Найти в Дзене
Showgraphic

Не «Матрицей» единой: «Тринадцатый этаж» — забытый фильм о жизни в симуляции

Columbia Pictures / Sony Pictures Научно-фантастический фильм «Тринадцатый этаж» вышел в том же году, что и «Матрица», стоил почти в четыре раза дешевле и оказался финансовым провалом. Тем не менее ему определённо стоит дать шанс. Размышления о реальности мира занимали людей с древних времён. Достаточно вспомнить аллегорию «Миф о пещере» Платона и трактат «Симулякры и симуляция» Жана Бодрийяра. Но философы были не единственными. В XX веке писатели-фантасты также обращались к этой теме: рассказ Станислава Лема «Странные ящики профессора Конкорана», сборник Филипа Дика «Вне времени» и роман Дэниела Галуйе «Симулякрон-3». И именно последний интересует нас больше всего. Сюжет романа сосредоточен на человеке по имени Дуглас Холл, который работает над проектом «Симулякрон» — компьютерным миром, населённым существами, не осознающими своей искусственности. После таинственного убийства руководителя проекта Холл начинает понимать, что реальность, в которой он находится, может оказаться всего лиш
Оглавление
Columbia Pictures / Sony Pictures
Columbia Pictures / Sony Pictures

Научно-фантастический фильм «Тринадцатый этаж» вышел в том же году, что и «Матрица», стоил почти в четыре раза дешевле и оказался финансовым провалом. Тем не менее ему определённо стоит дать шанс.

Размышления о реальности мира занимали людей с древних времён. Достаточно вспомнить аллегорию «Миф о пещере» Платона и трактат «Симулякры и симуляция» Жана Бодрийяра. Но философы были не единственными. В XX веке писатели-фантасты также обращались к этой теме: рассказ Станислава Лема «Странные ящики профессора Конкорана», сборник Филипа Дика «Вне времени» и роман Дэниела Галуйе «Симулякрон-3». И именно последний интересует нас больше всего.

Сюжет романа сосредоточен на человеке по имени Дуглас Холл, который работает над проектом «Симулякрон» — компьютерным миром, населённым существами, не осознающими своей искусственности. После таинственного убийства руководителя проекта Холл начинает понимать, что реальность, в которой он находится, может оказаться всего лишь очередным уровнем симуляции. Пытаясь выяснить правду, он сталкивается с новыми вопросами о природе сознания и реальности мира.

Columbia Pictures / Sony Pictures
Columbia Pictures / Sony Pictures

Звучит знакомо, правда?

Если это напоминает вам фантастический экшен братьев Вачовски, вы недалеки от истины. Однако книга послужила источником вдохновения для другой картины, вышедшей в том же 1999 году. Это был «Тринадцатый этаж» режиссёра Йозефа Руснака — фильм, который из-за «Матрицы» оказался отодвинут на второй план.

«Симулякрон-3» уже был экранизирован в виде сериала 1973 года «Мир на проводе». Спустя 26 лет Роланд Эммерих, к этому моменту снявший успешные «Звёздные врата» и «День независимости», решил вдохнуть новую жизнь в произведение Галуйе. Йозефу Руснаку, ранее работавшему с Эммерихом над его фильмом «Годзилла» (1998), была предложена должность режиссёра.

Проект с самого начала столкнулся с серьёзными проблемами. Бюджет был ограничен — всего $16 млн (у создателей «Матрицы» было $63 млн). Да и, как оказалось, европейский подход Руснака к съёмкам кино также вызывал трудности. Американские продюсеры хорошо себе представляли, как лучше продать сай-фай триллер, который не требует от зрителя собирать сюжет по крупицам. У Руснака было иное мнение, его попытки создать рефлексивный стиль очевидны уже в первом кадре, где приведена цитата Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Columbia Pictures / Sony Pictures
Columbia Pictures / Sony Pictures

Всегда есть следующий уровень

Сюжет фильма не слишком отклоняется от оригинала. Главный герой — Дуглас Холл (Крейг Бирко), совладелец крупной IT-компании, обнаруживает, что его коллега Хэннон Фуллер (Армин Мюллер-Шталь) убит вскоре после создания симуляции Лос-Анджелеса 1937 года. Холл становится главным подозреваемым. В поисках доказательств своей невиновности он погружается в виртуальную реальность. С появлением таинственной Джейн Фуллер (Гретхен Мол) и последующих открытий Холл начинает понимать, что его собственный мир тоже нереален — это всего лишь ещё один слой симуляции.

Подбор актёров сразу на две роли стал довольно сложной задачей. Как добиться органичности, чтобы было интригующе, но при этом не обернулось полным хаосом для зрителя? Продюсер Уте Эммерих отметила, что процесс кастинга был непростым:

Кастинг был долгим. Оказалось, трудно найти актёров, способных убедительно сыграть сразу две роли. Некоторые из них отлично справлялись с одним персонажем, но значительно хуже — с другим.

Фильм также был бы менее захватывающим без атмосферы нуара. С самого начала зрителя ждут типичные для этого жанра элементы: смерть ключевого персонажа и появление таинственной роковой женщины, которая втягивает главного героя в смертельно опасную игру.

Columbia Pictures / Sony Pictures
Columbia Pictures / Sony Pictures

Где начинается настоящая жизнь?

Важно отметить, что главную роль в фильме играют диалоги, жесты и символизм. Он, в отличие от многих других подобных работ, не о побеге из симуляции, а о моральных критериях её создания. О том, где заканчивается искусственность и начинается настоящая, осознанная жизнь.

Несмотря на то, что картина Йозефа Руснака оказалась финансовым провалом, с сегодняшней точки зрения она остаётся интересным представителем своей эпохи. Наряду с такими фильмами, как «Тёмный город», «Шоу Трумана», «Матрица» и мини-сериалом «Эксперименты Лэйн», лента «Тринадцатый этаж» заняла своё место в истории кинематографа как одна из первых попыток исследовать темы симуляции и человеческого сознания.