Мигранты в республике выразили желание учить не только русский, но и родные языки. Насколько это возможно и как искать баланс с официальными языками Татарстана — в материале Inkazan.
Власти Татарстана готовы пойти навстречу
В Татарстане власти рассматривают возможность обучения детей мигрантов их родным языкам. Об этом на заседании совета при главе республики по межнациональным и межконфессиональным отношениям заявил спикер Госсовета региона Фарид Мухаметшин, пишет «Бизнес Онлайн».
По его словам, мигранты, в том числе узбеки, таджики, казахи и киргизы, поднимают вопросы о сохранении и изучении родного языка их детьми и внуками. Их беспокоит, что дети плохо владеют родным языком, лучше освоив русский или татарский, если родились и выросли в Татарстане.
Несмотря на то, что первоочередным остается обучение государственным языкам республики — татарскому и русскому, — власти прислушиваются к обращениям семей мигрантов и ищут пути их реализации.
«Мы включили этот вопрос в план рассмотрения у себя», — отметил Мухаметшин, также подчеркнув, что власти республики стараются находить решения по всем вопросам, которые поднимают мигранты.
Какие языки изучают в школах республики
Согласно данным из доклада Татарстана о ходе реализации программ развития образования в 2024 году, в прошедшем учебном году в школах республики изучались разные языки. Основными оставались русский и татарский: более 434 тысяч детей учились в школах с русским языком обучения, а около 58 тысяч — на татарском языке,
В рамках предметной области «Родной язык и литература» языки изучали почти 496 тысяч школьников: 63% обучающихся осваивали татарский, 35% — русский. Среди остальных языков лидировали чувашский, удмуртский, марийский, мордовский, иврит и башкирский. Для поддержки языков разрабатывались учебно‑методические комплекты по татарскому языку и литературе, а также программы по родной литературе и литературному чтению.
Также языки преподавались в воскресных школах, где работали 111 отделений для более чем 30 национальностей, включая азербайджанский, армянский, узбекский, немецкий, грузинский, корейский, башкирский. Там обучались почти 2 тысячи детей, согласно данным минобрнауки Татарстана.
Таким образом, в прошлом учебном году в Татарстане действовала система языкового образования, которая позволяла детям изучать родные языки, развивать этнокультурную грамотность и сохранять культурное разнообразие республики.
Татарстан добился сохранения часов на изучение родных языков в школах
Дети мигрантов и «великий и могучий»
Напомним, в Татарстане с конца 2024 по 2025 годы происходили активные изменения в вопросе обучения детей мигрантов, не знающих русский язык. В декабре прошлого года в Казани объявили о планах открытия курсов по изучению русского языка для таких школьников. Для прибывших специалистов был создан центр социальной адаптации, где объяснялись законы России, нормы поведения и последствия нарушений.
Для детей подготовили учебно-методические материалы, планировалось обучение с детсадовского возраста, а также вводились адаптационные курсы по русскому языку. Опорные школы были созданы в районах с наибольшей концентрацией несовершеннолетних мигрантов. По данным на октябрь 2025 года, в Татарстане проживает около 112 тысяч приезжих.
Летом 2024 года Рособрнадзор поднял вопрос о необходимости обязательного изучения русского языка детьми мигрантов. Государственная Дума обсуждала законопроект о запрете приема в школы детей, не владеющих языком, который тогда не одобрили в Госсовете Татарстана. В декабре 2024-го все же был принят федеральный закон, который запрещал зачислять в школы детей мигрантов без знания русского языка, введя обязательное тестирование, стартовавшее 1 апреля 2025 года.
По итогам тестирования в мае 2025 года стало известно, что в целом по стране 81% детей не прошли предварительный отбор. К самой процедуре допущены 335 детей, 44 из которых сдали экзамен, и только 27 продемонстрировали требуемый уровень знаний. В Татарстане из 219 поданных заявлений до теста дошли 173 ребенка, 17 не справились, а пять не явились на сдачу. Для подготовки к тестированию были организованы интенсивные курсы по русскому языку на базе четырех учебных заведений, где дети занимались дополнительно после уроков.
С сентября 2025 года в Казани активно проводились дополнительные занятия для детей мигрантов, не прошедших тестирование. В школе №51 такие курсы работали более пяти лет и позволяли детям адаптироваться и включиться в учебный процесс. На курсах занимались представители 15 национальностей, всего около 100 учеников. Дети, не справившиеся с тестом, могли повторно сдавать его через три месяца после прохождения курсов.
Тест на знание русского языка для мигрантов: проверьте свои силы
«Ни в коем случае нельзя идти на поводу у мигрантов»
Несмотря на созданные возможности для изучения русского языка и адаптации, вопрос об изучении родного языка мигрантами остается спорным. По этому поводу мы обратились к эксперту, чтобы оценить последствия такой инициативы для республики.
Вадим Трухачёв, политолог-европеист и кандидат исторических наук, в беседе с Inkazan выразил критическую точку зрения на возможность организации обучения детей мигрантов родному языку в Татарстане. По его мнению, подобная инициатива несет риск усиления изоляции мигрантов в Татарстане.
«Ни в коем случае нельзя идти на поводу у мигрантов. …Такая инициатива просто полностью остановит их интеграцию в местное общество. Они станут еще более обособленными, что в итоге чревато появлением у них „параллельного государства“ и бесконечных стычек с местными жителями», — подчеркнул эксперт.
Он отметил, что реализация подобных программ противоречит федеральным изменениям, согласно которым дети мигрантов без знания русского языка не могут быть приняты в школу. По мнению Трухачёва, такие меры создают дополнительное напряжение и могут затруднить соблюдение прав и интересов коренного населения Татарстана, включая представителей различных национальностей республики.
Ситуацию с интеграцией детей мигрантов в школы Татарстана также комментирует на условиях анонимности частный репетитор русского языка. Она живет в Куюках, где проживает большое количество приезжих из-за более дешевого жилья по сравнению с городом. В местном лицее «Алгоритм» обучается множество детей мигрантов.
«Я веду занятия русского языка для некоторых из таких учеников. Изучение русского им дается нелегко: маленький словарный запас, сложности с чтением и постановкой ударений. В семье они общаются на родном языке, узбекском. Некоторые дети стараются учить русский, другие считают, что им это не нужно», — рассказала репетитор корреспонденту Inkazan.
Она добавила, что обучение родному языку такие дети вполне могут получать дома, от членов семьи, так же как родители некоторых школьников учат их татарскому, если этого мало дают в школе. Поскольку они живут в Татарстане, большую часть внимания стоит уделять изучению русского языка, чтобы успешно адаптироваться в образовательной среде.
Официальных комментариев от министерства образования и науки Татарстана по этому вопросу пока не поступало.
Читайте также:
«Это не трудность»: что в Казани делают с детьми мигрантов, не знающих русский язык
Опасные связи: в Татарстане врачи бьют тревогу из-за ВИЧ-инфицированных мигрантов
Россия хочет перейти к завозу трудовых мигрантов группами: когда запустят проект