На мой взгляд, это глубокий и терапевтический фильм.
10 лет назад в моей жизни был период (около года), когда я в терапии взращивала и укрепляла свою мужскую часть личности. И тогда я смотрела этот фильм очень много раз — можно сказать, знала его наизусть. И каждый раз проживала вместе с главным героем этот сюжет: я буквально чувствовала, как происходит внутренняя трансформация и укрепление моего Анимуса.
И здесь может возникнуть вопрос: «А зачем женщине укреплять мужскую часть?»
Мужская часть в любом человеке отвечает за способность действовать, за эффективность, реализацию своих желаний и целей, за успех в социуме. А ещё — за ощущение внутренней силы и опоры на себя.
Если это то, чего вы хотите, — очень рекомендую к просмотру и сам фильм, и мой разбор.
Фильм про кризис среднего возраста.
И не важно, мужчина это или женщина. Были ожидания, амбиции, мечты и фантазии о том, как же круто сложится жизнь. И вот рубеж — полжизни прожито! А реальность не совпадает с ожиданиями.
Главному герою хотелось быть звездой, и он пытается «натянуть» её на себя. Хотелось быть гением — и он себя им мнит (помните, как он говорит: «Я сам делаю погоду!»), просто с людьми вокруг «не повезло». Он злится на них и обесценивает — и получает то же самое в ответ.
В его глазах, если вы заметили, вселенская печаль и разочарование. Фил гонит их от себя, но это не может продолжаться бесконечно. Ему придётся встретиться с самим собой и с реальностью лицом к лицу. И только тогда появится возможность что-то действительно поменять.
Он привык много действовать во внешнем мире, чтобы получить желаемое. Но теперь, чтобы выйти на новый качественный уровень, нужен совершенно иной подход: не привычные внешние действия, а глубинный внутренний переворот.
И чтобы это стало возможным, Фил оказывается заперт в своём внутреннем мире (городок в глубинке — как символ погружения в глубину психики), где встречает много интересных персонажей. Ему предстоит познакомиться с каждым и принять их — даже своего внутреннего неудачника-идиота (мужик, продающий страховку) и своего внутреннего бомжа.
В жизни всё происходит точно так же: в этот период человек уходит глубоко в себя, и это процесс, который никто не может ни понять, ни прочувствовать так, как он сам. И никто не может ему помочь. (Помните, он пошёл к доктору, потом к психиатру, пытался рассказать главной героине… и всё бесполезно.) Это то, через что нужно пройти в одиночку.
Какие этапы он проходит на этом пути?
Фил стартует из точки злостного эгоизма, высокомерия и потребительского отношения к людям, особенно к женщинам. Сначала очень сложно смириться и принять, что кризис начался. Но процесс идёт — и он неизбежен.
Ключевой вопрос фильма: «А если завтра не будет?»
А что бы вы ответили себе на этот вопрос?
Первый ответ даёт его внутренний алкоголик (даже два): тогда можно делать всё, что угодно! Ведь последствий не будет. И он идёт в очень важное переживание. Помните, что он говорит?
«Нам всю жизнь рассказывают, как нам нужно жить! Но мы сами должны сделать выбор — и по нему жить!»
Первое, что он делает: освобождается от чужих навязанных правил и установок. Без этого невозможно — это неотъемлемая часть процесса. И тогда он пускается во все тяжкие. Он так долго изображал, а не был культурным и порядочным человеком, что теперь маятник отбрасывает его в другую крайность.
И Фил становится самим собой — настоящим — и реализует свои подавленные желания: крушит всё вокруг, хамит полицейским, бьёт морду страховщику. Отдельно — момент с обжиранием сладким: это напитка внутренней детской части безусловной любовью.
В индивидуальной работе есть интересный образ, который предлагают клиенту, чтобы снять внутренние блоки и получить доступ к ресурсам внутреннего мира: «Представьте, что вам предстоит ограбление банка…». Помните момент в фильме? Это тоже важный процесс, неотъемлемая часть трансформации.
Но поскольку это были подавленные желания и эмоции, а не его суть, достаточно быстро всё становится неинтересно. Он не псих и не социопат — он просто незрелый мужчина, и проявляется это в эгоизме и потребительстве. Это то место, где он по-настоящему застревает и обо что «обламывается».
Моё любимое место в фильме — отношения с женщинами. Очень красиво показана разница между незрелой «женственностью» и зрелой.
Первая ведётся на его уловки, тает от признания в любви в первый же вечер и предложения выйти замуж. И не важно, что он называет её другим именем — она, занимаясь с ним сексом в первый же вечер, ещё и удивляется: «Ты что, решил со мной просто переспать?»
Для контраста вспомним реакцию главной героини на его «признание в любви». Помните?
«Как ты можешь меня любить? Ты же меня совсем не знаешь».
Зрелая женщина знает: мужчине нужно время, чтобы по-настоящему полюбить. И чем больше мужчина вкладывается в женщину, тем больше он её ценит. Она не будет его переделывать — она просто не будет с ним связываться.
Он знает нужные слова, умеет очаровывать и соблазнять. Он подходит к процессу творчески, собирает информацию, не ленится. У него азарт получить желаемое. Женщина ему не интересна и не представляет ценности — он просто хочет её поиметь. И это один из признаков мужской незрелости.
Очень ярко показан путь мужчины (и мужской части личности женщины — Анимуса) к зрелости: от потребления и использования — к уважению и служению женщине. Уже ради одного этого внутреннего процесса фильм стоит пересматривать снова и снова.
А ещё — чтобы впитать образ зрелой женщины с чувством собственного достоинства.
Итак, после «отрыва» он начинает жёстко пользоваться незрелыми и «ранеными» женщинами, которые соглашаются на быстрый секс и разные игры, вроде одеться в карнавальные костюмы. Он тонко замечает, покупая билет в кинотеатре: «Нам один взрослый и…» — и ведь он прав.
И вот наступает переломный момент. Он «замахивается» на главную героиню — и мы получаем потрясающий образец верности себе со стороны женщины. А также яркую иллюстрацию того, насколько настойчив может быть мужчина в своём эгоистичном желании. (На это, кстати, многие женщины ведутся: «Он же так меня добивался! Почему же теперь…?».)
Разница колоссальная — в отношении именно к женщине. Он внимателен к деталям, меняет поведение и слова, но не меняется внутри, и его цель не меняется. Прежде чем изменится нутро — пройдёт время. Это действительно непростой и небыстрый процесс.
Сначала ему легче умереть, чем измениться. Он в этом качестве умирает множество раз. И вот последние «предсмертные судороги» его эго:
«Я — Бог!» — заявляет он.
Он знакомит нас с каждым жителем своего внутреннего мира. Он узнал каждого — и принял каждого. Это важный шаг: принять себя, свои ограничения, страхи, несовершенство, перестать притворяться и стать собой. Но это ещё не всё — задача продолжается.
Только после того, как он узнал себя и признался себе, что он не достоин такой женщины, начинается истинное преображение. В нём просыпается желание стать лучшей версией себя. И это снова доказывает: женщина не может изменить мужчину.
Но когда она остаётся верной себе, мужчина может захотеть измениться сам — потому что ему важно стать достойным её. Это его духовная задача. Женщина ничего для этого не делает. Ничего. Она просто не допускает недостойного отношения к себе.
И даже когда каждый день похож на предыдущий, всё, чему он учится, что узнаёт и делает, остаётся с ним навсегда. Это важный момент. Мы все хотим быстрых изменений. Но работает накопительный эффект. Мы не можем завтра виртуозно играть на фортепиано, если никогда не играли. Не можем говорить по-английски, если вчера не знали ни одного слова.
Самые масштабные изменения происходят благодаря принципу:
«Вода камень точит».
Чтобы измениться и изменить свою жизнь по-настоящему — нужно время и ежедневные усилия.
С любовью, Ирина Крылова, семейный психотерапевт и специалист по инициации мужской и женской зрелости.
—
Записаться на диагностическую консультацию
Записаться на консультацию к специалисту из моей команды
Inst (деятельность организации запрещена на территории РФ)