Найти в Дзене
Образ Жизни. Москва

Ирина Хрулева: Только мы сами можем воспитать новое поколение зрителя, интересующегося классикой!

Ирина Хрулева – известная оперная певица, которая блистательно выступает на Камерной сцены им. Б.А. Покровского Большого театра России, и с 2024 года является амбассадором культурно-просветительского проекта «Балетные истории. Русская классика», выступая в спектаклях проекта с оперными партиями из знаменитых опер великих русских классиков. Идея фестиваля, который знакомит детей с историей создания великих опер и балетов, созданных по мотивам литературной классики, принадлежит Фонду Оксаны Федоровой и впервые была реализована в 2023 году. Успех проекта вдохновил партнера проекта - НФ «Пушкинская библиотека» на проведение второго сезона в 2024 году, посвященного 225-летию А.С. Пушкина. В 2025 году проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и включает 3 постановки: «Волшебные сказки», «Неизвестный Чехов» и «Литературный бал». Площадкой проведения фестиваля неизменно выступает самая большая детская библиотека мира – Российская государственная детская библио

Ирина Хрулева – известная оперная певица, которая блистательно выступает на Камерной сцены им. Б.А. Покровского Большого театра России, и с 2024 года является амбассадором культурно-просветительского проекта «Балетные истории. Русская классика», выступая в спектаклях проекта с оперными партиями из знаменитых опер великих русских классиков.

Идея фестиваля, который знакомит детей с историей создания великих опер и балетов, созданных по мотивам литературной классики, принадлежит Фонду Оксаны Федоровой и впервые была реализована в 2023 году. Успех проекта вдохновил партнера проекта - НФ «Пушкинская библиотека» на проведение второго сезона в 2024 году, посвященного 225-летию А.С. Пушкина. В 2025 году проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и включает 3 постановки: «Волшебные сказки», «Неизвестный Чехов» и «Литературный бал». Площадкой проведения фестиваля неизменно выступает самая большая детская библиотека мира – Российская государственная детская библиотека.

-2

Мы поговорили с Ириной о важности таких проектов и почему сегодня так важно знакомить детей с классикой через адаптивные, мультиформатные проекты.

Ирина, вы уже второй сезон участвуете в проекте «Балетные истории», как вы считаете, насколько такие проекты сегодня важны и востребованы?

Уверена, что очень важны. Во-первых, конечно, дети – это наше будущее, будущее нашей страны, поэтому наша обязанность – воспитать их образованными, культурными, интеллигентными людьми. Для этого мы должны знакомить их с шедеврами классической литературы, музыки, с оперой и балетом, рассказывать о писателях, поэтах, композиторах. Русских, конечно, в первую очередь, ведь мы живем в России, и дети должны знать выдающихся деятелей, связанных с их родной страной и культурой. Во-вторых, музыканты уже давно бьют тревогу из-за слишком высокого среднего возраста зрителей, посещающих концерты и спектакли, в которых звучит классическая музыка. Только мы сами можем воспитать новое поколение зрителя, интересующегося классикой. А насчет востребованности – судя по количеству зрителей в зале, интерес к подобным проектам есть и весьма немалый. Думаю, многие родители понимают, насколько важно всестороннее развитие и культурное воспитание детей, и целенаправленно ведут их на подобные мероприятия.

Вы актриса, певица Камерной сцены Большого театра, ваша привычная аудитория это в большей степени взрослая, подготовленная аудитория. Как вы считаете с каких оперных произведений можно/нужно приучать детей к классическому искусству?

На самом деле несмотря на то, что я в основном выступаю для взрослой аудитории, в нашем театре есть и детские спектакли, в которых я принимаю участие. Мне кажется, что именно с такого рода спектаклей – специально созданных для детей – стоит начинать знакомство людей с академической музыкой и с оперой. То, что происходит на сцене, должно быть для детей интересно, чтобы им захотелось повторить опыт – снова прийти в театр, посмотреть спектакль, послушать музыку. Для этого музыка должна быть красивой и мелодичной, текст и сюжет – понятными, а постановка – красочной. При этом поначалу подобные спектакли не должны быть слишком продолжительными, ведь дети быстро устают. Спектакли проекта «Балетные истории» очень удачно сочетают в себе все нужные качества: каждый спектакль очень разнообразен по жанровому содержанию, в нем мы находим и драматическое действие, и музыку, и балет, и пение, и видеопроекцию, и песочную анимацию, и красивые костюмы, при этом все это удается уместить в примерно час – достаточно для того, чтобы дети кратко ознакомились с самыми разными шедеврами классической литературы, музыки и балета, но не успели слишком утомиться.)

Затем уже по мере взросления можно пробовать смотреть полноценные спектакли в театре – я бы рекомендовала начать с опер Римского-Корсакова, Чайковского, Глинки. При этом должна отметить, что важно выбирать постановки с более классическими режиссерскими решениями – эсперименты больше подходят искушенным зрителям. К счастью, сейчас довольно легко заранее познакомиться с содержанием спектакля, просто зайдя на сайт выбранного театра.

-3

В каждой постановке вы исполняете довольно сложные оперные партии, насколько по вашем ощущению детская аудитория к ним готова?

Мы каждый раз подбираем самые известные и самые красивые отрывки из этих партий – как правило, арии главных героинь из опер. Они не слишком короткие, чтобы у детей была возможность «прислушаться» и «присмотреться», но и не слишком длинные. Для первого знакомства такая дозированная подача, на мой взгляд, вполне оптимальна. Сама музыка – а это лучшие сочинения гениев нашей классики, таких как Михаил Глинка, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Николай Римский-Корсаков, – прекрасна сама по себе и не требует слишком тщательной подготовки. Однако в наших спектаклях обязательно рассказывается о сюжете исполняемых произведений, об их авторах, это позволяет детям лучше понять, что они сейчас будут слушать, настраивает их на нужный лад.

Как вы подбираете образы для постановок?

Это  очень интересный и вдохновляющий процесс: после утверждения программы спектаклей  мы согласовываем, какие произведения я могла бы исполнить – иногда это что-то, что я уже пела раньше, а иногда я намеренно выбираю что-то новое, мне так интереснее. Одновременно с этим встает вопрос создания полноценного образа вместе с костюмом, прической, мизансценами. Это самое увлекательное! Костюмы специально подбираем, чтобы они подходили к исполняемой роли и радовали глаз. И хотя у нас нет в распоряжении своего специального костюмерного или пошивочного цеха, и иногда приходится ухищряться, чтобы собрать нужный образ, тем не менее, пока все удавалось, я считаю, удачно. Во время репетиций мы с нашим режиссером Егором Симачевым обсуждаем, как мой персонаж будет вести себя на сцене. Егор не слишком меня ограничивает, и я многое придумываю сама. В итоге, я считаю, все образы получаются живыми и «полнокровными», как в настоящем театре.

Какой образ из тех, в которых вы выступили в фестивале в 2024 и в 2025 гг., вам нравится больше всего/запомнился больше всего?

Образы героинь из сказок, конечно, наиболее ярко запоминаются: Людмила из «Руслана и Людмилы», например, или Шемаханская царица из «Золотого петушка». Когда я пела Шемаханскую царицу, я заранее пряталась в шатре, потом выходила из него, мне кажется, это было очень красиво и эффектно.

Невозможно не упомянуть невероятную Царевну-лебедь из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сказке Пушкина. Помимо того, что это достаточно известное детям произведение, текст знаком, музыка очень красивая, но и костюм был потрясающий – белое платье с большими белыми крыльями, кокошник. Помню завороженные лица детей, которые увидели настоящую Царевну-лебедь, сошедшую с полотна Врубеля! (Оно, к слову, перед этим было продемонстрировано при помощи видеопроекции)

-4

В каких благотворительных/социо-культурных проектах вы участвуете помимо Балетных историй?

Оперные певцы довольно часто участвуют в различных проектах такого рода, мы часто выступаем в роли просветителей, вживую знакомя слушателей с шедеврами классической музыки. Нередко случаются выступления, попасть на которые зрители могут бесплатно. Например, я довольно участвую в программах общедоступной филармонии РАМ им. Гнесиных и в концертах кафедры органа ГМПИ им. Ипполитова-Иванова. Я принимала участие в благотворительном концерте в Рахманиновском зале Московской консерватории, посвященном жертвам Холокоста. А участие в благотворительных проектах, направленных на детскую аудиторию, связано с сотрудничеством с Благотворительным фондом Оксаны Федоровой: я выступала в качестве Эксперта в работе Жюри Международного конкурса юных музыкантов «Моя Россия: музыкальное путешествие» в 2024 году, в благотворительных концертах фонда в рамках Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ. И, конечно, «Балетные истории» – это для меня особый и ценный опыт.

Поделитесь вашими творческими планами – на какие спектакли с вашим участием вы можете пригласить семейную/детскую аудиторию, а на какие взрослого/подготовленного зрителя?

Если говорить о спектаклях Камерной сцены Большого театра, в которых я участвую, то среди именно детских я могу выделить «Чиполлино» современного композитора Т. Камышевой. Спектакль веселый и красочный, дети всегда с интересом его смотрят. Детям постарше уже можно слушать более «взрослую» музыку. Тут уже уместно будет знакомство с операми Моцарта, например, «Волшебной флейтой» или «Директором театра» – это спектакли, поставленные еще самим Борисом Покровским, великим оперным режиссером. Спектакль «Анна Франк / Белая роза» подходил для старшеклассников, у нас даже были специальные показы, но, к сожалению, он больше не идет. А вот мой любимый спектакль «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, в котором я пою сложнейшую партию Цербинетты, уже рассчитан на очень подготовленного зрителя.

Еще я очень люблю сольные концерты – сама придумываю и готовлю тематические программы. И хотя они тоже рассчитаны скорее на более взрослого слушателя, я выбираю для них очень красивые арии и романсы, которые еще и предваряются пояснительными комментариями, что делает их доступными для достаточно широкой аудитории. На моих концертах бывали и дети, и, должна сказать, они вполне смогли «осилить» такой формат. Возможно, моим следующим шагом будет создание новой программы, рассчитанной на более юного зрителя.

Желаю всем читателям портала «Образ жизни. Москва» прекрасного завершения 2025 года и счастливого Нового года!