Относительно этого вопроса многие историки спорят по сей день, а некоторые так и вовсе называют ошибочно совсем другого человека. Тем не менее, даже несмотря на все разногласия, есть официальные документы и сводки из журналов боевых действий, где фамилия самого первого пленного немца четко указана. И здесь, кстати, не обошлось без нюансов, о которых ниже тоже расскажу.
Итак, что мы знаем о первом дне Великой Отечественной войны? Мы знаем о том, что немцы наступали внезапно и молниеносно по всем фронтам. Да, где-то их удавалось сдержать, где-то даже контратаковать, но в целом картина выглядела для наших войск не слишком обнадеживающе. Тем не менее, в ходе боев первого дня войны пленные были как с одной, так и с другой стороны, что вполне логично. Но кто был самым первым немцем в руках красноармейцев? В Советские годы при ответе на данный вопрос многие называли Альфреда Лискова. Да многие и сейчас его называют первым. Но он не был захвачен в плен в бою. Лисков перебежал на советскую сторону добровольно. Произошло это в ночь, как раз накануне нападения Германии на Советский Союз.
Хорошо, если не Лисков, то кто тогда? В данном контексте должен фигурировать не перебежчик по доброй воле, а именно захваченный в плен. И такой человек действительно есть. Причем фигурировал он в самом первом официальном документе, описывающем боевые действия на фронте. Это была сводка за номером один, которую составили в самый первый день войны, то есть 22 июня 1941 года.
Здесь сразу стоит сделать небольшое отступление и сказать о том, что бои в первый день войны велись не по всей протяженности границы. Например, на некоторых участках границы с Финляндией все только начинало разворачиваться, полноценных боевых действий там еще не было. Дело в том, что здесь фашисты планировали полноценно наступать 27 июня, хотя и постоянно эту дату переносили. В общем, как бы то ни было, по факту существовали участки фронта, на которых немцы вместе с финнами только накапливали силы и в атаку не шли. Вот как раз здесь и удалось взять в плен самого первого немца.
Началось все с того, что 21 июня со стороны Финляндии к Советской границе подошла дивизия СС "Норд" и 36-й немецкий армейский корпус. В их задачи входило наблюдать и ждать оперативного формирования финских частей. Ну а затем уже всеми вместе наступать. При этом наблюдать им нужно было скрытно, никоим образом не выдавая свое присутствие. Однако, все же нашелся один бедолага, который все эти планы разрушил.
Дело было вот как. Одному из мотоциклистов было поручено доставить документы в штаб батальона. Он отправился в направлении штаба около полуночи, то есть примерно за 4 часа до полноценного наступления немцев по всем фронтам, но довольно быстро заблудился. Дорогу искал долго, примерно полтора часа, пока не оказался на участке одной из застав 101-го погранотряда. Вскоре его заметили пограничники Василий Поливанов и Михаил Санников. Немца окрикнули и предложили поднять руки вверх, но тот в ответ лишь открыл стрельбу. Ответным огнем его ранили и оперативно связали.
Как оказалось позже, звали немца Иоганн Касек и он являлся военнослужащим дивизии СС "Норд". Несмотря на то, что сдаваться он изначально не собирался, на допросе решил не молчать и рассказать все как есть. В итоге, примерно в три часа ночи о нем было известно сначала начальнику погранокруга, затем Георгию Жукову и позже Главному управлению погранвойск СССР. Собственно Касек как раз и фигурировал в той самой сводке за номером один. Немец рассказал о том, что напротив погранзаставы стоит целая мотомеханизированная дивизия немцев. Всего же на севере Финляндии, по словам немца, было сосредоточено порядка 20 тысяч немцев и около 5 тысяч финнов. То есть силы были, мягко говоря, не равны.
А теперь о неточности, о которой упомянул в самом начале и из-за которой многие историки спорят по сей день. Собственно из-за этой неточности в версии существования Иоганна Касека некоторые и сомневаются. Дело в том, что в той самой сводке он указан как военнослужащий 9-й дивизии. Но на самом деле 9-я дивизия к тому моменту находилась в составе группы армий "Юг", то есть вообще в другом месте. При этом в расшифровке допросов Касек упоминает только подразделения за номером 6 и 7. Никаких 9 там не было. Возможно здесь сыграла роль ошибка переводчика, а может банальная спешка в заполнении документов.
Но здесь интересно другое. Буквально спустя пару часов после его допроса, когда немцы уже полноценно начнут свое наступление, с одного из участков Юго-Западного фронта поступит донесение о первых пленных неподалеку от станции Пархач, что в 50 километрах от Львова. В донесении будет указано, что в ходе ожесточенного боя удалось захватить в плен несколько немецких военнослужащих как раз той самой, настоящей 9-й дивизии. Вот такой круговорот дивизии в природе получился.
Что касается Касека, то о его дальнейшей судьбе достоверно ничего неизвестно, только слухи. Но зато известен весь дальнейший боевой путь пограничников, взявших самого первого пленного немца. Поливанов будет сражаться на разных фронтах, в том числе в Сталинграде. Пройдет всю войну и будет награжден орденом Красного Знамени. Санников также пройдет всю войну, будет сражаться в Заполярье, а после награжден медалью "За отвагу".
Читайте также: