Найти в Дзене
Auto People

Cuore Sportivo: эволюция скорости лучших спорткаров Alfa Romeo

От легендарной классики до современных суперкаров: рейтинг производительности, цены и итальянской страсти Alfa Romeo – это не просто автомобильный бренд. Это религия для избранных, история которой напоминает кардиограмму влюбленного: от пиков триумфа в довоенных гонках до падений в пучину кризисов качества в конце XX века. Сам Энцо Феррари начинал здесь, и именно Alfa Romeo научила мир тому, что автомобиль может иметь душу. В Alfa Romeo умеют создавать быстрые автомобиля В России, США и Европе отношение к марке всегда было полярным: их либо обожают до безумия, либо ненавидят за капризный характер. Но когда речь заходит о спортивных моделях, скепсис уступает место уважению. В этом обзоре мы отсекли обычные гражданские версии и сосредоточились на элите – автомобилях, созданных ради чистого удовольствия от вождения. Мы ранжировали этот список, опираясь на данные производителя и независимых тестов, от «медленных» (если это слово вообще применимо к Alfa) к самым быстрым. 1. Alfa Romeo 75 Tu
Оглавление

От легендарной классики до современных суперкаров: рейтинг производительности, цены и итальянской страсти

Alfa Romeo – это не просто автомобильный бренд. Это религия для избранных, история которой напоминает кардиограмму влюбленного: от пиков триумфа в довоенных гонках до падений в пучину кризисов качества в конце XX века. Сам Энцо Феррари начинал здесь, и именно Alfa Romeo научила мир тому, что автомобиль может иметь душу.

В Alfa Romeo умеют создавать быстрые автомобиля
В Alfa Romeo умеют создавать быстрые автомобиля

В России, США и Европе отношение к марке всегда было полярным: их либо обожают до безумия, либо ненавидят за капризный характер. Но когда речь заходит о спортивных моделях, скепсис уступает место уважению. В этом обзоре мы отсекли обычные гражданские версии и сосредоточились на элите – автомобилях, созданных ради чистого удовольствия от вождения.

Мы ранжировали этот список, опираясь на данные производителя и независимых тестов, от «медленных» (если это слово вообще применимо к Alfa) к самым быстрым.

1. Alfa Romeo 75 Turbo Evoluzione

Максимальная скорость: 224 км/ч

  • Двигатель: 1.8 л, рядный 4-цилиндровый с турбонаддувом
  • Мощность: 155 л.с. (дорожная версия)
  • Крутящий момент: 229 Н*м
  • Разгон 0-100 км/ч: 7.6 сек.
Alfa Romeo 75 Turbo Evoluzione
Alfa Romeo 75 Turbo Evoluzione

В конце 80-х, когда мир сходил с ума по турбонаддуву, Alfa Romeo выпустила модель, ставшую лебединой песней старой инженерной школы. 75 Turbo Evoluzione – это не просто седан, это «омологационный специальный выпуск». Чтобы участвовать в кузовных гонках Группы А, компании нужно было выпустить 500 дорожных экземпляров. Так родилась эта легенда.

Инженерный шедевр

Главная фишка 75-й серии – схема Transaxle. Двигатель спереди, а коробка передач отнесена назад, к заднему мосту, в едином блоке с дифференциалом. Это обеспечивало почти идеальную развесовку по осям. В версии Evoluzione к этому добавился агрессивный аэродинамический обвес и ярко-красные колесные диски.

Alfa Romeo 75 Turbo Evoluzione на трассе
Alfa Romeo 75 Turbo Evoluzione на трассе

На бумаге 155 сил кажутся скромными. Но благодаря весу всего в 1150 кг и взрывному характеру турбины, "Эволюционе" дарила ощущения, недоступные тяжелым немецким конкурентам. Сегодня это «святой Грааль» для коллекционеров, ценящих аналоговое управление и тот самый «угол Кастера», который делал руль Alfa Romeo невероятно информативным.

2. Alfa Romeo Montreal

Максимальная скорость: 225 км/ч

  • Двигатель: 2.6 л, V8
  • Мощность: 200 л.с.
  • Крутящий момент: 235 Н*м
  • Разгон 0-100 км/ч: 7.4 сек.
Alfa Romeo Montreal
Alfa Romeo Montreal

История этого купе началась на выставке Expo 67 в Монреале, где концепт был представлен как «высшее достижение человека в автомобилестроении». Дизайн от Марчелло Гандини (студия Bertone) с характерными «ресничками» на фарах и воздухозаборниками на стойках сделал машину иконой стиля 70-х.

Техническая начинка

Под капотом скрывался настоящий гоночный мотор – дефорсированная версия V8 от болида 33 Stradale. Инженеры увеличили объем до 2.6 литра и установили сложную систему механического впрыска топлива SPICA. Это был один из немногих европейских GT того времени, способный бросить вызов Porsche и Jaguar.

Alfa Romeo Montreal – вид сзади
Alfa Romeo Montreal – вид сзади

Несмотря на экзотическую внешность, Montreal базировался на шасси более массовой Giulia GTV, что делало его поведение на дороге специфическим (высокий центр тяжести давал о себе знать). Однако звук высокооборотистого иальянского V8 прощал всё. Сегодня цена на ухоженный Montreal стремительно растет, так как было выпущено менее 4000 экземпляров.

3. Alfa Romeo GTV6 3.0 (South African Homologation Special)

Максимальная скорость: 240 км/ч

  • Двигатель: 3.0 л, V6 Busso
  • Мощность: 186 л.с. (заводские данные занижены, реально около 190+)
  • Крутящий момент: 222 Н*м
  • Разгон 0-100 км/ч: 8.3 сек.
Alfa Romeo GTV6 3.0
Alfa Romeo GTV6 3.0

Самая редкая и желанная версия GTV6 родилась не в Италии, а в Южной Африке. В начале 80-х местное отделение Alfa Romeo хотело доминировать в гонках Group 1 над BMW 535i и Ford Sierra XR8. Стандартного мотора 2.5 литра не хватало, поэтому инженеры совместно с Autodelta создали монстра.

В чем уникальность?

Это был дебют 3-литровой версии легендарного двигателя V6, спроектированного Джузеппе Буссо. В отличие от европейских версий с впрыском, южноафриканский монстр оснащался шестью карбюраторами Dell'Orto, что требовало нового капота с огромным горбом-воздухозаборником.

Оснащение места водителя в Alfa Romeo GTV6 3.0
Оснащение места водителя в Alfa Romeo GTV6 3.0

Построенный тиражом всего около 212 штук, этот автомобиль обладал пугающей для своего времени динамикой. Жесткая подвеска, переработанные тормоза и тот самый «металлический» звук мотора Busso на высоких оборотах сделали GTV6 3.0 легендой. Сейчас найти оригинальный экземпляр сложнее, чем некоторые модели Ferrari.

4. Alfa Romeo SZ (Sprint Zagato)

Максимальная скорость: 245 км/ч

  • Двигатель: 3.0 л, V6 Busso
  • Мощность: 210 л.с.
  • Крутящий момент: 245 Н*м
  • Разгон 0-100 км/ч: 7.0 сек.
Alfa Romeo SZ
Alfa Romeo SZ

В автомобильном мире у этой машины есть прозвище Il Mostro («Монстр»). Созданная в эпоху, когда Fiat только приобрел Alfa Romeo, модель SZ стала демонстрацией того, что бренд жив. Дизайн, разработанный совместно с Zagato, был настолько радикальным и рубленым, что казался пришельцем из 8-битной видеоигры.

Технологии

Кузов был выполнен из композитных материалов (Modar), что было революционно для 1989 года. Под капотом стоял все тот же великолепный 3.0 V6 Busso, но настоящая магия творилась в подвеске. Инженеры использовали гоночные наработки от раллийных болидов, что позволяло SZ выдерживать боковые перегрузки более 1.1G – показатель, доступный тогда только суперкарам.

Салон Alfa Romeo SZ
Салон Alfa Romeo SZ

С тиражом в 1036 экземпляров, SZ остается одним из самых странных, но притягательных автомобилей в истории. Это квинтэссенция итальянского подхода: не важно, как это выглядит, важно, как это едет и звучит.

5. Alfa Romeo 147 GTA / 156 GTA

Максимальная скорость: 250 км/ч

  • Двигатель: 3.2 л, V6 Busso (атмосферный)
  • Мощность: 250 л.с.
  • Крутящий момент: 300 Н*м
  • Разгон 0-100 км/ч: 6.3 сек.
Модельный ряд Alfa Romeo 147 GTA / 156 GTA
Модельный ряд Alfa Romeo 147 GTA / 156 GTA

В начале 2000-х инженеры Alfa Romeo совершили безумство: они установили огромный 3.2-литровый V6 в компактные переднеприводные кузова. Так родилось семейство GTA (Gran Turismo Alleggerita).

Характер

Это были последние автомобили с легендарным мотором Busso. Звук этого двигателя признан одним из лучших в истории V6 – хриплый, басовитый, переходящий в истеричный визг на отсечке.

Alfa Romeo 156 Autodelta (2003)
Управляемость была специфической: огромный тяжелый мотор спереди создавал недостаточную поворачиваемость, а передним колесам было трудно переварить 250 «лошадей» без дифференциала повышенного трения (позже энтузиасты стали массово ставить дифференциал Q2).
Alfa Romeo 156 Autodelta (2003) Управляемость была специфической: огромный тяжелый мотор спереди создавал недостаточную поворачиваемость, а передним колесам было трудно переварить 250 «лошадей» без дифференциала повышенного трения (позже энтузиасты стали массово ставить дифференциал Q2).

Тем не менее, 156 GTA и 147 GTA стали культовыми «горячими» автомобилями. 156-я выигрывала Европейский туринговый чемпионат (ETCC), закрепив за собой статус спортивного седана для гурманов.

6. Alfa Romeo Giulia Sprint GTA

Максимальная скорость: ~250-260 км/ч (в гоночной спецификации)

  • Двигатель: 1.6 л, рядный 4-цилиндровый Twin Spark
  • Мощность: 115 л.с. (дорожная) / до 170-180 л.с. (гоночная)
  • Крутящий момент: Н/Д (зависит от настройки)
  • Вес: всего 745 кг
Alfa Romeo Giulia Sprint GTA
Alfa Romeo Giulia Sprint GTA

Классика 1965 года. Буква «A» в названии GTA означает Alleggerita (облегченная). Внешне она напоминала обычное купе Giulia GT, но кузовные панели были выполнены из алюминия (Peraluman 25), стекла заменены на плексиглас, а лишний декор безжалостно удален.

Король трека

Двигатель объемом всего 1.6 литра оснащался системой зажигания с двумя свечами на цилиндр (Twin Spark) и увеличенными карбюраторами Weber. В боевом режиме этот мотор крутился до безумных оборотов.

Указанная максимальная скорость в 160 миль/ч (около 257 км/ч) достижима только для серьезно подготовленных гоночных версий с длинной главной парой. Дорожные машины были скромнее, но суть GTA не в максималке, а в том, как она проходила повороты. Это был абсолютный доминатор европейских кольцевых гонок 60-х.

7. Alfa Romeo 4C

Максимальная скорость: 257 км/ч

  • Двигатель: 1.75 л, турбо-четверка
  • Мощность: 240 л.с.
  • Крутящий момент: 350 Н*м
  • Разгон 0-100 км/ч: 4.5 сек.
Alfa Romeo 4C
Alfa Romeo 4C

В 2013 году Alfa Romeo решила вернуться к истокам и создать «бюджетный суперкар». 4C – это торжество инженерии над маркетингом.

Философия легкости

В основе машины лежит карбоновый монокок весом всего 65 кг (!). Общий вес автомобиля не превышает 900-1000 кг (в зависимости от рынка). Здесь нет гидроусилителя руля – связь водителя с колесами 100% механическая и честная.
Двигатель объемом 1.75 литра (дань уважения классической модели 1750) расположен в базе, за спинами седоков.

Alfa Romeo 4C Spider
Alfa Romeo 4C Spider

Многие критиковали 4C за спартанский салон и жесткость, но как инструмент для получения адреналина она не имеет равных в своем классе, конкурируя по эмоциям с Lotus Elise, но предлагая итальянскую эстетику.

8. Alfa Romeo 33 Stradale (1967)

Максимальная скорость: 260 км/ч

  • Двигатель: 2.0 л, V8
  • Мощность: ~230 л.с.
  • Крутящий момент: ~206 Н*м
  • Обороты: до 10 000 об/мин
Alfa Romeo 33 Stradale (1967)
Alfa Romeo 33 Stradale (1967)

Если бы красоту можно было измерить в лошадиных силах, у этой машины их было бы миллион. 33 Stradale, созданная Франко Скальоне, считается одним из самых красивых автомобилей в истории человечества.

Гоночная ДНК

Это буквально гоночный прототип Tipo 33, которому «пришили» номерные знаки. Всего было собрано 18 экземпляров. Алюминиевый 2-литровый V8, расположенный посередине, выдавал невероятную литровую мощность для атмосферного мотора 60-х.

Особенности конструкции Alfa Romeo 33 Stradale (1967)
Особенности конструкции Alfa Romeo 33 Stradale (1967)

При весе около 700 кг, Stradale разгонялась до первой сотни менее чем за 6 секунд и достигала 260 км/ч, что делало её самым быстрым автомобилем своего времени на дистанции 1 км с места. Сегодня стоимость этого автомобиля на аукционах может превышать 10-15 миллионов долларов.

9. Alfa Romeo 8C Competizione

Максимальная скорость: 292 км/ч

  • Двигатель: 4.7 л, V8 (совместная разработка с Ferrari/Maserati)
  • Мощность: 450 л.с.
  • Крутящий момент: 480 Н*м
  • Разгон 0-100 км/ч: 4.2 сек.
Alfa Romeo 8C Competizione
Alfa Romeo 8C Competizione

В середине 2000-х Alfa Romeo нужно было громко заявить о себе. Результатом стал выпуск лимитированного суперкара 8C Competizione (всего 500 купе и 500 спайдеров).

Искусство и мощь

Кузов полностью выполнен из углеродного волокна. Дизайн отсылает к славному прошлому 50-х и 60-х. Под капотом – шедевр моторостроения, атмосферный V8, который роднит эту «Альфу» с Maserati GranTurismo.

Alfa Romeo 8C Competizione выглядит идеально с любого ракурса
Alfa Romeo 8C Competizione выглядит идеально с любого ракурса

Звук выхлопа 8C часто называют лучшим в мире среди современных автомобилей. Это не просто машина для трека (хотя она быстра), это гран-турер высшего эшелона, созданный, чтобы пересекать континенты красиво. Управляемость была настроена на безопасную недостаточную поворачиваемость, что немного расстроило хардкорных фанатов, но сделало машину более дружелюбной.

10. Alfa Romeo Giulia Quadrifoglio / GTAm

Максимальная скорость: 307 км/ч

  • Двигатель: 2.9 л, V6 Twin-Turbo
  • Мощность: 510 л.с. (Quadrifoglio) / 540 л.с. (GTAm)
  • Крутящий момент: 600 Н*м
  • Разгон 0-100 км/ч: 3.6 - 3.9 сек.
Alfa Romeo Giulia Quadrifoglio GTA
Alfa Romeo Giulia Quadrifoglio GTA

Современный флагман, вернувший Alfa Romeo в высшую лигу спортивных седанов. Инженеры не скрывают: мотор 2.9 V6 фактически представляет собой V8 от Ferrari California T, у которого «отрезали» два цилиндра.

Версия GTAm

Если стандартная Quadrifoglio («Четырехлистный клевер») – это комфортный убийца BMW M3, то версия GTAm – это трековый монстр, допущенный на дороги. У нее нет задних сидений (там каркас безопасности), стекла заменены на поликарбонат Lexan, а антикрыло обеспечивает реальную прижимную силу.

Alfa Romeo Giulia Quadrifoglio GTA
Alfa Romeo Giulia Quadrifoglio GTA

С максимальной скоростью за 300 км/ч и рекордами на Нюрбургринге, Giulia доказала, что итальянцы все еще умеют делать лучшие шасси в мире.

11. Alfa Romeo 33 Stradale (2024)

Максимальная скорость: 333 км/ч

  • Двигатель: 3.0 л, V6 Twin-Turbo (Nettuno evolution)
  • Мощность: 620 л.с. (бензин) / свыше 750 л.с. (электроверсия)
  • Разгон 0-100 км/ч: менее 3.0 сек.
Alfa Romeo 33 Stradale (2024)
Alfa Romeo 33 Stradale (2024)

Спустя 57 лет Alfa Romeo возродила имя 33 Stradale. Это ультра-эксклюзивный проект: всего 33 экземпляра, и каждый был продан еще до официальной премьеры.

Будущее и прошлое

Покупатели могли выбирать между классическим ДВС (эволюция мотора от Giulia Quadrifoglio и Maserati MC20) и полностью электрической силовой установкой. По слухам, большинство клиентов, как истинные Alfisti, выбрали бензин.

Интерьер Alfa Romeo 33 Stradale (2024)
Интерьер Alfa Romeo 33 Stradale (2024)

Это первый Alfa Romeo, официально преодолевший барьер в 200 миль в час (322 км/ч). Карбоновый монокок, активная аэродинамика и дизайн, цитирующий оригинал 1967 года, делают новинку вершиной технологической мысли компании на сегодняшний день.

Резюме эксперта

Alfa Romeo – это бренд парадоксов. Они могут выпускать массовые хэтчбеки, а затем шокировать мир карбоновым суперкаром. Представленные в обзоре модели объединяет одно: они создавались не маркетологами, а инженерами и дизайнерами, влюбленными в скорость. От аналоговой 75 Turbo до цифровой 33 Stradale – каждая из этих машин несет в себе ДНК победителей.

Alfa Romeo 33 Stradale (2024) – вид сзади
Alfa Romeo 33 Stradale (2024) – вид сзади

Если вы ищете надежность Toyota – вы ошиблись адресом. Но если вы ищете автомобиль, который заставит ваше сердце биться чаще каждый раз, когда вы поворачиваете ключ зажигания – ничего лучше Alfa Romeo в этом мире еще не придумали.