Северная столица обживается в "белых списках".
В Петербурге в течение двух суток фиксировались массовые сбои в работе мобильного интернета и связи, гласят данные сервисов Downdetector и "Сбой.рф". Услуга стала доступна жителям региона 12 декабря после полудня.
По словам представителей операторов связи, от самих телекоммуникационных компаний ничего не зависело. Городские власти объяснили ситуацию мерами безопасности. Подробнее об этом — в материале "Делового Петербурга".
Сроки и причины ограничений
По информации Downdetector, утром поступало около 600 жалоб в час, а за сутки своё недовольство качеством связи выразили более 14 тыс. пользователей. Помимо петербуржцев с ограничениями столкнулись и жители других регионов СЗФО: в Архангельске мобильного интернета не было двое суток, такая же обстановка в Вологодской области, в Мурманске наоборот, мобильный интернет работал, но не был доступен проводной, в Новгородской области два дня отсутствовала связь у некоторых операторов.
В Петербурге мобильный интернет стал доступен 12 декабря в 12:00.
Жалобы поступали от абонентов всех ключевых операторов связи. Сбои затронули работу сайтов, не отечественных навигаторов. Пользователи отмечали невозможность загрузить мессенджеры и банковские приложения без подключения к Wi-Fi. Пользоваться получалось только сервисами, которые включены в "белый список" Минцифры — сервисами "Яндекса", Mail.ru, мессенджером MAX, ВК, Rutube, Госуслугами и др.
Представители сотовых операторов, столкнувшись с потоком жалоб в социальных сетях, прокомментировали, что не могут повлиять на ситуацию и не знают, когда мобильный интернет снова появится.
"Причины не зависят от оператора и никак не связаны с работоспособностью наших сетей. Ограничения обусловлены мерами безопасности. Мы не можем повлиять на снятие ограничений, и их сроки нам неизвестны", — рассказали сотрудники компании T2.
В "Билайне" также подчеркнули, что интернет был ограничен в целях безопасности, и мера касалась всех операторов связи.
"Важные сервисы при этом работают даже во время ограничений... Ограничения не связаны с работой оборудования "Билайна", поэтому сроки восстановления нам неизвестны", — пояснили сотрудники.
При этом каждый из собеседников высказался о том, что рассчитывает на восстановление сервисов в ближайшее время. Голосовая связь работает в штатном режиме.
"Понимаем, что ситуация не из приятных. Сейчас по независящим от МТС причинам в отдельных районах города и области могут наблюдаться временные сложности с использованием мобильной связи и интернета. Рекомендуем воспользоваться Wi-Fi", — сказали в МТС.
Реакция властей
В группе комитета по информатизации и связи города в соцсети "ВК" горожане написали множество комментариев по поводу того, что на работе интернета у многих завязана трудовая деятельность и учёба. У некоторых якобы не работали даже "белые списки". Особенно возмущены были люди отсутствием разъяснений.
"Жизнь встала на паузу! Никто из официальных лиц города не выступил с заявлением и не объяснил ситуацию, не сказал, когда проблема решится. Объясните людям хоть, что происходит", — написали участники обсуждения.
В комитете по информации и связи города в комментариях под постом опубликовали пока один ответ по поводу того, что ограничения необходимы для обеспечения безопасности. При этом ответственность за качество связи переложили на операторов.
"Мы понимаем и разделяем ваше беспокойство, однако на территории Петербурга действительно возможно временное ухудшение качества мобильной связи. Данные меры необходимы для обеспечения безопасности. За обеспечение качества телефонной и интернет-связи отвечают операторы — их деятельность находится в ведении Министерства цифрового развития, которое само определяет порядок своей работы. В соответствии со своими полномочиями Комитет по информатизации и связи Петербурга не вводит ограничения в работу сотовых операторов и соответственно не может комментировать их работу", — ответили чиновники.
"ДП" направил запросы в адрес операторов мобильной связи, Минцифры, комитета по информатизации и связи Петербурга. На момент публикации ответы не поступили.
В чём причина долгих ограничений
Ведущий аналитик компании Mobile Research Group (MRG) в разговоре с "ДП" пояснил, что в России уже есть регионы, в которых мобильный интернет отключается на длительный период и это считается нормой.
"Отключения интернета как правило связаны с опасностью атаки дронов. Ограничения в Петербурге были длительными, потому что власти считали, что опасность сохраняется. Понятно, что долгое отключение связи в мегаполисе — это удар по экономике, по удобству жизни. Но, тем не менее, к сожалению, сейчас время такое, к этому нужно привыкнуть. Другого варианта нет", — сказал эксперт.
Собеседник "ДП" также отметил, что ни разу за все время отключения мобильного интернета где-либо в России власти не выходили с сообщениями о том, что включат интернет снова в конкретное время. Время включения всегда неизвестно, пока сохраняется опасность.
"Если интернет не работает, значит есть какая это опасность, с чем она связана, мы не знаем. Операторы тоже не заинтересованы в отключении интернета. Как только они получают команду, что можно включать, они моментально это делают. В Петербурге 12 декабря мобильная связь появилась ориентировочно в 12:00", — добавил спикер.
Последние события показывают, что уверенность в устойчивости цифровых сервисов пошатнулась. Сбои могут быть не только из-за атак БПЛА, но и по другим причинам: к примеру, из-за устаревания инфраструктуры.
"Технологии могут давать сбой. Но в любом случае, цифровизация зашла уже очень далеко. У нас есть огромное количество политиков, чиновников на уровне регионов, городов, которые хотели бы отката в прошлое. Но он, к радости или, к сожалению, невозможен.
Надо чётко понимать, что мы находимся в уязвимом положении не из-за ситуации с дронами, а из-за того, что у нас стремительно стареют сети. У мобильных операторов, у телекома, нет достаточных средств для развития, ситуация ухудшается на глазах, и из-за отключения мобильного интернета в том числе. В случае ограничений нагрузка на оператора возрастает, каждый в своём индивидуальном случае решает: вернуть или не вернуть деньги. Кто-то предоставляет скидки.
За последний год массовых отключений средняя стоимость тарифа упала в два раза, потому что в регионах, где идут отключения, люди прекращают платить. Сегодня стоимость услуг связи ниже, чем была ещё пять лет назад. Поэтому надо привыкнуть к тому, что сбои будут случаться, к сожалению", — заключил Муртазин.
Как в случае ограничений может помочь Wi-Fi
В случаях ограничений связи можно подключаться к городской сети Wi-Fi или к Wi-Fi в торговых центрах, транспорте, учреждениях и заведениях. Сергей Несмачный, основатель сервиса WiFly, подчеркнул: гостевой Wi-Fi уже много лет является неотъемлемой частью offline бизнеса.
"Кафе, рестораны, фитнес-центры, гостиницы, торговые центры, библиотеки, общественный транспорт. В этих заведениях практически всегда есть услуга бесплатного гостевого Wi-Fi. Во времена устойчивой 4G связи этим сервисом пользовались не все гости, но в текущий момент, когда сотовая связь не всегда доступна, гостевой Wi-Fi — практически единственная возможность выйти в интернет и процент использования резко возрос. В -Петербурге несколько тысяч точек бесплатного Wi-Fi и интерес к ним только растет", — рассказал представитель компании.
Согласно статистике компании, наблюдается прирост активных пользователей в 2 и более раз. Это объективное подтверждение интереса к гостевому Wi-Fi со стороны пользователей.
Кроме того, те бизнесы, которые ранее не задумывались об этой услуге, сейчас активно включают точки, чтобы стать "спасительным островком интернета" в своем заведении, что однозначно повышает шансы на посещение их точек продаж или обслуживания клиентов.
Даже ПВЗ (пункты выдачи заказов), которые ранее не обеспечивали гостевой Wi-Fi, начинаю активно включать эту услугу, уточнил спикер.
Как повлияли ограничения на сферу услуг
По мнению опрошенных "ДП" участников банковского сектора, ограничения оказали существенное влияние на качество банковских услуг. Основной поток начислений заработных плат в Петербурге происходит с 5 по 15 число каждого месяца. Нынешние отключения сети совпали с периодом, когда большинство граждан пытается снять наличные и сталкиваются с неработающими банкоматами.
Скорее всего, в режим офлайн перейдут устройства, размещённые в местах, где нет возможности подключить банкомат к оптоволокну. Как правило, во всех отделениях банков, в ТЦ или на станциях метрополитена банки стараются дублировать несколько каналов связи — от wi-fi или мобильного интернета до стационарного подключения. И делается это не ради заботы о клиентах, а из-за требований безопасности: пару лет назад была серия инцидентов, когда с помощью купленных на Алиэкспресс устройств глушился сигнал и банкоматы затем вскрывались.
"Скорее всего, банки начнут рекомендовать через свои приложения иметь пару-тройку тысяч рублей наличными. И будут внедрять возможность снятия наличных с помощью NFC: проблема отсутствия связи важна не только для самого банкомата, но и для авторизации операции по карте самого клиента", — считают представители банковской сферы.
В Городском центре управления парковками Петербурга "ДП" сообщили, что сбоев при работе сервиса в городе за эти два дня не было.
С особенными трудностями столкнулись жители региона, чьё здоровье зависит от специальных цифровых сервисов, к примеру, люди, страдающие диабетом.
"Ну что ж творится то. У меня без интернета жизнь может остановиться. Инсулиновая помпа подключена к мониторингу глюкозы. Показания глюкозы идут в приложение iAPS (в простонародье — "искусственная поджелудочная железа") только через интернет.
Я на улицу выйти не могу, связи нет, подколок инсулина тут же нет. Как жить дальше-то. Уже писала, чтоб как-то придумали белый список для медицинских приложений. Всем плевать", — сообщила пользователь социальной сети "ВКонтакте" Angelika Mir.