В Эрмитаже открытием нового зала № 166 завершилось создание постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого». В зале представлены образцы виноградовского фарфора, серебряная посуда императорской семьи, кубки, произведенные на Ямбургской стекольной мануфактуре. По словам куратора галереи, старшего научного сотрудника отдела истории русской культуры Натальи Бахаревой, этот зал стал парадным и торжественным аккордом в рассказе о том, как воплотились замыслы императора Петра I.
Проект формирования «Галереи Петра Великого» в Государственном Эрмитаже начинался в год 350-летия со дня рождения Петра I, реализация проходила при поддержке «Газпрома». Первые залы, открытые в 2022 году, раскрывали личность Петра, в них собраны предметы искусства, достижения науки и культуры, личные вещи императора. В зале № 166 представлены предметы декоративно-прикладного искусства аннинского и елизаветинского времени, расцвета русского барокко.
Одно из главных сокровищ зала № 166 — чашечка, украшенная лозой. Она повернута кверху донышком, на котором можно увидеть клеймо Дмитрия Виноградова и дату: 1749 год. Это всего год спустя после того, как на Порцелиновой мануфактуре — будущем Императорском фарфоровом заводе — Дмитрием Виноградовым был получен первый фарфор.
— Фарфор в XVIII веке называли «белым золотом королей», ценили очень высоко, и первые фарфоровые предметы предназначались для императорской семьи и ближайшего окружения, — рассказывает Наталья Бахарева.
Чуть выше чашечки в витрине — почти белые фарфоровые предметы с небольшим использованием глазури. Это объясняется тем, что мастер только разрабатывает рецептуру глазури. Они небольшие по размеру, еще нет больших печей для обжига. Из самого раннего русского фарфора в экспозиции — «пакетошные», в форме запечатанного конверта, табакерки, одна из них адресована Елизавете Петровне, другая — на имя Федосьи Михайловны Турчаниновой, знаменитой уральской заводчицы.
С появлением больших печей стало возможным делать сервизы, и первый из них предназначался для императрицы Елизаветы Петровны. Это абсолютный шедевр русского фарфора, так называемый Собственный сервиз, созданный в 1756–1762 годах. В него входило до 300 предметов. В зале № 166 показаны покрытые золотом чашки и блюдца, корзинки с трельяжной сеткой, тарелки с изображениями птиц и другие предметы, украшенные гирляндами из цветов. В честь заслуг Дмитрия Виноградова в зале представлен скульптурный портрет выдающегося мастера, созданный на Императорском фарфоровом заводе по модели Глеба Садикова.
Среди барочных изделий из серебра, принадлежавших императорской семье, особенно интересен пладеменаж — поднос для блюд, выполненный по заказу Анны Иоанновны. Его изготовление завершили при Елизавете Петровне. На одном из соусников снята крышка, чтобы показать закрепленную на ней ложку. Как говорит Наталья Бахарева, cегодня, когда полностью открыта «Галерея Петра Великого», можно совершить путешествие во времени и увидеть не только как появлялись новые технологии, но и как менялся декор и формы. Если в 159-м зале представлены скромные, эпохи Петра I, ковши, то в 166-м — позолоченные серебряные кубки для пиров и застолий, жалованные казачьим атаманам. Месторождения серебра были открыты при Петре I, и в 158-м зале возле знаменитого петровского паникадила можно увидеть сделанный из первого русского серебра кубок в форме кораблика, а в новом зале уже демонстрируется роскошная миска из петровского сервиза, созданная для дворца Петерштадт в Ораниенбауме.
Предметы особой гордости, по словам Натальи Бахаревой, cозданы из уральской меди и олова. Помимо коронационных стоп Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, в зале представлены изделия с клеймами с изображением соболя и надписью «Сибирь». Урал тогда тоже именовался Сибирью. Петр I доверил осваивать и развивать производство меди Демидовым. Изделия демидовского производства экспортировались в Европу и очень ценились.
Ямбургский стеклянный завод был тоже основан при Петре I. В витрине, где представлены граненые кубки с вензелями и портретами императриц, выставлен уникальный парадный кубок с портретом императора Иоанна Антоновича в античных одеждах. Дело в том, что после дворцового переворота, когда Елизавета Петровна свергла императора-младенца, его изображение было под запретом. Хранение такого предмета грозило обвинением в государственной измене, поэтому изображений Иоанна Антоновича сохранилось крайне мало. Монеты с его изображением по указу Елизаветы Петровны были переплавлены, а портреты уничтожены.
Теперь все 11 залов постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» открыты. На торжественной церемонии генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал: «Галерея Петра Великого создана для того, чтобы сохранить память о первом российском императоре. Она отличается от прежних представлений о Петре Великом. Здесь мы увидим не только “царя-плотника”, но и “ученого”, и “щеголя”. Важную часть занимает рассказ о том, как традиции Петра развивали его последовательницы-женщины — Анна Иоанновна и Елизавета Петровна».
Из зала № 166, пройдя через залы Елизаветы Петровны, посетители попадают в залы Екатерины II. Анфилады складываются в единое повествование о XVIII веке, непрерывное, как сама история, вплоть до времени правления Павла I.
#культурныйкод