Найти в Дзене

"Наивная жена и ее больной муж" (Италия, 1989) и "Мошенники / Плуты" (Италия-Испания, 1988): две комедии

Мошенники / Плуты / Веселые мошенники / I Picari / Los alegres pícaros. Италия-Испания, 1988. Режиссер Марио Моничелли. Сценаристы: Леонардо Бенвенути, Пьеро Де Бернарди, Сузо Чекки Д'Амико, Марио Моничелли (по плутовскому роману XVI века «Гузман де Альфараш» Матео Алемана и анонимному роману XVI века «Эль Ласарильо де Тормес»). Актеры: Джанкарло Джаннини, Энрико Монтесано, Витторио Гассман, Нино Манфреди, Джулиана Де Сио, Бернар Блие, Витторио Каприоли и др. Комедия. Приключения. Премьера: 18.12.1987. Прокат в Италии: 0,5 млн. зрителей. Прокат во Франции: 0,1 млн. зрителей. Эта комедия рассказывает о приключениях двух бродяг (в исполнении Джанкарло Джаннини и Энрико Монтесано), со скромными потребностями… В год премьеры в рецензии, опубликованной в Signalazioni Cinematografiche, отмечалось, что у «Мошенников» «очень мало общего с испанским плутовским жанром: он неверен первоисточникам... По сути, в этих произведениях персонажи — шарлатаны с несовсем злой душой, которые наблюдают и с

Мошенники / Плуты / Веселые мошенники / I Picari / Los alegres pícaros. Италия-Испания, 1988. Режиссер Марио Моничелли. Сценаристы: Леонардо Бенвенути, Пьеро Де Бернарди, Сузо Чекки Д'Амико, Марио Моничелли (по плутовскому роману XVI века «Гузман де Альфараш» Матео Алемана и анонимному роману XVI века «Эль Ласарильо де Тормес»). Актеры: Джанкарло Джаннини, Энрико Монтесано, Витторио Гассман, Нино Манфреди, Джулиана Де Сио, Бернар Блие, Витторио Каприоли и др. Комедия. Приключения. Премьера: 18.12.1987. Прокат в Италии: 0,5 млн. зрителей. Прокат во Франции: 0,1 млн. зрителей.

Эта комедия рассказывает о приключениях двух бродяг (в исполнении Джанкарло Джаннини и Энрико Монтесано), со скромными потребностями…

В год премьеры в рецензии, опубликованной в Signalazioni Cinematografiche, отмечалось, что у «Мошенников» «очень мало общего с испанским плутовским жанром: он неверен первоисточникам... По сути, в этих произведениях персонажи — шарлатаны с несовсем злой душой, которые наблюдают и судят всё, обнажая жалкие стороны жизни. Тонкая сатира, пронизывающая оригинальные произведения, выходит за рамки отдельных эпизодов и координирует их с моральной целью. В фильме Моничелли этот последний аспект полностью отсутствует: только грубость, пошлые шутки, кощунственные ситуации. Отдельные эпизоды разрозненны, и в них трудно найти логическую связь. Актёры играют смехотворно, преувеличенно и шаблонно: Гассман и Каприоли — исключения» (Signalazioni Cinematografiche. 104. 1988).

Уже в XXI веке кинокритик Массимилиано Скьявони бы тоже не слишком оптимистичен, утверждая, что Марио Моничелли «столкнулся с различными трудностями на завершающем этапе своей творческой карьеры: угасанием творческого вдохновения, глубокими изменениями в национальной структуре кинопроизводства, всё более неуловимой социальной реальностью и отсталым, старческим мировоззрением, как в повествовательном, так и в чисто кинематографическом плане. Однако… Моничелли сохранил иной класс; в его поздних фильмах мы всё ещё находим характерное для него вдохновение великого рассказчика, пусть и несколько усталого и запыхавшегося… Результаты, однако, были весьма неоднозначными… «Мошенники»… — пожалуй, самый утомительный и изношенный результат. … [В основе] испанский плутовской роман…, родственный духу Моничелли своей анархичностью, тягой к мужским приключениям, проделками и обманом, безудержной свободой самых базовых инстинктов: голода, секса, денег. Здесь, как нигде, прослеживается стремление автора к созданию комедийно-приключенческого блокбастера, роскошно поставленного (в один из последних случаев в итальянском кинематографе мы видим реконструкции декораций такого колоссального масштаба: прежде всего, испанский галеон, с которого двум главным героям удаётся сбежать), и построенного по привычной для автора эпизодической структуре. … Лучшие моменты, когда Моничелли возвращается к бурлескной злобности, типичной для итальянских комедий. То есть, фильм предлагает только хорошие моменты, когда Моничелли откровенно предает изначальный дух плутовского романа, чтобы вернуться к более дружественному восприятию шутки или жестокой ситуации. … Стилистически фильм представляет собой гибрид, совмещающий длинные эпизоды с быстрыми и неряшливыми, почти телевизионными… Но прежде всего, проступает фундаментальная авторская усталость, смутное понимание того, что хочешь сделать со своим фильмом» (Schiavoni, 2014).

В самом деле, «Мошенники», повествующие о приключениях двух изгоев, наполнены событиями, которые (по идее), должны рассмешить, но, по-видимому, повеселили не так уж многих. В картине, в самом деле, ощутима какая-то усталость. Отсюда кажется логичным, что фильм в европейском прокате прошел скромно…

Киновед Александр Федоров

-2

Наивная жена и ее больной муж / La moglie ingenua e il marito malato. Италия, 1989. Режиссер Марио Моничелли. Сценарист Сузо Чекки Д'Амико (по пьесе Акилле Кампаниле). Актеры: Фернандо Рэй, Стефания Сандрелли, Карло Джуффре и др. Мелодрама. Премьера: 1989. ТВ.

Этот телефильм – часть сериала «Amori». По сюжету некий вор рассказывает о произошедшем с ним весьма странном случае…

-3

Кинокритик Марсель Давинотти считает, что это «фильм с ярко выраженным театральным оттенком… привлекает множество известных лиц, чтобы рассказать (весьма метафоричную) историю… Фильм построен исключительно на диалогах… Постановка, подобная телевизионной, без внешних кадров, но с очевидной чёткой режиссурой. Поэтому, несмотря на скромный сценарий и, возможно, благодаря короткому хронометражу, фильм легко смотрится без особых сожалений. Метафорический смысл фильма, затрагивающий тему, которая так близка итальянцам (рогоносец), превосходит любые другие художественные замыслы, вписываясь в типично бунюэловский контекст (поэтому присутствие Фернандо Рэя в главной роли неслучайно). … Смотритебельно, но не более того» (Davinotti, 2011).

12 режиссеров о 12-ти городах / 12 registi per 12 città. Италия, 1989. Режиссеры: Микеланджело Антониони ("Рим"), Бернардо Бертолуччи и Джузеппе Бертолуччи («Болонья»), Мауро Болоньини ("Палермо"), Альберто Латтуада («Генуя»), Карло Лиццани ("Кальяри"), Марио Моничелли ("Верона"), Эрманно Ольми («Милан»), Джилло Понтекорво («Удине»), Франческо Рози («Неаполь»), Марио Солдати («Турин»), Лина Вертмюллер ("Бари"), Франко Дзеффирелли ( "Флоренция"). Премьера: 22.05.1989.

Это документальный рекламный фильм о двенадцати итальянских городах, снятый к чемпионату мира по футболу 1990 года в Италии… Марио Моничелли досталась здесь короткая новелла о Вероне…

Киновед Александр Федоров