Найти в Дзене
Отмороженные истории

Отмыть нельзя? Годовщина трагедии на Черном море: интриги, итоги и перспективы

Ровно год назад утром 15 декабря 2024 года в акватории Черного моря в Керченском проливе подали сигналы SOS два нефтеналивных танкера. Итогом бездействия стала крупнейшая с начала тысячелетия катастрофа, из-за которой в воде по разным подсчётам оказалось от 2,4 до 5 тысяч тонн мазута. За минувший год многое было сделано для приведения в порядок заповедных золотых пляжей, вскрылись схемы теневого бизнеса, а губернатор Краснодарского края теперь дует на спокойную воду, после того, как обжегся на молоке, пардон, мазуте. Чёрное море за этот год пережило немало Предлагаю рассмотреть ключевые точки в этом темном (в прямом и переносном смысле этого слова) деле, а также предположить сроки, когда же пляжи Анапы смогут быть открыты для отдыхающих. Темная сторона луны Весь сыр бор разгорелся из-за двух нефтеналивных танкеров. Из-за чреды нарушений, чьей-то халатности и темных делишек пострадала целая экосистема региона, а Анапа понесла многомиллионные убытки не только из-за ликвидации послед

Ровно год назад утром 15 декабря 2024 года в акватории Черного моря в Керченском проливе подали сигналы SOS два нефтеналивных танкера. Итогом бездействия стала крупнейшая с начала тысячелетия катастрофа, из-за которой в воде по разным подсчётам оказалось от 2,4 до 5 тысяч тонн мазута. За минувший год многое было сделано для приведения в порядок заповедных золотых пляжей, вскрылись схемы теневого бизнеса, а губернатор Краснодарского края теперь дует на спокойную воду, после того, как обжегся на молоке, пардон, мазуте.

Чёрное море за этот год пережило немало
Чёрное море за этот год пережило немало

Предлагаю рассмотреть ключевые точки в этом темном (в прямом и переносном смысле этого слова) деле, а также предположить сроки, когда же пляжи Анапы смогут быть открыты для отдыхающих.

Темная сторона луны

Весь сыр бор разгорелся из-за двух нефтеналивных танкеров. Из-за чреды нарушений, чьей-то халатности и темных делишек пострадала целая экосистема региона, а Анапа понесла многомиллионные убытки не только из-за ликвидации последствий, но и из-за срыва туристическоего сезона в минувшем году, когда большинство отелей были вынуждены закрыться. Основными причинами аварии эксперты выделяют следующие

Основные причины аварии:

Вот так старые суда разлома до волнами. Фото из сети
Вот так старые суда разлома до волнами. Фото из сети

1. Сложные метеоусловия. Суда попали в шторм с порывами ветра до 22 м/с. Из‑за высоких волн и ударов о воду корпуса танкеров не выдержали нагрузки.

2. Конструктивные повреждения из‑за перегруза. Оба танкера были залиты мазутом «по уши». Это способстовало получению повреждений конструктивных частей в жесткий шторм, когда волны просто разломали старые суда.

3. Возраст судов и возможное техническое состояние. Оба танкера были более, чем почтенного возраста («Волгонефть‑212» спустили на воду в 1969‑м, «Волгонефть‑239» — в 1973‑м), что снизило их устойчивость к экстремальным погодным условиям.

Последствия катастрофы аукаются до сих пор. Фото с ноябрьских каникул
Последствия катастрофы аукаются до сих пор. Фото с ноябрьских каникул

4. Отсутствие разрешений. «Волгонефть-239» перевозила нефтепродукты из порта Азов, несмотря на приостановление действия её документов Российским классификационным обществом.

5. Задержка с разгрузкой. По словам капитана, разгрузка «Волгонефти-239» была отложена из-за приоритетного обслуживания танкеров «Роснефти». Экипаж при этом заранее сообщал о технических неполадках, включая неисправность котла

Второму судну повезло дотянуть до берега
Второму судну повезло дотянуть до берега

В течение первых (и наиболее критических) дней масштабы и урон властями тщательно замалчивались и скрывались. Впервые о серьезности ситуации заговорили лишь к 26 декабря, когда нефтепродукты стали покрывать береговую линию дурно пахнущим одеялом.

По заявлению независимых источников оба затонувшие суда участвовали в экспорте нефтепродуктов из России в обход санкций, наложенных Евросоюзом из-за российского вторжения в Украину. Только за декабрь 2024 и январь 2025 в районе аварии было зафиксировано ещё 11 аналогичных судов, нарушавших правила эксплуатации Устаревшие суда этого типа «река-море» ранее уже становились причиной крупных экологических катастроф — в в 2007 году в Керченском проливе.

Независимая рабочая группа по изучению экологических последствий военных действий заявила, что нефтепродукты с этих судов предназначались для нефтеперерабатывающих заводов Индии. В этом ключе становится понятно, почему власти так старались избежать огласки.

Самого начала было понятно, что за всем этим стоит большой бизнес (пардон деньги), темные схемы и множество нарушений. Фото из сети нефтеперерабатывающий завод в Индии
Самого начала было понятно, что за всем этим стоит большой бизнес (пардон деньги), темные схемы и множество нарушений. Фото из сети нефтеперерабатывающий завод в Индии

Печальные итоги

Неутешительные итоги мне хотелось бы начать приводить с жертв этой страшной трагедии.

При кораблектрушении из 13 членов экипажа «Волгонефти-212», затонувшего в море, спасти удалось 12 человек, один (матрос моторист) погиб. За это капитан судна подвергся уголовному преследованию.

В медицинские учреждения из числа волонтеров и жителей города за оказанием медпомощи обратилось 145 человек, несколько было госпитализировано. В январе 2025 при уборке пляжей от мазута погиб 17-летний студент одного из техникумов Анапы, страдавший астмой. Так же по неподтверждённым источникам летом этого года погиб один из водолазов, выполнявших работы по очистке дна от мазута.

Для экосистемы края ситуация оказалось намного хуже. Так погибло около 70 краснокнижных дельфинов-афалин, порядка сотни морский свиней, мигрирующих через Керченский пролив из Азовского в черное море и обратно. Кроме того, от разлива мазута пострадали и пернатые обитатели Краснодарского края и Крыма. Так к 24 декабря было зафиксировано более 200 погибших птиц, впоследствии их общее количество оценивалось в 15–20 тысяч. Среди них было немало редких и краснокнижных, так как в районе розлива оказалось несколько заповедных территорий: Опукский заказник, Бугазская коса, национальный парк «Мыс Такиль».

-6

В зоне загрязнения оказалась авкватория Черного моря площадью около 400 тысяч квадратных километров (нефтяные выбросы достигли даже Балаклавы под Севастополем). К середине января мазутом оказались покрыты минимум 54 километра береговой линии Краснодарского края и 15 километров побережья Крыма. Часть мазута так и осталась в открытом море, постепенно осев на дно.

Работы по очищению пляжей интенсивно велись до мвайских праздников, после чего большинство волонтерских штабов было закрыты. Однако сотрудники МЧС продолжали уборку дна моря от мазута в течение всего летнего периода. А осень "порадовала" анапчан и окрестных жителей новыми выбросами, о чем я рассказывала в статье месяцем ранее.

А что с туризмом?

Сейчас вся Анапская общественность, тяжело в большей своей части пережившая минувший сезон, с трепетом ждет прямой линии с Президентом, где данный вопрос в обязательном порядке всплывет Потому что 9 января 2025 года именно президент объявил о федеральном уровне разразившейся катастрофы и призвал виновников к ответу.

Пляжи чистили почти весь год
Пляжи чистили почти весь год

Локальный турист Анапу по-прежнему любит и охотно едет туда, о чем я подробно рассказывала по итогам своих ноябрьских каникул

Как высказываются здравомыслящие люди об открытии Анапы для массового туризма, эта зима все покажет. Будут ли новые выбросы мазута на берег, насколько они будут сильными и массовыми, как будут обстоять дела с их уборкой.

В общем окончательное решение будет стоять за Роспотребнадзором и экологами весной следующего года. За победными заявлениями властей о том, что 90 процентов мазута уже убрано, замалчиваются сведения о 3,5 тысяч тонн мазута, что покоятся на дне Черного моря в затонувшем танкере. Спасательная операция по закрытию его бетонным саркофагом, если судить по скупым сведениям, просачивающимся в прессу, так и не завершена и идет с какими-то вечными проблемами.

-8

Мы очень хотели попасть в Анапу на эти Новогодние каникулы, но глянув на билеты передумали. Уже к началу декабря их попросту не было, а те, что оставались оказались по каким-то астрономическим ценам (133 тысячи за билет с носа на поезд в Анапу зимой это, по-моему, не то что слишком, это полный аут). На машине по зимним дорогам Краснодарского края ехать тоже так себе удовольствие, а лететь с пересадками сначала до Краснодара, потом ласточкой до Анапы с ребенком не хочется. Однако, этот факт говорит о том, что в эти зимние каникулы в Анапе будет более, чем многолюдно.

Немного шок контента. Других билетов на эти даты больше нет
Немного шок контента. Других билетов на эти даты больше нет

Будем искать для новогоднего путешествия другие варианты, хотя сроки уже, конечно, поджимают. Если вы так же, как и я только озадачились маршрутом поездки на длинные январские каникулы (а государство подарило в этом году почти две недели отдыха), то материалы дружественного канала Доступный мир: советы, маршруты, лайфхаки будут как нельзя кстати.

Всегда ваша Морозова❤️‍🩹