Найти в Дзене

«Искусство есть только там, где есть любовь», – Татьяна Лившиц. 100 лет со дня рождения

100 лет назад родилась Татьяна Исааковна Лившиц (1925-2010), замечательный художник, график, мастер городского пейзажа. Как и многие её талантливые сверстники Татьяна Лившиц была выпускницей первого набора Московской средней художественной школы. Будущая художница училась со Львом Котляровым, Гелием Коржевым, Алексеем Ткачевым, Петром Оссовским, Вячеславом Манухиным и другими ставшими известными живописцами. В своей книге воспоминаний «Лучи детства» Люциан Александрович Шитов так написал о творчестве Татьяны Лившиц, имевшей в школе прозвище «Вшиц»: «Живопись Т. Лившиц <…> очень рисовальна, естественна и красива. Мало кто с такой убедительностью работает в технике темперы, да и кто еще сегодня может безошибочно (и не теряя художественности) вычертить в интерьерной композиции сложный орнаментальный паркет. Только вот жалко, что так называемым широким зрительским массам, одураченным даже по телевидению пропагандой, практически незнакомы такие скромные, но интересные художники…» Татьяна

100 лет назад родилась Татьяна Исааковна Лившиц (1925-2010), замечательный художник, график, мастер городского пейзажа. Как и многие её талантливые сверстники Татьяна Лившиц была выпускницей первого набора Московской средней художественной школы. Будущая художница училась со Львом Котляровым, Гелием Коржевым, Алексеем Ткачевым, Петром Оссовским, Вячеславом Манухиным и другими ставшими известными живописцами.

В своей книге воспоминаний «Лучи детства» Люциан Александрович Шитов так написал о творчестве Татьяны Лившиц, имевшей в школе прозвище «Вшиц»:

«Живопись Т. Лившиц <…> очень рисовальна, естественна и красива. Мало кто с такой убедительностью работает в технике темперы, да и кто еще сегодня может безошибочно (и не теряя художественности) вычертить в интерьерной композиции сложный орнаментальный паркет. Только вот жалко, что так называемым широким зрительским массам, одураченным даже по телевидению пропагандой, практически незнакомы такие скромные, но интересные художники…»

Татьяна Лившиц. Автопортрет
Татьяна Лившиц. Автопортрет

Родилась Татьяна Исааковна 13 декабря 1925 года в Москве. Её отец, Исаак Леопольдович, родом был из Одессы, работал в одесской газете «Моряк» вместе со своим другом ещё по коммерческому училищу Исааком Бабелем. В 1921 году Исаак Лившиц женился на Людмиле Верцнер, учившейся на биологическом факультете Одесского университета вместе с сестрой Бабеля Мэри. В 1922 году молодая семья перебралась в Москву. Исаак Лившиц, был редактором в издательстве «Россия», а затем – главным художником, преподавал в Полиграфическом институте, коллекционировал графику художников объединения «Мир искусства». Мама Татьяны тоже была художником.
В их доме собирались интересные творческие люди, читал стихи Осип Мандельштам. Девочка росла на Арбате, впитывала в себя дух Москвы и искусства.

Татьяна Лившиц. Арбатский переулок. 1959. Картон, масло. 50 х 35
Татьяна Лившиц. Арбатский переулок. 1959. Картон, масло. 50 х 35

Но увлечение рисованием у неё появилось не сразу. Художница вспоминала:

«Только в 11 лет впервые взяла кисточку в руки, а до этого довольно упорно занималась музыкой. Но я довольно быстро, буквально через пару уроков, научилась держать кисть. И вообще страшно увлеклась. Я бросила музыку и стала рисовать. И полюбила это на всю жизнь»


После обучения в
1939-1944 годах в Московской средней художественной школе, Татьяна Лившиц поступила на факультете живописи в Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Её учителями были Алексей Грицай и Василий Почиталов. Художница в одном из интервью рассказала:

«Когда я училась в средней школе, меня все время пытались перековать – на импрессионистическую манеру, которая тогда практиковалась. А я всегда сопротивлялась <…>. Они (преподаватели) просто думали, что я не могу. Не могу так хорошо, как они хотят. Но вот в институте, <…> мой педагог Василий Васильевич Почиталов, однажды стоя у меня за спиной, когда я с увлечением писала обнаженную женскую натуру, вдруг сказал: «Слушай, а ведь это не бездарно… Но так ведь никто не делает!» И вот когда я услышала эту фразу, я вдруг поняла: я буду, я буду делать так, как я хочу и как считаю нужным. Ведь я, когда меня ругали, я старалась делать так, как они хотят, – но у меня не получалось. И с тех пор я делаю так, как я хочу»


В
1947-1948 годах Татьяна Лившиц занималась в мастерской монументальной живописи у Николая Чернышева. О нём художница вспоминала с большим теплом:

«У него было удивительно уважительное отношение к нам. Он разговаривал с нами на равных, он допускал наличие собственного мнения и собственного взгляда. <…>
Он сам был очень хорошим художником. И может быть, именно благодаря этому я в какой-то момент вдруг ощутила, что вот то индивидуальное, что есть во мне, что именно я вижу, что именно я произвожу, я, а не кто-то другой, – это как раз и ценность. Он очень хорошо умел дать почувствовать вот эту ценность. И мы из его мастерской вышли все разные. Потому что он не подминал под себя, а развивал то, что есть»

Татьяна Лившиц. Кижи. 1948. Бумага, темпера, 16,2 х 38,5
Татьяна Лившиц. Кижи. 1948. Бумага, темпера, 16,2 х 38,5
Татьяна Лившиц. Онежское озеро. 1948. Бумага, темпера. 22 x 38.5
Татьяна Лившиц. Онежское озеро. 1948. Бумага, темпера. 22 x 38.5
Татьяна Лившиц. Заводские будни. 1948. Бумага, смешанная техника. 49,7 х 74
Татьяна Лившиц. Заводские будни. 1948. Бумага, смешанная техника. 49,7 х 74

В 1951 году Татьяна Исааковна окончила институт с дипломной работой «На строительстве МГУ» под руководством Алексея Грицая.

Татьяна Лившиц. Стройка. 1950 (эскиз к дипломной работе). Холст, темпера. 55.5 x 41.5
Татьяна Лившиц. Стройка. 1950 (эскиз к дипломной работе). Холст, темпера. 55.5 x 41.5

После учебы художница работала в комиссии МОСХ по охране памятников и, как она сама вспоминала, каждый свой день посвящала искусству, «рисовала самозабвенно»: «Если не работаю, то считай – день потерян».

Татьяна Лившиц работала в различных жанрах и техниках. Она писала портреты, натюрморты, городские пейзажи.

Татьяна Лившиц. Автопортрет за работой. 1950-e. Картон, масло. 70 x 48.5
Татьяна Лившиц. Автопортрет за работой. 1950-e. Картон, масло. 70 x 48.5
Татьяна Лившиц. Лидочка. Эскиз к картине «Вечером». 1952. Холст, масло. 60 х 50
Татьяна Лившиц. Лидочка. Эскиз к картине «Вечером». 1952. Холст, масло. 60 х 50

Часто её работы составляли целые серии картин.

Татьяна Лившиц. Индианка. VI всемирный фестиваль молодёжи и студентов, Москва, 1957. 1957. Картон, масло. 50 x 35
Татьяна Лившиц. Индианка. VI всемирный фестиваль молодёжи и студентов, Москва, 1957. 1957. Картон, масло. 50 x 35
Татьяна Лившиц. Мотагедара, цейлонский художник. Фестиваль молодёжи, 1957. 1957. Картон, масло. 35 x 25.5
Татьяна Лившиц. Мотагедара, цейлонский художник. Фестиваль молодёжи, 1957. 1957. Картон, масло. 35 x 25.5
Татьяна Лившиц. Сикх. Фестиваль молодёжи 1957 года. 1957. Картон, масло. 25.5 x 17.5
Татьяна Лившиц. Сикх. Фестиваль молодёжи 1957 года. 1957. Картон, масло. 25.5 x 17.5
Татьяна Лившиц. Делегатка Финляндии. Фестиваль. 1957. Картон, масло. 50 x 35
Татьяна Лившиц. Делегатка Финляндии. Фестиваль. 1957. Картон, масло. 50 x 35

Наиболее известной стала серия картин «Морозовская больница» 1962-1975 годов.
Татьяна Исааковна рассказывала:

«Меня попросили написать портрет одного известного хирурга, а я увлеклась. Я написала его портрет и стала писать еще работы, потому что мне показалась эта тема очень интересной – и пластически, и человечески. Я даже не знаю, что меня увлекло. Дети, сестры, врачи, интерьер…»

Татьяна Лившиц. Заслуженный врач РСФСР Александр Николаевич Рябинкин. 1961. Холст на картоне, масло. 50 х 35
Татьяна Лившиц. Заслуженный врач РСФСР Александр Николаевич Рябинкин. 1961. Холст на картоне, масло. 50 х 35
Татьяна Лившиц. В больнице. 1962. Холст, темпера. 63,5 х 78
Татьяна Лившиц. В больнице. 1962. Холст, темпера. 63,5 х 78
Татьяна Лившиц. На ночном дежурстве. Вариант. 1967. Холст, темпера. 74 х 59,5
Татьяна Лившиц. На ночном дежурстве. Вариант. 1967. Холст, темпера. 74 х 59,5
Татьяна Лившиц. Утро. Медсестра Светлана Самохина. 1974-1975. Холст, темпера. 72 х 60. Белгородский государственный художественный музей
Татьяна Лившиц. Утро. Медсестра Светлана Самохина. 1974-1975. Холст, темпера. 72 х 60. Белгородский государственный художественный музей
Татьяна Лившиц. Итоги дня. 1974-1975. Холст, темпера. 72 х 80. Белгородский государственный художественный музей
Татьяна Лившиц. Итоги дня. 1974-1975. Холст, темпера. 72 х 80. Белгородский государственный художественный музей
Татьяна Лившиц. Старейший врач, ветеран ВОВ В.Н. Вернер за работой (из триптиха «В 18 отделении»). 1975. Холст, масло. 72 х 60. Музейно-выставочный центр, г. Когалым
Татьяна Лившиц. Старейший врач, ветеран ВОВ В.Н. Вернер за работой (из триптиха «В 18 отделении»). 1975. Холст, масло. 72 х 60. Музейно-выставочный центр, г. Когалым

С 1954 года Татьяна Лившиц участвовала в различных выставках. В 1969-м, в 1993-м и 2005 годах прошли персональные выставки художницы.

Самым своим любимым жанром Татьяна Исааковна считала городской пейзаж. Она написала огромное количество работ с изображением уютных улочек, домов и переулков разных городов. Вдохновение художница черпала из многочисленных путешествий по Италии, Франции, Шотландии, Дании, Египту и Тунису. Татьяна Исааковна считала, что у художника должна быть возможность многое видеть, постоянно узнавать новое, знакомиться с другими странами и культурами.

«Для меня, например, очень важны путешествия. Потому что путешествия – это пейзажи, музеи, люди наконец. Это общение с другими людьми, с принципиально иными – у которых другой взгляд, другая точка зрения. Очень важно постоянное постижение чего-то нового», – говорила Татьяна Лившиц

Татьяна Лившиц. Париж. Турнельский мост. 1968. Бумага, гуашь. 31,5 х 49
Татьяна Лившиц. Париж. Турнельский мост. 1968. Бумага, гуашь. 31,5 х 49
Татьяна Лившиц. Улица Дантон 8. Париж. 1980. Бумага, графитный карандаш, пастель. 64,7 х 49,8
Татьяна Лившиц. Улица Дантон 8. Париж. 1980. Бумага, графитный карандаш, пастель. 64,7 х 49,8
Татьяна Лившиц. Венеция. Красный мостик. 1999. Холст, темпера. 49 x 39
Татьяна Лившиц. Венеция. Красный мостик. 1999. Холст, темпера. 49 x 39
Татьяна Лившиц. Венеция. 2008. Цветная бумага, пастель. 42 х 63
Татьяна Лившиц. Венеция. 2008. Цветная бумага, пастель. 42 х 63
Татьяна Лившиц. Венеция. Памятник Кондотьеру Каллеони. 2008. Бумага, пастель. 65 x 50
Татьяна Лившиц. Венеция. Памятник Кондотьеру Каллеони. 2008. Бумага, пастель. 65 x 50
Татьяна Лившиц. Флоренция. Понте Веккьо. 2009. Холст, темпера, акрил. 40 х 50
Татьяна Лившиц. Флоренция. Понте Веккьо. 2009. Холст, темпера, акрил. 40 х 50

Но особенно Татьяна Исааковна любила писать Москву – свой родной любимый город. О том, как он ей дорог, художница поняла во время войны. Когда она находилась в эвакуации в Башкирии, Москва начала ей сниться. Недаром для дипломной работы она выбрала тему московской стройки. По произведениям Татьяны Лившиц можно проследить, как Москва строилась, менялась, хорошела, сохраняя своё обаяние в старых переулках. В последние годы художница часто изображала Москву из своего окна.

Татьяна Лившиц. Ленинский проспект строится. 1972. Картон, масло. 50 х 66
Татьяна Лившиц. Ленинский проспект строится. 1972. Картон, масло. 50 х 66
Татьяна Лившиц. Москва. Площадь Куйбышева. 1980. Холст, темпера. 62 х 74. Белгородский государственный художественный музей
Татьяна Лившиц. Москва. Площадь Куйбышева. 1980. Холст, темпера. 62 х 74. Белгородский государственный художественный музей
Татьяна Лившиц. Волхонка. 1980. Холст, темпера. 50 х 78
Татьяна Лившиц. Волхонка. 1980. Холст, темпера. 50 х 78
Татьяна Лившиц. Москва-река. Осень. 1990
Татьяна Лившиц. Москва-река. Осень. 1990
Татьяна Лившиц. Сумерки. 2005. Холст, темпера. 50 x 35
Татьяна Лившиц. Сумерки. 2005. Холст, темпера. 50 x 35
Татьяна Лившиц. Бородинский мост. 2006. Холст, темпера. 59,5 х 98,5
Татьяна Лившиц. Бородинский мост. 2006. Холст, темпера. 59,5 х 98,5
Татьяна Лившиц. Москва, диптих. 2007. Холст, масло
Татьяна Лившиц. Москва, диптих. 2007. Холст, масло
Татьяна Лившиц. Глазовский переулок. 2008. Холст, темпера. 40 x 60
Татьяна Лившиц. Глазовский переулок. 2008. Холст, темпера. 40 x 60
Татьяна Лившиц. Гагаринский переулок. 2009. Холст, масло. 60 х 50
Татьяна Лившиц. Гагаринский переулок. 2009. Холст, масло. 60 х 50

Также Татьяна Исааковна занималась графикой. Как и её ближайшая подруга по художественной школе Ника Гольц, Татьяна Лившиц иллюстрировала детские книги. С Никой, дочкой известного архитектора Георгия Павловича Гольца, они дружили всю жизнь. Люциан Александрович Шитов вспоминал: «Перефразируя классика, можно констатировать: мы говорим Лившиц, подразумеваем Гольц, говорим Гольц – подразумеваем Лившиц».

Татьяна Лившиц. Вариант обложки к книге «Приключения лососенка». 1959. Бумага, смешанная техника. 21.6 x 34.2
Татьяна Лившиц. Вариант обложки к книге «Приключения лососенка». 1959. Бумага, смешанная техника. 21.6 x 34.2
Татьяна Лившиц. Обложка к сборнику чувашских сказок «Этиккан и Селиме». Бумага, печать. 36.5 x 50
Татьяна Лившиц. Обложка к сборнику чувашских сказок «Этиккан и Селиме». Бумага, печать. 36.5 x 50
Татьяна Лившиц. Иллюстрация к детской книжке «Угадайка». Вывозят снег. Бумага, смешанная техника. 20 x 20
Татьяна Лившиц. Иллюстрация к детской книжке «Угадайка». Вывозят снег. Бумага, смешанная техника. 20 x 20

Художница рассказывала, как рождаются её картины:

«А потом на чем-то останавливается взгляд, почти случайно, и душа словно открывается, словно бы говорит: «Ах!» И хочется отобразить, отразить вот это ах!, передать эту свою глубокую нежность, свою любовь… Мне вообще кажется, что искусство есть только там, где есть любовь – к тому, что видишь вокруг, через что себя выражаешь»

Татьяна Исааковна Лившиц, фотография 2005 года
Татьяна Исааковна Лившиц, фотография 2005 года

В 2010 году Татьяна Исааковна Лившиц ушла из жизни, но осталось огромное количество её картин. Они хранятся в региональных музеях, частных собраниях, и даже в посольствах и отделениях ГАИ.

Предлагаю вам ещё посмотреть пейзажи, портреты и натюрморты Татьяны Лившиц.

Татьяна Лившиц. Строительство МИДа. 1950. Картон, графитный карандаш, темпера. 24 х 34
Татьяна Лившиц. Строительство МИДа. 1950. Картон, графитный карандаш, темпера. 24 х 34
Татьяна Лившиц.  Старые ивы. 1962. Холст на картоне, масло. 49,5 х 70
Татьяна Лившиц. Старые ивы. 1962. Холст на картоне, масло. 49,5 х 70
Татьяна Лившиц. Натюрморт с дымковской игрушкой. 1971. Бумага, пастель. 82.5 x 48
Татьяна Лившиц. Натюрморт с дымковской игрушкой. 1971. Бумага, пастель. 82.5 x 48
Татьяна Лившиц. Торжок. Левобережье. 1971. Бумага, пастель. 32,5 х 50
Татьяна Лившиц. Торжок. Левобережье. 1971. Бумага, пастель. 32,5 х 50
Татьяна Лившиц. Октябрь. 1975. Холст, темпера. 49,5 х 43,5
Татьяна Лившиц. Октябрь. 1975. Холст, темпера. 49,5 х 43,5
Татьяна Лившиц. Апрель. 1976. Холст на картоне, смешанная техника. 35 x 50
Татьяна Лившиц. Апрель. 1976. Холст на картоне, смешанная техника. 35 x 50
Татьяна Лившиц. Ива. 1976. Холст, картон, темпера. 35 x 50
Татьяна Лившиц. Ива. 1976. Холст, картон, темпера. 35 x 50
Татьяна Лившиц. Шиповник на скамейке. 1981. Холст, акрил, темпера. 40 х 30
Татьяна Лившиц. Шиповник на скамейке. 1981. Холст, акрил, темпера. 40 х 30
Татьяна Лившиц. Незабудки. 1984. Холст, темпера. 35 х 25
Татьяна Лившиц. Незабудки. 1984. Холст, темпера. 35 х 25
Татьяна Лившиц. Полевые цветы на подоконнике. 1986. Холст, темпера. 40 х 30
Татьяна Лившиц. Полевые цветы на подоконнике. 1986. Холст, темпера. 40 х 30
Татьяна Лившиц. Букет. 1987. Бумага, смешанная техника. 53 х 38,8
Татьяна Лившиц. Букет. 1987. Бумага, смешанная техника. 53 х 38,8
Татьяна Лившиц. Женя Кисин. 1985. Холст, темпера
Татьяна Лившиц. Женя Кисин. 1985. Холст, темпера
Татьяна Лившиц. Женя задумался. 1988. Холст, темпера. 55 x 35.5
Татьяна Лившиц. Женя задумался. 1988. Холст, темпера. 55 x 35.5
Татьяна Лившиц. Урок. 1990. Холст, темпера. 55 х 50
Татьяна Лившиц. Урок. 1990. Холст, темпера. 55 х 50
Татьяна Лившиц. Церковь Вознесения в Торжке. По рисунку 1974 года. 1985. Холст на картоне, темпера. 49,2 х 35
Татьяна Лившиц. Церковь Вознесения в Торжке. По рисунку 1974 года. 1985. Холст на картоне, темпера. 49,2 х 35
Татьяна Лившиц. Дождливый день. 1986. Картон, темпера. 49.5 x 39.5
Татьяна Лившиц. Дождливый день. 1986. Картон, темпера. 49.5 x 39.5
Татьяна Лившиц. Дельфиниумы. 1999. Холст, темпера, акрил. 69 х 54
Татьяна Лившиц. Дельфиниумы. 1999. Холст, темпера, акрил. 69 х 54
Татьяна Лившиц. Роза и соловей. 2000. Бумага, темпера. 48,5 х 32,5
Татьяна Лившиц. Роза и соловей. 2000. Бумага, темпера. 48,5 х 32,5
Татьяна Лившиц. Расцвели дельфиниумы. 2001. Холст, акриловая темпера. 65 x 55
Татьяна Лившиц. Расцвели дельфиниумы. 2001. Холст, акриловая темпера. 65 x 55
Татьяна Лившиц. Снытка перед зеркалом. 2004. Оргалит, темпера. 65,7 х 50,8
Татьяна Лившиц. Снытка перед зеркалом. 2004. Оргалит, темпера. 65,7 х 50,8
Татьяна Лившиц. Чернышев мост. Санкт-Петербург. 2006. Холст, картон, темпера. 40 x 30
Татьяна Лившиц. Чернышев мост. Санкт-Петербург. 2006. Холст, картон, темпера. 40 x 30
Татьяна Лившиц. Жасмин перед окном. 2006. Холст, темпера. 50 x 40
Татьяна Лившиц. Жасмин перед окном. 2006. Холст, темпера. 50 x 40

С любовью, ваша Света В.

Мой Телеграм-канал, где вы найдете много произведений поэтов и художников, а также анонсы всех моих новых статей и много ещё всего интересного

Света В Литературе и Искусстве

А все мои публикации в Дзен вы легко найдёте в статье «Путеводитель по каналу. Как быстро найти нужную статью»