Найти в Дзене

Зачем Чёрт и Ведьма в «Ночи перед Рождеством» украли с неба месяц и звёзды.

Оглавление

Дисклеймер

Мнение, изложенное в данной статье, является частной интерпретацией художественного произведения и не претендует на научную или академическую истину. Автор не является профессиональным этнографом, фольклористом или религиоведом. Материал создан с целью поделиться увлекательными наблюдениями за символическим пластом повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», а также использовать этот прекрасный повод, чтобы продемонстрировать работы замечательного художника Александра Павловича Бубнова, чьи иллюстрации стали классическим визуальным воплощением гоголевских образов.

Все трактовки носят субъективный характер и призваны не дать окончательные ответы, а предложить свежий взгляд, пробудить интерес к глубокому и многогранному миру русской классической литературы и народной культуры.

Вспомните самую знаменитую сцену из гоголевской «Ночи перед Рождеством». Не баловство кузнеца Вакулы и не ужин у царицы, а самое начало: как ведьма на метле собирает звёзды в рукав, а мелкий, юркий чёрт крадёт с небосвода месяц, пряча его в карман. Для нас это волшебная, почти мультяшная завязка. Но для Гоголя, собиравшего фольклор Малороссии, это был не сюжетный приём, а запись живого, пугающего народного поверья. За этим воровством скрывается не детская шалость, а сложный языческий ритуал, смысл которого стоит разгадать.

Рисунок для титульного листа серии иллюстраций к повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством", 1952-1953
Бумага, темпера 14,2 х 14,2 см
Новосибирский государственный художественный музей

Бубнов Александр Павлович
Рисунок для титульного листа серии иллюстраций к повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством", 1952-1953 Бумага, темпера 14,2 х 14,2 см Новосибирский государственный художественный музей Бубнов Александр Павлович

Не украли, а отменили порядок: космический переворот в Диканьке

Чтобы понять масштаб происшествия, надо отказаться от современного взгляда на звёзды как на далёкие огоньки. В картине мира, которую Гоголь взял у народа, Солнце, Луна и звёзды — это не просто светила. Это стражи, божественные очи, поддерживающие миропорядок. Их свет — это сила, которая организует пространство, задаёт границы между «своим» и «чужим» миром, сдерживает хаос и удерживает нечисть в её убежищах.

Когда Солоха и чёрт опустошают ночное небо, они совершают акт космического вандализма. Они не просто гасят фонари над Диканькой — они отключают систему небесной защиты, размывают последний рубеж, отделяющий мир живых от мира мёртвых и тёмных сил. И делают они это в строго отведённое для таких дел время — в ночь перед Рождеством.

Эта ночь — особенная. Это время «межвременья», когда старый солнечный год умер, а новый ещё не родился. Границы между мирами истончаются до предела. И в эту «юридическую лазейку» в мироздании нечисть получает последнюю вольную — не просто побродить по земле, но и покуситься на само небо. Их кража — это символическое торжество хаоса, обязательный этап перед грядущим обновлением космоса. Без этой всепоглощающей тьмы рождение нового Света (в языческом — Солнца, в христианском — Христа) не будет восприниматься как великое чудо и спасение.

"И вместе с дымом поднялась ведьма на метле", 1952-1953
Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Бумага, темпера 44,8 х 34,7 см
Новосибирский государственный художественный музей

Бубнов Александр Павлович
"И вместе с дымом поднялась ведьма на метле", 1952-1953 Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Бумага, темпера 44,8 х 34,7 см Новосибирский государственный художественный музей Бубнов Александр Павлович

Ритуальный дуэт: кто и зачем?

Давайте присмотримся к этой парочке. Это не случайные соучастники, а специалисты разного профиля по нарушению границ.

  • Ведьма (Солоха) — это фигура, владеющая переходами между мирами. В Святки её сила на пике: она может «завязывать» небо, «прятать» светила. Её цель — не мировое господство, а создание комфортных условий для своих «дел». Полная тьма и метель парализуют село: никто не пойдёт в гости, никто не побежит к соседке. Это значит, что все её многочисленные кавалеры — дьяк, Чуб, голова — будут вынуждены идти прямиком к её тёплой хате, где она сможет вершить свои матримониальные интриги (особенно с богатым вдовцом Чубом) без свидетелей и помех. Её магия здесь удивительно практична и приземлённа.
  • Чёрт же выступает в роли демонического техника и мстителя. В народном христианстве он — не абсолютное библейское зло, а неотъемлемая, теневая часть мира. Он наказывает, но и помогает в колдовстве. Он крадёт месяц, чтобы насолить кузнецу Вакуле, который публично опозорил его, нарисовав на церковной стене картину изгнания нечистого духа из ада. Чёрт надеется, что темнота помешает отцу Оксаны уйти из дома и таким образом сорвёт свидание влюблённого кузнеца. Его мотив — мелкая, почти человеческая месть.

"Путешественница отложила потихоньку заслонку", 1952-1953
Из серии иллюстраций к повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Бумага, темпера 20,4 х 34,8 см
Новосибирский государственный художественный музей

Бубнов Александр Павлович
"Путешественница отложила потихоньку заслонку", 1952-1953 Из серии иллюстраций к повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" Бумага, темпера 20,4 х 34,8 см Новосибирский государственный художественный музей Бубнов Александр Павлович

Их союз идеален: один создаёт магические условия, другой сводит личные счёты. Вместе они творят «священную тьму» — пространство, где на время отменяются обычные законы, где можно воровать, колдовать и соблазнять.

"Вылетел через трубу Солохиной хаты", 1952-1953
Из серии иллюстраций к повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Бумага, темпера 20,5 х 35 см
Новосибирский государственный художественный музей

Бубнов Александр Павлович
"Вылетел через трубу Солохиной хаты", 1952-1953 Из серии иллюстраций к повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" Бумага, темпера 20,5 х 35 см Новосибирский государственный художественный музей Бубнов Александр Павлович

Провал ритуала, или Как тьма послужила свету

Но гениальность Гоголя — в гротескном переворачивании этой древней магии. Ритуал, затеянный для торжества хаоса и личной выгоды, оборачивается полным фиаско и служит добру.

Чёрт, создавший тьму для козней, сам становится её заложником. Праведный и смекалистый Вакула не просто не пугается темноты — он ловит нечистого, крестит его (лишая демонической силы) и оседлает как скаковую лошадь, чтобы лететь прямиком в Петербург — за черевичками для возлюбленной.

Это ключевой момент! Сила хаоса оборачивается против самого хаоса. Герой использует инструмент тьмы для совершения доброго дела. Это чисто фольклорный ход: побеждать зло не через прямое уничтожение, а через ловкое подчинение и использование его мощи. Вакула берёт с собой в это путешествие на спине у черта образ Божьей Матери — словно партизан света, который проносит своё знамя через самое сердце тьмы.

"Сначала страшно показалось Вакуле", 1952-1953
Из серии иллюстраций к повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Бумага, темпера 13 х 29 см
Новосибирский государственный художественный музей

Бубнов Александр Павлович
"Сначала страшно показалось Вакуле", 1952-1953 Из серии иллюстраций к повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" Бумага, темпера 13 х 29 см Новосибирский государственный художественный музей Бубнов Александр Павлович

Вечный миф, который Гоголь записал для нас

Эта история — не выдумка писателя. Это литературно обработанный вечный миф, который есть у десятков народов. У скандинавов волк Сколль гонится за Солнцем, чтобы поглотить его перед Рагнарёком. В Индии демон Раху проглатывает светила, вызывая затмения. Славянские поверья рассказывают, как ведьма может «запереть месяц в сундуке».

Гоголь аккуратно перенёс этот архетип на страницы своей повести, сохранив его сакральный ужас, но приправив народным юмором и бытом. Чёрт у него — не эпический властелин тьмы, а мелкий, озлобленный проказник. Ведьма — не сказочная колдунья, а хитрая и вполне земная женщина, использующая космический хаос для решения своих житейских задач.

"А это что у Вас, несравненная Солоха?", 1952-1953
Из серии иллюстраций к повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Бумага, темпера 19 х 35 см
Новосибирский государственный художественный музей

Бубнов Александр Павлович
"А это что у Вас, несравненная Солоха?", 1952-1953 Из серии иллюстраций к повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" Бумага, темпера 19 х 35 см Новосибирский государственный художественный музей Бубнов Александр Павлович

Так зачем же они воровали месяц и звёзды? Ответ многогранен:

  1. Чтобы исполнить древний миф о временной победе хаоса перед рождением нового порядка.
  2. Чтобы создать «рабочую среду» для нечисти в её последнюю вольную ночь.
  3. Чтобы решить свои мелкие, человеческие проблемы: Солохе — устроить личную жизнь, чёрту — отомстить обидчику.

И в этом — вся глубина и остроумие Гоголя. В его «Ночи перед Рождеством» высокое мифологическое сливается с низким бытовым, священный ужас —

с искренним, почти детским весельем. И мы понимаем, что даже вселенская тьма, укравшая небо над Диканькой, бессильна перед простой человеческой силой: любовью, смекалкой и неистребимой верой в то, что свет — вернётся. И он возвращается с первым ударом колокола в рождественское утро.

"Кузнец подошел ближе, взял её за руку", 1952-1953
Из серии иллюстраций к повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Бумага, темпера 49,5 х 35,2 см
Новосибирский государственный художественный музей

Бубнов Александр Павлович
"Кузнец подошел ближе, взял её за руку", 1952-1953 Из серии иллюстраций к повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" Бумага, темпера 49,5 х 35,2 см Новосибирский государственный художественный музей Бубнов Александр Павлович

🔍 Откройте для себя увлекательный мир искусства!

Присоединяйтесь к нашему каналу на Дзен, где вас ждут:

🎨 Захватывающие статьи об ограблениях музеев
Почему воруют шедевры? Самые громкие преступления в мире искусства и их последствия.

🎬 Лучшие фильмы про художников
Обзоры и рекомендации кинокартин, которые вдохновят вас на творчество.

Подписаться на канал

Погружайтесь в искусство вместе с нами! Какие темы вам интересны? Делитесь в комментариях — мы учтем ваши пожелания!

Художник Полина Горецкая
Николай Лукашук художник
Полина Горецкая
Художники Николай Лукашук и Полина Горецкая | Дзен