15 октября 1917 года на полигоне Венсен под Парижем расстреляли 41-летнюю женщину по обвинению в шпионаже в пользу Германии. Французские власти утверждали, что она передала немцам секретные сведения, из-за которых погибли десятки тысяч солдат. На самом деле Мата Хари была голландской танцовщицей средней руки, которая спала с офицерами ради денег и подарков, а французской контрразведке нужен был громкий процесс, чтобы отвлечь общество от военных неудач.
Как голландка стала восточной танцовщицей?
Маргарета Гертруда Зелле родилась в 1876 году в голландском городке Леуварден в семье шляпника. В 18 лет вышла замуж за офицера колониальной армии Рудольфа Маклауда, который был старше на 20 лет и оказался алкоголиком и тираном. Они уехали на Яву, где Маргарета родила двоих детей, сын умер в младенчестве от сифилиса, унаследованного от отца. В 1902 году она вернулась в Европу, развелась и осталась без денег с дочерью на руках.
В Париже в 1905 году она придумала себе новую личность, назвалась Мата Хари (по-малайски "глаз зари") и начала выступать как восточная танцовщица. Европа тогда сходила с ума по экзотике, Маргарета выдавала себя за яванскую принцессу, обученную священным храмовым танцам. На самом деле она просто раздевалась на сцене под музыку, прикрывая грудь украшениями, что в 1905 году было скандально и привлекало публику.
Танцевать она умела посредственно, зато была красива, говорила на нескольких языках и умела флиртовать с богатыми мужчинами. Ее любовниками были промышленники, политики, военные, она переезжала от одного к другому, получая деньги, квартиры и драгоценности. К 1914 году слава прошла, Мата Хари было уже под 40, молодые конкурентки вытеснили ее со сцены, она жила случайными связями с офицерами.
Как ее завербовали все подряд?
В 1916 году немецкий консул в Амстердаме Крамер предложил ей 20 тысяч франков за информацию о французских войсках. По ее собственным показаниям на суде, она согласилась, взяла деньги, но ничего не передала и считала это просто способом заработка. Немцы дали ей кодовое имя H-21 и бутылочки с симпатическими чернилами для тайнописи, которые она выбросила.
Французская контрразведка знала о контакте с немцами и решила использовать ее как двойного агента. Капитан Ладу из Deuxième Bureau предложил ей миллион франков за шпионаж в пользу Франции, она согласилась ради денег. Задание было простое: соблазнить немецкого кронпринца в Бельгии и выведать планы наступления. Она попыталась проехать в Бельгию через Англию, но британская разведка задержала ее в Фолкстоне как подозрительную иностранку и отправила обратно в Испанию.
В Мадриде Мата Хари встретила немецкого военного атташе майора Кале и начала с ним роман. Кале был болтлив в постели и рассказал о немецких планах высадки в Марокко с подводных лодок, она немедленно передала это французам. Французская разведка считала информацию дезинформацией, а Мата Хари провокатором, хотя сведения оказались правдой и французы сорвали немецкую операцию.
Арест и фарс вместо суда
13 февраля 1917 года ее арестовали в отеле "Элизе Палас" в Париже по обвинению в шпионаже. Следователь капитан Бушарден допрашивал ее месяцами, обвиняя в передаче немцам сведений о новом французском танке, о наступлении при Вердене, о высадке союзников в Салониках. Мата Хари все отрицала, говорила что спала с офицерами за деньги, но секретов не выпытывала и немцам ничего не передавала.
Суд начался 24 июля 1917 года и был закрытым якобы из соображений государственной безопасности. Обвинение утверждало, что ее шпионаж стоил жизни 50 тысячам французских солдат, если что цифра взята с потолка без всяких доказательств. Главным доказательством стала радиограмма, перехваченная французами, где немецкий атташе из Мадрида сообщал в Берлин о контакте с агентом H-21.
Защита указывала, что немцы могли специально передать сообщение открытым текстом, чтобы подставить Мату Хари под французский расстрел и избавиться от ненужной болтушки. Радиограмма была единственным конкретным доказательством, все остальное подозрения и слухи. Ни одного документа, который она передала, ни одной встречи с немецкими агентами, зафиксированной наблюдением, следствие не предоставило.
Почему ее расстреляли?
24 июля суд признал ее виновной и приговорил к расстрелу, 15 октября приговор привели в исполнение. Перед казнью она отказалась от повязки на глаза и послала воздушный поцелуй солдатам расстрельной команды. Двенадцать пуль попали в цель, она упала мгновенно. Офицер добил ее контрольным выстрелом в голову по уставу. Тело никто не забрал, его передали медицинскому институту для анатомирования студентами.
Франция в 1917 году переживала кризис, армия взбунтовалась после бессмысленной резни при наступлении Нивеля, солдаты отказывались идти в атаку, офицеров убивали. Правительству нужен был козел отпущения, объяснение почему война идет так плохо. Немецкие шпионы подрывают оборону, предают планы, из-за них гибнут французы. Мата Хари подходила идеально: иностранка, куртизанка, спала с немцами и французами одновременно, экзотическая танцовщица с загадочным прошлым.
После войны документы по делу рассекретили частично, из них следует что реальных доказательств шпионажа не было. Историк Рассел Уоррен Хау в книге 1986 года разобрал материалы следствия и пришел к выводу что Мата Хари была некомпетентным авантюристкой, которая пыталась играть в шпионаж ради денег, но не передала немцам ничего ценного. Французская контрразведка знала это, но процесс был нужен для поднятия морального духа нации.
Легенда, которая пережила человека
После расстрела Мата Хари превратилась в символ женщины-шпионки, роковой красавицы, которая соблазняет мужчин и крадет секреты. О ней написали десятки книг, сняли фильмы с Гретой Гарбо в главной роли. Реальная Маргарета Зелле была неудачницей, которая пыталась выжить единственным доступным способом, используя внешность и обаяние для получения денег от мужчин.
Ее дочь Нон умерла в 21 год, так и не узнав правды о матери, потому что отец скрывал от нее историю с расстрелом. Архивы Deuxième Bureau по делу Мата Хари были частично уничтожены, часть документов засекречена до сих пор. В 2017 году к столетию казни французские историки требовали полной публикации материалов, но власти отказали без объяснения причин.