Заметили мы недавно, что рубрика с обзорами игр на нашем канале оказалась в полнейшем забвении - целый год без новых материалов. В игры-то мы играем-играем, а обзоры совсем забросили. Нужно это срочно исправить! Буквально на выходных была пройдена, не сказать, что прям новая, но хотя бы игра 2025 года – «Mafia: The Old Country» (релиз - 8 августа 2025) от студии Hangar 13. И такая небольшая подводка была к тому, что автор канала GeekyReview Дарья прошла приквел серии игр «Mafia» на консоли PS5 и готова поделиться своим мнением.
Путешествие в сердце сицилийской мафии начала 20 века
Действие новой игры происходит на Сицилии в 1904-1907 годах (за десятилетия до событий первой части). Яркое солнце тут соседствует с тенью криминальных интриг, а традиции переплетаются с беспощадной реальностью зарождающейся мафии. Игрокам позволяют взглянуть на истоки преступных династий, которые позже определят судьбу Америки. Главным героем здесь является Энцо Фавара, человек, который показывает игроку обе стороны той эпохи: от изнурительного труда в серных рудниках (куда его продал в рабство отец за долги) и до работы в криминальной семье Торризи, где уже есть и власть, и деньги, но на деле тоже нет свободы. Место действия - город Сан-Селесте и окрестности. Он уже ранее появлялся в игре «Mafia II», но здесь предстает в немного другом обличье: пока еще не тронутый американским влиянием и пропитанный местным колоритом.
«Mafia: The Old Formula» - когда сюжет идет по кругу
Сюжет хорош, но он словно балансирует на грани ностальгии и самоповтора. С одной стороны, сценарий получился довольно занятным, но с другой - кажется, что перед нами просто слегка «переодетая» версия первой части (я играла как в оригинал 2002 года, так и в его ремейк 2020 года). И можете со мной поспорить, но это практически то же самое, что было в игре «Mafia: The City of Lost Heaven». СПОЙЛЕР (здесь у нас герой, который изначально не имеет общего с мафией – опасная передряга, в которой фигурируют гангстеры – спасение героя членами враждующей мафиозной семьи – работа на мафию – дружба с двумя коллегами - получение доверия от дона – внеземная любовь – убийство одного из друзей – предательство и сражение со втором другом – побег с любимой – смерть). И не обошлось без гонки на очень быстрой и плохо управляемой машине (но она тут проще). Отличия есть, но они не очень понравились (на общем впечатлении от игры это не отразилось). Постараюсь их все разобрать. Может зря придираюсь.
Почему в первой части Том Анджело решается на предательство дона? Сальери скрывал от семьи часть дохода, обманывал своих подчиненных (в ремейке было чуть по-другому – но суть одна). Далее большой спойлер (в новой игре героем движет его сердце: Энцо и дочь дона Изабелла влюбляются друг в друга. И это в какой-то момент становится основным мотивом для героя заполучить доверие дона, чтобы попросить у того благословение. Вот он говорит-говорит Изабелле и самим игрокам, что вот-вот все расскажет и они будут вместе. Но начинается новая глава, где Энцо уже планирует их побег. Как будто что-то взяли из сюжета и вырезали. Почему он передумал? Почему он не поговорил? Все выливается в бойню, где Энцо идет против людей, которые когда-то его спасли. А потом еще нам дают поиграть и за Изабеллу, которая вдруг начинает орудовать ножом как профессиональный мясник, кромсая людей, которых (возможно) знала с самого детства. Что для Энцо дон сделал плохого? Конечно, в его глазах, он становится просто мальчишкой, похитившим его дочь). К концу главные герои меня начали раздражать. И может я просто не романтик, но здесь просто отсутствует логика.
Наверное, вторичность сюжета (да и геймплея) – выделю как просто небольшой минус игры. Все-таки сюжет и геймплей тут довольно аутентичные и не лишены очарования классического «мафиозного» нарратива. А главный минус кроется в досадных технических шероховатостях. Управление очень капризное: механика взаимодействия с окружением (диалог с персонажем/использование предмета) требует зажатия определенной кнопки, которая то и дело исчезает - приходится отходить и подходить заново. Особенно сильно это ощущается в стелс‑эпизодах, где каждая секунда на счету. Разочаровали меня скучные босс-файты на ножах: вместо напряженных битв - унылое QTE с монотонным нажатием двух кнопок. И все же игра умудряется удержать внимание благодаря персонажам: и главные, и второстепенные прописаны с такой живостью, глубиной, что харизма и мотивы компенсируют шаблонные повороты сюжета. О плюсах игры расскажу дальше.
Меньше - значит лучше: о прелестях линейного сюжета
Внимание к деталям, однако, творит магию: каждая улочка Сан‑Селесте, каждый предмет интерьера, транспорт и оружие работают тут на погружение, создавая атмосферу того времени и ностальгию по первым частям. По духу, стилистике и геймплею игра больше похожа как раз на них. Здесь можно встретить молодых героев, чьи судьбы мы уже знаем, но сейчас видим в немного ином свете. А еще игра не ориентирована на открытый мир, предлагая при этом еще и небольшую карту мира - и это прекрасно («Mafia 3» была спорной). Главный плюс – игру не пытались искусственно растянуть: здесь даже можно пропускать поездки, а если отойти от маршрута, игра тебя вернет назад (прохождение занимает примерно 10 часов). Сосредоточенность на линейном повествовании позволяет сохранить напряжение/ритм, не распыляясь на необязательные активности. Ведь если они есть, то я не успокоюсь, пока все не сделаю. Но тут у нас классическая линейная игра, где вся возможность исследования реализована, но в отдельном режиме.
Режим «Прогулки» стал интересной находкой для меня (он был в первой части). Это открывает дополнительную активность за пределами основного сюжета, где можно поделать второстепенные задания и просто прокатиться по городу. Этот режим открывается не сразу, а после прохождения определенной главы, но тут я выбрала стратегию «сюжет в первую очередь» и открыла режим только после финальных титров – нарратив в чистом виде. Я из тех людей, которые проходят сюжет только после всех второстепенных миссий, дополнений, знаков вопроса и т.д, и приходят к финальному боссу дико перекаченными. Тут же я решила не распыляться, и второстепенную активность в виде скачек на лошадях и заездах на машинах выполнила после. А вот от собирательства решительно отказалась: взглянув на список всех коллекционных предметов (фотографии, газеты, статуи), ачивки, поняла, что это удовольствие не принесет. Забавно, что в тоже недавно пройденной «Dragon Age: The Veilguard» я собрала просто все достижения. Да, я играла в это, но не знаю, нужен ли вам обзор (если да, пишите в комментариях).
Порадовало наличие русской озвучки: здесь не просто субтитры, а полноценная локализация. При этом нет итальянской озвучки, но зато есть сицилийская (для пущего антуража). Наша же озвучка выделяется вкраплением итальянских фраз без перевода: сначала это раздражало, так как их перевода при этом не давали, но прислушиваясь к контексту, невольно погрузилась в языковую среду - после прохождения даже остается ощущение, будто ты чуть выучил язык (хотя, слово «merda», я узнала еще во времена «Assassin's Creed 2»). Атмосфера создается не только языком, но и множеством других тонких деталей. Например, тут есть еще и ретро-режим, делающий картинку винтажной и схожей со старыми фильмами.
Итоги: почему игра стоит времени - даже с ее недочетами
В итоге из игры «Mafia: The Old Country» получается если не прям революция, то виртуозный ремикс - тот случай, когда знакомые ноты складываются в мелодию, способную растрогать и увлечь. Да, сюжет тут оглядывается на классику серии, а геймплей не лишен шероховатостей - но это просто меркнет перед невероятной атмосферой, визуальной красотой и глубиной проработки мира. Каждая деталь - от сицилийского диалекта в русской озвучке до винтажного режима - работает на погружение, превращая прогулку по Сан‑Селесте в путешествие через время.
Игра же не пытается объять необъятное: она сознательно выбирает линейность, концентрируется на истории, выигрывает от этого выбора. Тут нет растягивания хронометража - только нарратив, харизматичные герои и ощущение той эпохи, пропитанной солнцем/кровью. Так что, если хотите вернуться в мир мафиозных саг, где так ценятся стиль и атмосфера - эта игра встретит вас как старого друга. Знакомого, но по‑новому. Я же перехожу к игре – «The Outer Worlds 2». Не ясно, успею ли пройти это космическое путешествие до конца года. Вопрос открытый.
Автор: Дарья Астафьева