Найти в Дзене

Пятничный киноклуб: Крылья

Фото: х\ф «Крылья» Ваш персональный киногид возвращается с историей о Севастополе или снятом в нем. Мы указываем места съемок, где потом можно погулять после просмотра. Сегодня у нас «Крылья» (1966) — вторая работа Ларисы Шепитько, приведшая ее в ранг мастеров отечественного и мирового кинематографа. В центре сюжета – директор училища Надежда Петрухина, бывшая военная летчица, для которой только те годы и были наполнены подлинным смыслом. Она глубоко переживает разлад с действительностью. Ей никак не удается приспособиться к этой мирной, обыденной жизни, не гаснет пронзительное желание летать… Этот фильм – встреча с подлинным искусством. Казалось бы, ну, какое нам дело до судьбы одинокой стареющей женщины. Но пересмотрев и перебирая в памяти кадры фильма, хочется спросить у тех, кто видел картину: Вы помните, как она стоит с девушкой журналисткой и пытается подобрать синоним к слову «почин», а девушка, тоскуя, ковыряет каблучком тающий от жары асфальт, а сзади дымит подожженная кем-т

Фото: х\ф «Крылья»
Фото: х\ф «Крылья»

Ваш персональный киногид возвращается с историей о Севастополе или снятом в нем. Мы указываем места съемок, где потом можно погулять после просмотра.

Сегодня у нас «Крылья» (1966) — вторая работа Ларисы Шепитько, приведшая ее в ранг мастеров отечественного и мирового кинематографа. В центре сюжета – директор училища Надежда Петрухина, бывшая военная летчица, для которой только те годы и были наполнены подлинным смыслом. Она глубоко переживает разлад с действительностью. Ей никак не удается приспособиться к этой мирной, обыденной жизни, не гаснет пронзительное желание летать…

-2

Этот фильм – встреча с подлинным искусством. Казалось бы, ну, какое нам дело до судьбы одинокой стареющей женщины. Но пересмотрев и перебирая в памяти кадры фильма, хочется спросить у тех, кто видел картину:

Вы помните, как она стоит с девушкой журналисткой и пытается подобрать синоним к слову «почин», а девушка, тоскуя, ковыряет каблучком тающий от жары асфальт, а сзади дымит подожженная кем-то урна?

Вы помните, как она разговаривает со старушкой через цепочку в двери, и старушка угощает ее — через цепочку — пирожком и просит: «Не уходи, милая, поговори со мной еще», и не открывает дверь, потому что «на ней цепочка», а мысль о том, что только она сама может снять эту цепочку, даже не приходит старушке в голову?

-3

Вы помните, как вьется над падающим горящим самолетом другой самолет, словно стремясь своим телом, своими крыльями удержать его в воздухе, не дать упасть?

Вы помните, как молодые, здоровые ребята, подхватив под крылья легонький самолет, в котором сидит она, с веселыми криками катят его по аэродрому, катят до тех пор, пока прямо перед нами не появится распахнутая дверь, за которой зияет темнота?

-4

А впрочем, хватит. Конечно же, помните и это, и многое другое…  А если вдруг не видели эту картину. Обязательно посмотрите! При первой же возможности, которая вам представится.

Для актрисы с очень запоминающейся внешностью, Майи Булгаковой (1932-1994), – образ Петрухиной — высшее творческое достижение. Она еще долго ходила походкой Петрухиной и говорила ее голосом…

-5

Чтобы окунуться в атмосферу фильма, остановимся на локациях, в которых сняты знаменательные кадры. «Севастополь — с белокаменной сталинской архитектурой — выбран давно». Колонны, лестничные марши Дворца пионеров сопровождают будни Надежды Степановны. Но счастливые мгновения героини – это омытая дождем гранитная брусчатка улицы Восставших, уводящая вверх… Каменные колеи у Восточных ворот Чуфут-Кале, вдоль которых идет ее Митя, — след многовековой жизни города….  Нет, финальный, дерзкий полет Надежды Петрухиной к облакам — не совершение суда над собой, не бегство от суда других. Тогда что? Сегодняшний зритель вправе по-своему истолковать открытый финал фильма Ларисы Шепитько.