Найти в Дзене

Куда шел Лев Толстой? Путь к зеленой палочке

До того, как стать великим писателем, Лев Николаевич Толстой был ребенком. И как все дети, он верил в то, что рассказывают ребята постарше. Так, десятилетний брат Николай поведал ему историю о «зеленой палочке». По легенде, в яснополянском лесу на краю оврага зарыта «зеленая палочка», на которой записана тайна всеобщего счастья. Когда она откроется, люди не будут знать ни болезней, ни горя, исчезнет зло, все будут любить друг друга и станут муравейными братьями. Нежная, простодушная история захватила маленького Левочку, и услышанное в детстве долгим эхом катилось по жизни писателя. Лев Николаевич Толстой среди родных и гостей, 1908 Ребяческая вера в человека отразилась в названии новой выставки, посвященной последним десятилетиям жизни Толстого — «Путь к зеленой палочке». Творчество 1880-1910-х годов совпало с самым трудным и противоречивым для писателя периодом биографии. Вместе с художественными произведениями он работает над философскими эссе и религиозными трактатами, Лев Николаеви

До того, как стать великим писателем, Лев Николаевич Толстой был ребенком. И как все дети, он верил в то, что рассказывают ребята постарше. Так, десятилетний брат Николай поведал ему историю о «зеленой палочке». По легенде, в яснополянском лесу на краю оврага зарыта «зеленая палочка», на которой записана тайна всеобщего счастья. Когда она откроется, люди не будут знать ни болезней, ни горя, исчезнет зло, все будут любить друг друга и станут муравейными братьями. Нежная, простодушная история захватила маленького Левочку, и услышанное в детстве долгим эхом катилось по жизни писателя.

Лев Николаевич Толстой среди родных и гостей, 1908
Лев Николаевич Толстой среди родных и гостей, 1908

Ребяческая вера в человека отразилась в названии новой выставки, посвященной последним десятилетиям жизни Толстого — «Путь к зеленой палочке». Творчество 1880-1910-х годов совпало с самым трудным и противоречивым для писателя периодом биографии. Вместе с художественными произведениями он работает над философскими эссе и религиозными трактатами, Лев Николаевич ищет смысл человеческой жизни, проходит свой путь к зеленой палочке.

Эта тема объединяет три зала Государственного музея Льва Николаевича Толстого на Пречистенке, в которых разместили выставку. Первый посвящен движению к истине — философским трудам писателя, в которых автор приходит к пониманию Бога и ответу на вопрос, в чем смысл человеческого существования. Здесь — первая корректура «Исповеди», напечатанный текст в толстовской манере несколько раз исправлен, на полях иногда заново переписан. Каждая страница в зале, если даже уже напечатана на машинке, где-то переделана, написанное выверено. На небольшом листе — беспокойный ум, желание дойти до сути, энергия, которая продолжает вырываться из самых обычных букв и до сих пор заражать тысячи писателей, мыслителей, исследователей и ученых.

Второй зал — путь толстовского героя. Здесь в иллюстрациях Леонида Осиповича Пастернака дышат Катюша Маслова и Дмитрий Нехлюдов из «Воскресения» — последнего романа Льва Николаевича Толстого. О том, как фрагменты текста находили свое место на выставке, рассказала ее куратор Александра Мустонина:

«Я выбирала то, что я считала кульминационным. Перечитала “Воскресение”, отметила то, что, мне кажется, наиболее значимо. Мы хотели сделать что-то вроде комикса, чтобы была цитата и к нему иллюстрация. Так совпало удачно, что фразы, которые я выделила, считал значимыми и Леонид Осипович Пастернак. Мы как-то одинаково почувствовали, какие моменты самые важные».

Третий зал посвящен непростому пути самого писателя:

«В последнем зале мы хотели показать переживания Толстого, которые побудили его к тому, чтобы уйти, потому что он человек искренний и правдивый, в каждом своем произведении старался показать правду, не мог смириться с тем, что ему приходится врать жене и детям, оказался в тупике, написав завещание под влиянием своих друзей. Он не мог его не написать, так как для него было очень важно, чтобы его близкие полностью отказались от авторских прав на его произведения, чтобы все его литературное наследие было безвозмездно предоставлено всем, кто захочет его издавать и публиковать. Он не был уверен в том, что его родственники исполнят его волю. Написав завещание, он понимал, что оно должно остаться в тайне от родных, иначе семейные ссоры будут неминуемы. Но когда он увидел, что жена, чувствуя, что что-то неладно происходит за ее спиной, пытается найти у него бумаги, принял решение уехать. Он написал жене прощальное письмо, в котором просил ее примириться с его отъездом, благодарил за 48 лет совместной жизни и просил его не искать. Толстой заболел в дороге. Приехали жена и дети. Софья Андреевна пыталась быть рядом с мужем перед его смертью, но несмотря на то, что так много всего они пережили вместе, она не присутствовала при самых последних минутах его жизни. Это действительно трагедия, Нам было важно о ней рассказать.

Куратор выставки Александра Мустонина на открытии, пресс-служба музея Л.Н. Толстого
Куратор выставки Александра Мустонина на открытии, пресс-служба музея Л.Н. Толстого

Работа над выставкой шла около полутора месяцев, начали мы в конце октября и вот, в декабре открылись. Это совместная работа всего нашего отдела. Мы даже специально перекрасили залы от темного к светлому, чтобы подчеркнуть метафору пути, перехода. Хотелось бы, чтобы посетитель здесь чувствовал Толстого. Не просто факты почерпнул, которых тут много, не просто узнал даты, прочел какие-то высказывания, а чтобы он увидел в Толстом не только великого писателя, философа, педагога, но и живого человека со своими проблемами, переживаниями. Чтобы он понял, насколько он тонко чувствующий, глубокий, насколько он настоящий, насколько трогательный и душевный».

Софья Андреевна Толстая пишет копию с картины Ильи Ефимовича Репина, 1907
Софья Андреевна Толстая пишет копию с картины Ильи Ефимовича Репина, 1907

Эту мысль на открытии выставки развил генеральный директор музея Владимир Ильич Толстой: «Эта выставка — решение задачи невероятной сложности. В таких ограниченных пространствах представить самый тяжелый период в жизни и творчестве Толстого, найти лаконичные и точные высказывания, ходы и точки опоры, которые позволили бы раскрыть эти безбрежные темы. Дальше — работа посетителя, работа человека, который на эту выставку придет и, зацепившись за те посылы, которые дает экспозиция,  уже самостоятельно, в тишине, с текстами Толстого продолжит осмыслять ту гигантскую миссию, которую исполнил писатель и которая пока известна неширокому, очень небольшому кругу людей, интересующихся его личностью и творчеством.

Важна и сама тема выставки. Тема пути, тема цели пути, потому что миру сегодня, может быть, как никогда нужна эта зеленая палочка Льва Толстого, его вера в человека и в человечность».

Выставка «Путь к „Зеленой палочке“» продлится в музее до 23 августа 2026 года

Владимир Илиодорович Россинский "Л.Н. Толстой у сестры в Шамордине" 1911
Владимир Илиодорович Россинский "Л.Н. Толстой у сестры в Шамордине" 1911