Найти в Дзене

Чем полезна критика и Как к ней относиться христианину?

Падая, вода насыщается кислородом и становится чище. Грамотно поданная критика может "освежить" взгляд на себя, очистив его от ложных убеждений. Иногда на нас как водопад обрушивается критика, причем не всегда конструктивная, а бывает, что несправедливая и потому обидная. Никому не нравится выслушивать замечания в свой адрес. Но давайте проанализируем то, как на протяжении истории люди реагировали, когда Сам Бог делал им замечания. Началось это ещё в раю, когда Бог, не обличая Адама напрямую, спросил: "Не ел ли ты с древа, с которого я запретил тебе есть? ". Казалось бы, говорит Сам Бог, причем не обличая, стоит прислушаться! Но Адам не смог отреагировать правильно. Он понимал, что обосновать свою ошибку и ложный выбор у него не получится и просто обвинил в ответ Бога и свою жену такими словами: "Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Бытие 3:12). В этом ответе Адам ловко переложил ответственность за свой поступок на двух лиц: на жену — указав, что она дала ем

Падая, вода насыщается кислородом и становится чище. Грамотно поданная критика может "освежить" взгляд на себя, очистив его от ложных убеждений.
Падая, вода насыщается кислородом и становится чище. Грамотно поданная критика может "освежить" взгляд на себя, очистив его от ложных убеждений.

Иногда на нас как водопад обрушивается критика, причем не всегда конструктивная, а бывает, что несправедливая и потому обидная. Никому не нравится выслушивать замечания в свой адрес. Но давайте проанализируем то, как на протяжении истории люди реагировали, когда Сам Бог делал им замечания.

Началось это ещё в раю, когда Бог, не обличая Адама напрямую, спросил: "Не ел ли ты с древа, с которого я запретил тебе есть? ". Казалось бы, говорит Сам Бог, причем не обличая, стоит прислушаться! Но Адам не смог отреагировать правильно. Он понимал, что обосновать свою ошибку и ложный выбор у него не получится и просто обвинил в ответ Бога и свою жену такими словами: "Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Бытие 3:12).

В этом ответе Адам ловко переложил ответственность за свой поступок на двух лиц: на жену — указав, что она дала ему плод, и на Бога — подчеркнув, что жена была дана ему самим Творцом, как будто это обстоятельство оправдывает его действия. Таким образом, Адам не признал своей вины, а попытался оправдаться, обвиняя других. 

 С тех пор человек так и содрогается от честных вопросов в свой адрес, ведь вопросы и критика могут обличить его поведение, показать тщетность его претензий, несостоятельность оправданий, неправильность избранных путей, от которых будет зависеть его жизнь и дальнейшая судьба.

А ведь именно это случилось на заре нашей истории с человечеством, когда Адам не покаялся за свое  непослушание Богу и не признал своей вины, а переложил ее на других. 

Из текстов Писания святые отцы прекрасно знали, что Бог с глубокой древности руководил жизнью людей и порой обращал к ним критику в самых разных формах: задавал вопросы, как Адаму или Каину, обличал устами пророков. При этом обличения или вразумления Божии — это, конечно, не критика ради критики, это прямое предупреждение от опасных путей и указание пути спасения. И, когда люди древности, такие, как Ной, Авраам, Исаак, Иаков, прислушивались к Богу, они учились отвращаться от самоуверенности Адама и серьезно, со смирением воспринимать Творца в качестве авторитета.

Глядя на завет, заключённый на Синае, можно сказать, что суть его сводилась к тому, что весь народ согласился быть ведомым и наставляемым. Но в подобной позиции есть одна опасность — если человек уверен, что им руководит сам Бог, он становится глух к замечаниям всех остальных. При этом часто люди, не понимая сути того, к чему Бог их призывает на самом деле ввиду своего духовного невежества,  сводят критику Божью к соблюдению ритуалов и формальных правил, вследствие чего, порой перестают чувствовать голос Бога и воспринимать не только критику со стороны других, но даже игнорируют голос своей совести и собственного сердца.

Чаще всего, когда нам делают замечания или критикуют, мы реагируем не на содержание, а на форму высказывания и на статус того, кто именно говорит. Естественно, что если это наш начальник, то человек умный довольно быстро по жизни понимает, что реагировать нужно не на эмоции, пусть даже грубые, а на смысл сказанного. Но всё же эмоционально нам проще принять критику к сведению, если к нам обращаются деликатно и в уважительной форме: тогда эмоции не захлестывают и не мешают понять суть претензий.

Известное пушкинское выражение "хвалу и клевету приемли равнодушно" только на первый взгляд противопоставляет равнозначные вещи. На самом же деле хвала далеко не всегда противоположна клевета. Клевету, особенно какую-нибудь совершенно нелепую, бывает иногда легче перенести, чем серьёзную, конструктивную критику. Клевета только внешне бьёт по человеку, но она не касается его совести, его представлений о самом себе, если, конечно, человек имеет адекватную самооценку. Критика же заставляет усомниться в собственной правоте, поэтому в глубине души воспринимается очень серьезно — как то,  что угрожает не просто твоей деятельности, но и тебе самому как личности. Причём даже очень деликатная критика может вызывать внутренний протест, возмущение, а то и неконтролируемый гнев.

В ЧЕМ причина нашей непереносимости критики и КАК нам правильно реагировать на нее? 

Когда Иисус критиковал порядки Иерусалимского храма, Он делал это с помощью цитат Ветхого Завета, то есть апеллировал к высшему авторитету. Но так как Сам Он внешне был лишь человек, а первосвященники и старейшины давно были закрыты для критики, они не просто не стали Его слушать, но пошли на сознательное лукавство и провокацию — формально отдав своё сердце Богу и Царству Небесному, они внутренне давно уже передали себя кесарю, то есть царству земному. Кесарь — римский император, которому они после того как Иудея сделалась колонией Рима, должны были платить подати ( налоги). 

В свою очередь, путь истинных учеников Христовых начинается со смирения и готовности быть внимательным к наставлениям Спасителя, в каких бы формах Он к нам ни обращался. А потому главным для учеников Христовых по учению христианства, является выработка в себе смирения — осознанного признания своей зависимости от Господа и выполнения первой и самой важной  заповеди о любви к Богу и ближнему как готовности служить во славу Бога через помощь людям: "Богу Богово, а кесарю кесарево" — новозаветная фраза Христа, которая стала уже народной поговоркой.

По учениям святых отцов смирение — это Божественная тайна, постигаемая духовным опытом. По их мысли добродетель смирения — это неизречённая внутреннее состояние души — это та Божественная благодать, которую невозможно описать человеческим языком, а возможно познать лишь на собственном опыте.

Например, в книге Иова рассказывается о праведнике по имени Иов. Он был "непорочен, справедлив, и богобоязнен и удалялся от зла". Бог благоволил Иову и тот имел много детей и многочисленные стада, жил счастливо и славил Бога. Дьявол же считал, что Иов богобоязнен только потому, что Бог сохраняет его благополучие. И если лишить Иова того, что он имеет, он проклянет Бога. Тогда Бог позволил дьяволу испытать Иова и тот лишился всего, что имел, а кроме того заболел проказой и покрылся язвами с головы до ног. Из самого счастливого человека, Иов стал самым несчастным. Увидев праведника в таком бедственном состоянии его друзья, "возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу."

А что же Иов? Иов ответил жене своей, которая предложила ему похулить Бога из-за свалившихся этих бед: "Неужели доброе мы будем принимать, от Бога, а злого не будем принимать?" Дьявол был посрамлен, а Иов за свое терпение и смирение с Божьей волей был щедро вознагражден Господом.

Святой Исаак Сирин утверждает, что совершенство смирения — в том, чтобы с радостью сносить и беды, и даже ложные обвинения. 

В его трудах это выражено следующим образом: "Кто со смиренномудрием терпит возводимые на него обвинения, тот достиг совершенства, и ему удивляются святые ангелы. Нет никакой иной добродетели столь высокой и трудной". 

Это утверждение отражает глубокую идею христианского смирения как добродетели, которая позволяет человеку не поддаваться ни на какие провокации, сохранять внутренний покой и доверие к Богу даже в самых сложных жизненных ситуациях.

Смирение в понимании святых отцов — это не пассивность или слабость, а духовная сила, проистекающая из осознания своей немощи и полной преданности воле Божией. По учению преподобного Исаака Сирина о смирении, оно привлекает Божественную благодать и является фундаментом для роста всех других добродетелей. 

Истинное смирение проявляется в осознанном  самоограничении своей воли, самости, проявляющейся через гордыню, и полной преданности воле Бога в непрестанном служении Ему. 

Критика для горделивого человека, находящегося в состоянии жертвы, даже самая мягкая, вызывает у него не гнев, а глубокую, демонстративную обиду и уход в молчаливую "мученическую" позицию, заставляя других извиняться и заслуживать его прощение.

Смирение же является высшей добродетелью, оно противоположно гордыне и позволяет воспринимать внешние испытания, включая несправедливые обвинения и лжесвилетельства других людей против человека, как средство для духовного роста и познания своей немощи перед Богом. 

Важно отметить мысль преподобного Исаака Сирина, из которой не следует нам быть пассивной жертвой обстоятельств и потому он нас не призывает христиан к добровольному самоуничижению, а говорит о смирении как о естественном плоде нашего стремления к духовному совершенству — способности переносить тяжелые ситуации и людскую несправедливость без гнева и печали. Это состояние души требует от нас полного доверия Богу и достигается через постоянную работу над собой по очищению души от грехов, молитву, покаяние, кротость и осознание своей зависимости от Бога.

Смирение помогает человеку видеть прежде всего свои грехи и то, над чем стоит в себе работать, а не смотреть на других и пытаться их учить, осуждать, критиковать.

Умение правильно, со смирением воспринимать испытание критикой, пусть и несправедливой на первый взгляд, — важный инструмент духовного роста для истинного христианина и самосовершенствования человека. 

Критика — это указание со стороны  на наши недостатки или ошибки, грехи, страсти, неверные действия или ложные установки, идеи. Она может принести пользу, если направлена на углубление наших духовных знаний, на гармонизацию и улучшение отношений с людьми, при этом содержит конкретные предложения, не унижает человеческое достоинство.

Важно понять, что смирение не стоит путать с внешней пассивностью или с унижением — Бог ни в коем случае не призывает ненавидеть себя или своих обидчиков и критиков, делая из них врагов. Он призывает нас перестать полагаться только на себя, на свою праведность и силу, потому что все, что дано нам пережить, идет от Бога и если не убивает, не ведет к отчаянию и хуле на Святого духа, то делает нас сильней и приближает к Всевышнему.