100 лет назад родилась Татьяна Исааковна Лившиц (1925-2010), замечательный художник, график, мастер городского пейзажа. Как и многие её талантливые сверстники Татьяна Лившиц была выпускницей первого набора Московской средней художественной школы. Будущая художница училась со Львом Котляровым, Гелием Коржевым, Алексеем Ткачевым, Петром Оссовским, Вячеславом Манухиным и другими ставшими известными живописцами.
В своей книге воспоминаний «Лучи детства» Люциан Александрович Шитов так написал о творчестве Татьяны Лившиц, имевшей в школе прозвище «Вшиц»:
«Живопись Т. Лившиц <…> очень рисовальна, естественна и красива. Мало кто с такой убедительностью работает в технике темперы, да и кто еще сегодня может безошибочно (и не теряя художественности) вычертить в интерьерной композиции сложный орнаментальный паркет. Только вот жалко, что так называемым широким зрительским массам, одураченным даже по телевидению пропагандой, практически незнакомы такие скромные, но интересные художники…»
Родилась Татьяна Исааковна 13 декабря 1925 года в Москве. Её отец, Исаак Леопольдович, родом был из Одессы, работал в одесской газете «Моряк» вместе со своим другом ещё по коммерческому училищу Исааком Бабелем. В 1921 году Исаак Лившиц женился на Людмиле Верцнер, учившейся на биологическом факультете Одесского университета вместе с сестрой Бабеля Мэри. В 1922 году молодая семья перебралась в Москву. Исаак Лившиц, был редактором в издательстве «Россия», а затем – главным художником, преподавал в Полиграфическом институте, коллекционировал графику художников объединения «Мир искусства». Мама Татьяны тоже была художником.
В их доме собирались интересные творческие люди, читал стихи Осип Мандельштам. Девочка росла на Арбате, впитывала в себя дух Москвы и искусства.
Но увлечение рисованием у неё появилось не сразу. Художница вспоминала:
«Только в 11 лет впервые взяла кисточку в руки, а до этого довольно упорно занималась музыкой. Но я довольно быстро, буквально через пару уроков, научилась держать кисть. И вообще страшно увлеклась. Я бросила музыку и стала рисовать. И полюбила это на всю жизнь»
После обучения в 1939-1944 годах в Московской средней художественной школе, Татьяна Лившиц поступила на факультете живописи в Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Её учителями были Алексей Грицай и Василий Почиталов. Художница в одном из интервью рассказала:
«Когда я училась в средней школе, меня все время пытались перековать – на импрессионистическую манеру, которая тогда практиковалась. А я всегда сопротивлялась <…>. Они (преподаватели) просто думали, что я не могу. Не могу так хорошо, как они хотят. Но вот в институте, <…> мой педагог Василий Васильевич Почиталов, однажды стоя у меня за спиной, когда я с увлечением писала обнаженную женскую натуру, вдруг сказал: «Слушай, а ведь это не бездарно… Но так ведь никто не делает!» И вот когда я услышала эту фразу, я вдруг поняла: я буду, я буду делать так, как я хочу и как считаю нужным. Ведь я, когда меня ругали, я старалась делать так, как они хотят, – но у меня не получалось. И с тех пор я делаю так, как я хочу»
В 1947-1948 годах Татьяна Лившиц занималась в мастерской монументальной живописи у Николая Чернышева. О нём художница вспоминала с большим теплом:
«У него было удивительно уважительное отношение к нам. Он разговаривал с нами на равных, он допускал наличие собственного мнения и собственного взгляда. <…>
Он сам был очень хорошим художником. И может быть, именно благодаря этому я в какой-то момент вдруг ощутила, что вот то индивидуальное, что есть во мне, что именно я вижу, что именно я произвожу, я, а не кто-то другой, – это как раз и ценность. Он очень хорошо умел дать почувствовать вот эту ценность. И мы из его мастерской вышли все разные. Потому что он не подминал под себя, а развивал то, что есть»
В 1951 году Татьяна Исааковна окончила институт с дипломной работой «На строительстве МГУ» под руководством Алексея Грицая.
После учебы художница работала в комиссии МОСХ по охране памятников и, как она сама вспоминала, каждый свой день посвящала искусству, «рисовала самозабвенно»: «Если не работаю, то считай – день потерян».
Татьяна Лившиц работала в различных жанрах и техниках. Она писала портреты, натюрморты, городские пейзажи.
Часто её работы составляли целые серии картин.
Наиболее известной стала серия картин «Морозовская больница» 1962-1975 годов.
Татьяна Исааковна рассказывала:
«Меня попросили написать портрет одного известного хирурга, а я увлеклась. Я написала его портрет и стала писать еще работы, потому что мне показалась эта тема очень интересной – и пластически, и человечески. Я даже не знаю, что меня увлекло. Дети, сестры, врачи, интерьер…»
С 1954 года Татьяна Лившиц участвовала в различных выставках. В 1969-м, в 1993-м и 2005 годах прошли персональные выставки художницы.
Самым своим любимым жанром Татьяна Исааковна считала городской пейзаж. Она написала огромное количество работ с изображением уютных улочек, домов и переулков разных городов. Вдохновение художница черпала из многочисленных путешествий по Италии, Франции, Шотландии, Дании, Египту и Тунису. Татьяна Исааковна считала, что у художника должна быть возможность многое видеть, постоянно узнавать новое, знакомиться с другими странами и культурами.
«Для меня, например, очень важны путешествия. Потому что путешествия – это пейзажи, музеи, люди наконец. Это общение с другими людьми, с принципиально иными – у которых другой взгляд, другая точка зрения. Очень важно постоянное постижение чего-то нового», – говорила Татьяна Лившиц
Но особенно Татьяна Исааковна любила писать Москву – свой родной любимый город. О том, как он ей дорог, художница поняла во время войны. Когда она находилась в эвакуации в Башкирии, Москва начала ей сниться. Недаром для дипломной работы она выбрала тему московской стройки. По произведениям Татьяны Лившиц можно проследить, как Москва строилась, менялась, хорошела, сохраняя своё обаяние в старых переулках. В последние годы художница часто изображала Москву из своего окна.
Также Татьяна Исааковна занималась графикой. Как и её ближайшая подруга по художественной школе Ника Гольц, Татьяна Лившиц иллюстрировала детские книги. С Никой, дочкой известного архитектора Георгия Павловича Гольца, они дружили всю жизнь. Люциан Александрович Шитов вспоминал: «Перефразируя классика, можно констатировать: мы говорим Лившиц, подразумеваем Гольц, говорим Гольц – подразумеваем Лившиц».
Художница рассказывала, как рождаются её картины:
«А потом на чем-то останавливается взгляд, почти случайно, и душа словно открывается, словно бы говорит: «Ах!» И хочется отобразить, отразить вот это ах!, передать эту свою глубокую нежность, свою любовь… Мне вообще кажется, что искусство есть только там, где есть любовь – к тому, что видишь вокруг, через что себя выражаешь»
В 2010 году Татьяна Исааковна Лившиц ушла из жизни, но осталось огромное количество её картин. Они хранятся в региональных музеях, частных собраниях, и даже в посольствах и отделениях ГАИ.
Предлагаю вам ещё посмотреть пейзажи, портреты и натюрморты Татьяны Лившиц.
С любовью, ваша Света В.
Мой Телеграм-канал, где вы найдете много произведений поэтов и художников, а также анонсы всех моих новых статей и много ещё всего интересного
А все мои публикации в Дзен вы легко найдёте в статье «Путеводитель по каналу. Как быстро найти нужную статью»