В 1991 году Mazda 787B буквально всколыхнула мир автоспорта, завоевав золото на «24 часах Ле-Мана». Это был первый японский автомобиль, победивший в этом престижном марафоне, и до сих пор остается единственным болидом с роторным двигателем, которому покорилась эта вершина.
Помимо исторической победы, машина запомнилась одной из самых ярких гоночных ливрей. Оранжево-зеленый узор «аргайл» на кузове 787B отдавал дань уважения ключевому спонсору Mazda – японской швейной компании Renown, а точнее ее яркому суббренду Charge.
Некоторые даже предполагают, что этот узор вдохновлен знаменитыми клетчатыми носками, которыми славилась марка. Независимо от происхождения, смелый дизайн и упорная победа Mazda 787B навсегда закрепили за ней статус настоящей легенды гонок на выносливость.
Давид Будерус из Нюрнберга уже 25 лет ездит на скутерах Vespa и дорабатывает их. Он входит в клуб Zennteifel Rollerclub — дружную группу любителей скутеров из баварского города Лангенценн. Название клуба, в вольном переводе означающее «Ценнские дьяволы», отсылает к реке Ценн, протекающей через этот регион, и прекрасно отражает их подход к скутерингу.
Давид работает в гараже, который он делит с друзьями, но при этом подчеркивает: кастомизация скутеров – просто хобби. По его словам, подобный билд обходится настолько дорого, что, если бы речь шла о заработке, мало кто смог бы себе его позволить. Он не шутит. На завершение постройки ушло четыре года. Во многом из-за одержимого внимания к деталям.
Ливрея Mazda, пожалуй, главная фишка скутера, но под яркой краской скрывается множество нестандартных решений. Изначально проект не задумывался как оммаж Mazda 787B — эта идея пришла позже. Давид увидел кастомный Vespa PX с укороченным кузовом и передней частью от Lambretta.
«Это было просто мега-комбо», — вспоминает он. «Я искал подходящий донор в объявлениях, довольно равнодушно, потому что не хотел тратить тысячи евро. Затем друг подсказал мне очень хорошую основу — Vespa PX до 1989 года с документами, который уже падал и был порезан. Он также побывал в небольшой аварии, что обеспечило очень хорошую цену».
«Я назначил встречу, прицепил прицеп к машине и проехал почти 200 километров до Ашаффенбурга, чтобы посмотреть его. Это был именно тот мотоцикл, который я искал — и, несмотря на аварию, он был на ходу и в весьма приличном состоянии. Абсолютным плюсом были документы, получить которые сегодня порой очень сложно или даже невозможно».
При скромных 6.8 лошадиных силах маленький двигатель PX80, конечно, не мог соответствовать требованиям. Давид быстро от него избавился, заменив на 200-кубовый агрегат от Vespa Cosa, который он адаптировал для установки на PX. Для увеличения объема поставили гоночный цилиндровый комплект Malossi на 221 кубический сантиметр, а также кастомную головку блока цилиндров с жидкостным охлаждением.
Среди других доработок — 35-миллиметровый карбюратор Keihin на специально изготовленном впускном коллекторе и лепестковый клапан Tassinari Vforce 4. Давид также установил зажигание Vape от SIP Scootershop, изготовил особый маховик и убрал кикстартер. Выпускной коллектор – прототип от немецкого специалиста по Vespa SESC, а глушитель – уникальная, сделанная в единственном экземпляре деталь.
Для передней части Давид раздобыл вилку Lambretta у друга, который купил ее дешево и так и не использовал. Поскольку он уже устанавливал вилки Lambretta на Vespa, работа оказалась относительно простой. Именно тогда его осенило вдохновение создать скутер по образцу легендарной Mazda 787B.
«Я знал, что хочу гоночную раскраску», — говорит Давид, — «но какую? Gulf? John Player Special? Это круто, но это просто черный цвет с логотипами JPS, а я, к тому же, не курю, так зачем мне клеить сигареты на свой мопед?»
«Потом я вспомнил один из своих любимых автомобилей в Gran Turismo на PlayStation: Mazda 787B, огнедышащий монстр Группы C из 90-х с адски звучащим четырехсекционным роторным двигателем Ванкеля. Команда-аутсайдер, которая совершенно неожиданно выиграла "24 часа Ле-Мана" в 1991 году. Это было идеально — и раскраска оказалась абсолютно классной, даже если это был дизайн носка главного спонсора».
«С тех пор направление стало ясным, и я мог начать добавлять детали в качестве дани уважения 787B. Для этого я заказал книгу из Японии, в которой были очень хорошие детальные фотографии автомобиля, и которая послужила основой для постройки. Это было недешево, но стоило своих денег».
Давид начал воспроизведение внешнего вида с колес Mazda. Заднее колесо — это 10-дюймовая вручную изготовленная реплика дисков Volk Racing Super Fine Mag от 787B, со всеми логотипами. Переднее колесо – деталь от SIP Scootershop, но его левая сторона закрыта сделанным вручную аэродинамическим диском, точно так же, как передние колеса на 787B.
Затем Давид модернизировал переднюю часть, установив пару амортизаторов SIP и дисковый тормоз Casa Performance. Переднее крыло выглядит как укороченная оригинальная деталь, но на самом деле это половина крыла Buell, соединенная с половиной крыла Honda. Задняя часть получила амортизатор YSS, а дополнительное тормозное усилие обеспечивает кастомная система дискового тормоза.
Едва ли найдется сантиметр на кузове Vespa, который Давид не переработал бы каким-либо образом. Обтекатели для ног сузили и лишили корпусов указателей поворота, а кожухи задних колес укоротили и расширили. Сверху установили сиденье в стиле кафе-рейсер, а под панелью пола смонтировали модифицированный нижний обтекатель Crimaz.
Давид также убрал подрамные распорки скутера, решив вместо этого усилить шасси стальной пластиной. Табличку с номером рамы перенесли в перчаточный ящик, который сам по себе был пересажен с Lambretta V50. Крошечные светодиодные указатели поворота Highsider интегрировали заподлицо в кузов, а пара задних фонарей спряталась в тоннелях заднего обтекателя.
«Несмотря на то, что задние фонари 787B совершенно другие, это один из тех моментов, где мой личный вкус взял верх», — рассказывает Давид. «Целью было создать скутер, отдающий дань уважения 787B, а не точную реплику, которой не хватало бы двух колес».
Мелкие детали на Vespa Давида заслуживают отдельного упоминания. Сзади кожухи задних колес можно откинуть вперед для обслуживания, отпустив крепления в гоночном стиле, которые их удерживают. Правая сторона обеспечивает доступ к карбюратору и свече зажигания, а левая открывает электронные компоненты, которые аккуратно смонтированы на карбоновой опорной плите и подключены к блоку управления Motogadget mo.unit Blue. Перчаточный ящик открывается электронно с помощью гидравлического демпфера, который Давид позаимствовал из своего автомобиля, скрывая при этом такие детали, как расширительный бачок радиатора.
Сверху расположена кастомная приборная панель, которая в очередной раз свидетельствует о приверженности Давида своей концепции. «Я хотел несколько переключателей и индикаторов, напоминающих кокпит 787B», — объясняет он. «Поэтому я приобрел подходящие тумблеры, светодиодные индикаторы напряжения и температуры и смонтировал все это с карбоновыми пластинами и желтыми наклейками. Чтобы максимально приблизиться к оригинальной надписи, я купил машину для тиснения надписей и создал соответствующие этикетки».
Выше Давид модифицировал пластиковые элементы кокпита Vespa, чтобы разместить цифровую приборную панель Motogadget. Оставшееся пустое пространство он заполнил, разработав памятную табличку в форме характерного треугольного ротора двигателя Ванкеля, которая была анодирована золотом и установлена с карбоновым обрамлением.
Органы управления включают дроссельную заслонку Domino, главный тормозной цилиндр Magura для переднего тормоза, секвентальный переключатель передач Motorino Diavolo и интегрированные кнопки — все это значительно модифицировали для работы с низко расположенным рулем скутера. Поскольку задний тормоз теперь представлял собой гидравлический узел, Давиду потребовалась совершенно новая педаль для его управления. Поэтому он выточил ее с нуля, вплоть до гравировки логотипа Mazdaspeed.
Каждый компонент тщательно отбирался — от сцепления BGM Pro Superstrong до гоночной горловины топливного бака, обеспечивающей доступ к нему через сиденье. Радиатор, водяной насос и звуковой сигнал Vespa скрыты в нижнем обтекателе, передняя часть которого имеет сетчатую вставку, повторяющую воздухозаборники бампера Mazda 787B. На кузовной панели непосредственно над передним крылом Давид добавил дополнительную сетку, миниатюрный буксировочный крюк и вырез, воспроизводящий воздухозаборник капота Mazda.
Друг Давида, Tutto Moto, помог с более сложными работами по изготовлению рамы, а SESC подготовил мотоцикл к покраске. Сами покрасочные работы выполнил Хельмут Гримм, при этом Давид на каждом этапе сам занимался маскировкой рисунка. Это было масштабное предприятие. Первым шагом стало понять, как адаптировать дизайн Mazda 787B к площади поверхности и форме винтажного итальянского скутера.
«Именно тогда я осознал, насколько сложной будет вся эта затея», — говорит Давид. «В то время как гоночный автомобиль по сути является клином с преимущественно прямыми углами, скутер, как известно, имеет гораздо больше поверхностей: внутренний щиток для ног, передний щиток для ног, подножка, задняя часть. Все это должно было гармонично сочетаться в конечном итоге».
«После нанесения оранжевой базовой краски я провел около трех часов с маляром, маскируя края для трех других цветов: зеленого, черного и серебристого. Это также оказалось значительно сложнее, чем сам эскиз. Здесь, конечно, присутствует третье измерение, которое на бумаге может быть несколько упущено из виду».
Заключительным этапом стало нанесение белых прерывистых линий дизайна Renown и множества декалей. Давид провел 15 часов со своим поставщиком декалей, подготавливая каждый элемент к печати и вырезанию. Затем он потратил еще 10 часов, кропотливо нанося все элементы на Vespa, тщательно выверяя каждый миллиметр.
Vespa 787B Давида не только получила все соответствующие логотипы команды и спонсоров, но и наклейку технического контроля Ле-Мана 1991 года на перчаточном ящике, а также имена и национальности пилотов, которые привели автомобиль к победе. Завершающие штрихи включают оконечную насадку выхлопной системы в форме Ванкеля, с аналогичным мотивом, проступающим сквозь крышку двигателя из углеродного волокна.
Читайте также:
Перевод материала bikeexif.com | Изображения: Доминик Бенке