellotto), и американского дуба - Goncalves. А вот эксперимент с кавказским дубом пока провалился...
Всего в парке винодельни 130 бочек, здесь же готовятся к ремюажу игристые.
Но здесь не только вина произведённые винодельней, здесь ещё и располагается коллекция вин, сделанных ещё Годом Давыдовым. Вина эти не для продажи, это семейное наследие семьи Давыдовых и конечно же они представляют для семьи винодела особую ценность. Поэтому, к сожалению, попробовать их не получится. Единственное что я понял, что вина эти преимущественно сладкие, но могу и ошибаться.
После осмотра винодельни отправились на дегустацию, которую провёл для нас один из помощников Леона, сопровождавший нас всё время во время экскурсии.
А вот о самой дегустации на винодельне и фирменном магазине «Агролайн» читайте в следующий раз. Расскажу откуда название линейки Mountain Eagle и почему орёл на этикетке, а также какими достижениями может похвастаться винодельня.
А тем, кому интересно узнать больше об истории винодельни, настоятельно рекомендую почитать (и подписаться на автора) очень хороший и информативный материал о Леоне Давыдове и о том как он стал виноделом: