Найти в Дзене

Может ли тренер орать на спортсмена?

Рассказывает Артём Ребров, бывший вратарь московского Спартака. Может ли тренер орать и гнобить спортсмена? У Вити Кравченко выходят фильмы об этом, но, мне кажется, вторая сторона не до конца показывается. Это спорт высших достижений, а ответственными в какой-то степени остаются родители, которые туда приводят детей. Они добровольно отдают их тренерам, для которых не существует ничего кроме побед и медалей.  Я вырос в футбольном мире, где на меня постоянно орали. Перебор, конечно. Это привело к определенной зажатости. Знаете, как я удивлялся, когда начал играть с иностранным командами – даже на сборах. Они какие-то раскрепощенные, играют в радость, тренер на них не орет с бровки. Нас же в детстве накачивали каждый матч: ни смеяться, ни улыбаться – готовиться и умереть ради победы. Любой даже товарищеский матч – вопрос жизни и смерти. Такая была система – на спортсменов надо давить, для всех это норма. Я считаю, спортсмен должен волноваться и упахиваться, но это всего лишь игра, а н
Оглавление

Рассказывает Артём Ребров, бывший вратарь московского Спартака.

Может ли тренер орать и гнобить спортсмена?

У Вити Кравченко выходят фильмы об этом, но, мне кажется, вторая сторона не до конца показывается. Это спорт высших достижений, а ответственными в какой-то степени остаются родители, которые туда приводят детей. Они добровольно отдают их тренерам, для которых не существует ничего кроме побед и медалей. 

Я вырос в футбольном мире, где на меня постоянно орали. Перебор, конечно. Это привело к определенной зажатости. Знаете, как я удивлялся, когда начал играть с иностранным командами – даже на сборах. Они какие-то раскрепощенные, играют в радость, тренер на них не орет с бровки.

Нас же в детстве накачивали каждый матч: ни смеяться, ни улыбаться – готовиться и умереть ради победы. Любой даже товарищеский матч – вопрос жизни и смерти. Такая была система – на спортсменов надо давить, для всех это норма.

-2

Я считаю, спортсмен должен волноваться и упахиваться, но это всего лишь игра, а не вопрос жизни и смерти. Да, подходить надо ответственно и выкладываться на максимум, но осознавать, что ничего катастрофического не случится, даже если ты не попадаешь с линии. Нельзя всегда попадать, никто всегда не попадает. Просто делай свою работу – и не бойся ничего.

К сожалению, пришел к этому только в зрелом возрасте, когда уже в «Спартаке» оказался. Радостно выходить в Лиге чемпионов против «Бенфики», а еще радостнее – против «Ливерпуля». Мы тогда уже стали чемпионами, и мне вообще было психологически проще играть в футбол – потому что доказал сам себе, что чего-то стою. В голове до сих пор играет гимн Лиги чемпионов, а рядом – Салах, Мане, Коутинью и другие звезды.

Был просто счастлив, что со мной это происходит, а на таком фоне и играть проще. На контрасте с первыми матчами в карьере на сборах за «Динамо» – колоссальная разница. Меня просто трясло, а все мысли были, как бы не насрать и чтобы меня не убили за ошибку. Такого в голове быть не должно, а тренеры должны об этом думать и уметь раскрепощать. 

Конечно, нельзя только по головке гладить. Все-таки профессиональный спорт – не секция для здоровья, он злой и жестокий. Такие вайбы в любом случае будут. Если вы отдаете ребенка в профессиональный спорт, будьте готовы, что это суровая штука.

Но, надеюсь, чем дальше, тем больше тренеры будут заниматься изучением психологии и искать подход к детям, а все эти орущие токсичные дяди и тети будут оставаться в прошлом.

Хотя один тренер вратарей в РПЛ, который мне сказал: «Моего надо душить, постоянно убивать. Только так прогрессирует. А по-хорошему с ним нельзя, сразу расслабляется».

А вот что касается Игоря Денисова и того аудио, то мне его манера общения на детском уровне не близка. Со взрослыми – еще ладно, но с подростками так точно не стоит.