Найти в Дзене

Тайные смыслы сказки "Морозко". Почему все лучшее досталось Настеньке

Все ведь помнят этот замечательный советский фильм. Сейчас, в наш «просвещенный, гуманистический» век модным стало его ругать. Причем даже не за странно выглядящие теперь «спецэффекты», свойственные старому кино. А за нравственную составляющую. Дескать, фильм учит плохому: главная героиня – терпила и безвольная мямля, и почему же ей достался в итоге лучший жених и богатство? Иное дело – мачеха: горой стоит за свое чадо. И Марфуша – самый адекватный персонаж: человек с правильными жизненными ориентирами, четко знает чего хочет! И почему же они в итоге остались у разбитого корыта?  Наблюдать эти отзывы и смешно и грустно одновременно. Обидно за наивных граждан, воспитанных на голливудщине, с ее примитивной односложной моралью... Дело в том, что русская сказка – это не «волшебная история» для развлечения детей. Русская сказка – это всегда притча. Многослойная, сложная. Это не про Ваню и Маню – это про архетипы, образы, закономерности. Русская сказка – она всегда «на вырост». И умеющий

Все ведь помнят этот замечательный советский фильм. Сейчас, в наш «просвещенный, гуманистический» век модным стало его ругать. Причем даже не за странно выглядящие теперь «спецэффекты», свойственные старому кино. А за нравственную составляющую. Дескать, фильм учит плохому: главная героиня – терпила и безвольная мямля, и почему же ей достался в итоге лучший жених и богатство? Иное дело – мачеха: горой стоит за свое чадо. И Марфуша – самый адекватный персонаж: человек с правильными жизненными ориентирами, четко знает чего хочет! И почему же они в итоге остались у разбитого корыта? 

Наблюдать эти отзывы и смешно и грустно одновременно. Обидно за наивных граждан, воспитанных на голливудщине, с ее примитивной односложной моралью... Дело в том, что русская сказка – это не «волшебная история» для развлечения детей. Русская сказка – это всегда притча. Многослойная, сложная. Это не про Ваню и Маню – это про архетипы, образы, закономерности. Русская сказка – она всегда «на вырост». И умеющий думать найдет в ней великое множество тем для размышлений. 

Конкретно в «Морозко» смысловых слоев очень много, причем сложных. Давайте попробуем разобрать некоторые из них. 

Итак, пройдемся по сюжету. Главная героиня Настенька живет с родным отцом, мачехой и мачехиной дочерью Марфушей. Мачеха Настеньку открыто ненавидит и всячески третирует: заставляет выполнять тяжелую (а порой заведомо невыполнимую!) работу, уродует и одевает в лохмотья, чтобы соседи смеялись. Свою же родную дочь Марфушу холит и лелеет, выставляет в лучшем свете. Та растет избалованной и самоуверенной, убеждена что по определению достойна всего лучшего на свете. Настенька же обладает добрым и любящим сердцем, не ропщет на свою судьбу и честно старается выполнять все, что от нее требуют. Когда Настенька выбивается из сил в попытках выполнить заведомо невозможную работу, в отчаянии она просит о помощи силы природы – и они помогают ей! Но злая мачеха, видя, что ничто не в силах сломить Настеньку, решается на последнее средство – заставляет отца отвезти Настю в лес на погибель. Отец – человек добрый, но слабый и запуганный, и он соглашается сделать это. Оставленная в лесу Настенька встречает Морозко – темного духа холода. Но вместо того, чтобы сгубить главную Героиню, он, удивленный качествами ее личности, не только оставляет ее в живых, но и в конечном итоге дает ей замечательного мужа и сундук с драгоценностями. Когда же мачеха, шокированная тем, что Настенька не просто осталась жива, но и обрела любовь и богатство, отправляет в лес Марфушу, Морозко отпускает ее с позором обратно домой. 

О чем это? Почему Настенька положительный герой? Она же безвольная, слабая, готовая терпеть что угодно! За что же ей в конце достается и лучший жених, и богатство?

Настеньке достаются все блага не потому, что она тупо терпела и страдала. А потому, что она – внимание – абсолютно целостная, несгибаемая личность. И никакие лишения – многолетние издевательства, травля, предательство единственного близкого человека, тяжелый труд – не смогли ее сломать. Несмотря на все это она умудрилась сохранить в себе нежное доброе сердце, любовь, порядочность, свет. Она не озлобилась, не возненавидела окружающих, не опустилась до мести и подлости, не обиделась на весь мир – хотя имела на это все основания. Находясь в окружении зла и не имея никакой защиты, она умудрилась не озлобиться сама, не слиться с этим злом, не уподобиться ему.

И тут возникает главный вопрос: а что собственно такое – добро и зло? Современную западную модель хорошо описывает анекдот: «Добрая и злая девочки плевали с балкона в прохожих. Злая попала 5 раз, а добрая 10. Потому что добро всегда побеждает зло». Нам пытаются внушить, что добро должно быть с кулаками, что добрый персонаж – это тот, кто убивает злых. 

Несмотря на это, христианская мораль (и древнерусская, кстати, тоже, как мы видим из древних сказаний) придерживается на этот счет совершенно иного, радикального мнения: «не противься злому». Сейчас стало модным ругать эту позицию непротивления злу насилием, презрительно именовать ее «толстовством». НО. И христианская, и древнерусская нравственность говорят совершенно однозначно: зло, совершаемое в отношении злых людей – это все равно зло! И человек с чистым, добрым, любящим сердцем просто НЕ МОЖЕТ сопротивляться злу, поскольку это сопротивление само по себе вынужденно выливается в зло и насилие. 

Заметьте, как силы природы помогают Настеньке выполнять невыполнимое. Как считаете, стали бы они ей так же помогать, например, сжить мачеху со свету? То-то же.

Давайте представим, что Настенька дает отпор своим мучителям: например, отравит мачеху, или опозорит Марфушу перед женихами. И чем тогда отличалась бы она от своих мучителей? В этом не было бы никакого смысла. Добр тот, кто не совершает зла даже против тех, кто этого якобы «заслужил». Кто скорее сам потерпит ущерб, чем будет тягаться в злошности со злом. Такая позиция тактически, ситуативно представляется проигрышной. Но стратегически – всегда выигрышна – про это и сказка.

Итак, в нечеловеческих условиях Настенька сохраняет в себе лучшие качества и достоинство, не опускаясь до ропота, жалоб, мести. Она делает невозможное и фактически учится творить чудеса, благодаря своей чистоте создавая особые отношения с природой, которая становится ей другом. Способна ли на это размазня и мямля, которой некоторые считают главную героиню? Зло оказывается полностью бессильным против нее, так как не смогло убить в ней ее красоту, ее доброту и человечность. Настенька – исключительно сильная и стойкая личность. 

Это же проявляется в ее встрече с Морозко. Настенька в условиях смертельной опасности ведет себя удивительно мудро и выдержанно. Перед ней существо, которое обладает над ней полной властью, способное сделать с ней все что угодно... но оказывается неспособным сломить ее дух! Что делает Настенька? Она НЕ ВЕДЕТСЯ НА ПРОВОКАЦИЮ! А ведь его вопрос – это именно провокация. Но она не удается. Морозко так и не сумел ее запугать, вызвать жалобы, нытье, мольбы о пощаде. Она фактически сломала его привычный сценарий взаимодействия с жертвами – именно потому что у нее до предела отточен навык оставаться собой, сохранять доброту, спокойствие и достоинство в ЛЮБЫХ ситуациях. Ее угрозами и давлением не испугать, не привести в замешательство. Это и поразило Морозко. Он, возможно, впервые встретил человека – подлинно Человека, личность которого столь чиста и высока, что перед нею в благоговении склоняются даже хтонические силы природы. 

В этом еще один важный урок этой сказки. Перед человеком с по-настоящему чистым сердцем даже природа склоняется и дает ему все потребное. 

Параллельно перед нами разворачивается история Ивана. Он обладает прекрасными качествами – красотой, силой, уверенностью в себе. Но пользуется этими качествами во зло. Он очень гордится собой и упивается мыслями о своем превосходстве, унижая слабых. Однако искра доброты и любви не полностью угасла в нем, и потому Старичок оказывает ему услугу, превращая в чудище до той поры, пока парень не исправится и не станет по-настоящему добрым. Что мы тут видим. Главная мораль истории Ивана в том, что совершенно не важно, сколько «добрых дел» ты сделал. Ты можешь хоть тысячу бабушек через дорогу перевести – это не имеет никакого значения, если сердце твое нечисто. 

Он снова и снова пытается делать добрые дела, но заклятие не сходит, он по-прежнему остается чудищем. И вот только когда он смиряется полностью, принимает свою «судьбу» навеки остаться чудищем-страшилищем, и начинает помогать людям не ради снятия заклятия, а просто из сочувствия и искреннего желания помочь – происходит полное исправление нашего героя, и он снова становится прекрасным юношей. 

А что же мачеха и Марфуша? О, это типичные представители нашего времени, одобряемые и воспеваемые всяческими блогерами, психологами и коучами. Тут представлена и мамаша, души не чающая в своем отпрыске, всячески балующая его и считающая самым лучшим. Хотя ребеночек – пустое место, ничего из себя не представляющая серость, убежденная, что все ей должны и что она достойна всего самого лучшего. И попытки изобразить «успешный успех», красоту и богатство, цепляя искусственные косы и нанося «модный макияж». Ну а что? Не таковым ли нам представляют сейчас идеал «психологически проработанной» личности? Она уверена в себе, точно знает чего хочет – жениха и богатства, не прогибается под всяких там бородатых патриархальных мужланов. Что в итоге? Все ее «богатства» оказываются фейковыми, а женихи разбегаются. Почему? Потому что высокие запросы, наглость и самомнение сочетаются в ней с полным отсутствием доброты, сочувствия, любви и внутреннего света.

Это сказка про истину, про вечные и нерушимые ценности. Можно обманывать недалеких людей какое-то время, но нельзя обмануть природу и мир в целом. Если Сердца у человека нет, его не прицепишь, как накладную косу, и не нарисуешь, как румянец свеклой. 

Единственной «валютой» в мире, на которую можно «приобрести» то, что по-настоящему важно – нерушимое счастье, благополучие, достаток, – является чистое, благородное, искреннее сердце. 

И если оно есть, его никакое зло, никакие лишение не победят и не уничтожат. Потому что на самом деле это – все, что имеет безусловную ценность в нашем мире.

Мы рассмотрели «психологический» смысловой пласт сказки. А есть еще и цивилизационный. Как уже было сказано, это не просто персонажи. Это – образы, архетипы. 

Настенька – это образ России. Не Российской Федерации как государства в определенных границах, а подлинной духовной Руси. Глубинного Русского народа. Каков он? Сострадателен, добр, искренен, чист и терпелив. И – очень силен и самобытен. Отец Настеньки символизирует собой Бога. Он очень любит Настеньку, она ему – родная. Однако он не торопится защищать ее от бед. Более того, он будто даже сам ведет ее на погибель. Эта логика кажется странной с точки зрения современного западного человека. И тем не менее это так – в пространстве Духа наша человеческая земная логика не работает. 

Мачеха представляет собой матрицу, систему, в которой существует этот мир. Она подвергает Настеньку – Русь различным сложнейшим испытаниям, держит в черном теле, вынуждает тяжело трудиться и всячески клевещет на нее. Чтобы прекрасная, чистая, обладающая огромными возможностями Настенька-Русь представала убогой, грязной и никчемной, и не могла поднять головы. Почему? Потому что если ее не рядить специально в лохмотья, не изнурять тяжелым трудом, унижениями и издевательствами, то перед ее красотой, нравственностью и возможностями померкнут все остальные. А у мачехи-матрицы просто не будет ресурсов для существования. 

Марфуша представляет собой ту часть человечества (и русской цивилизации в том числе), которая тяготеет к современным западным ценностям – богатство и комфорт любой ценой, фальшь, показуха, «успешный успех». Эта «марфуша» катается словно сыр в масле, обласканная и защищаемая мачехой-матрицей. Но только до той поры, пока фактически пользуется ресурсами Настеньки-Руси и пока не дает той поднять голову. 

Сама же Настенька-Русь умудряется выживать и делать невозможное благодаря своей сердечной связи с Природой, сохранению чистоты помыслов. В условиях колоссального давления матрицы и западной цивилизации Настенька-Русь обретает в лице Природы друга, который становится ей опорой в немыслимых и сложных обстоятельствах. 

Однажды наступает момент, когда ненависть матрицы к Руси достигает апогея, и мачеха хочет погубить Настеньку окончательно, не добившись успеха в унижениях и давлении. И наступает час последнего, самого тяжелого испытания. Настенька остается один на один с Морозко. Хтоническим духом холода и беспощадной зимы. Однако Настенька-Русь выживает! Выживает потому, что не поддается страху, не ведется на провокации, сохраняет свою доброту и внутренний свет! 

До этой точки истории мы, видимо, еще не дошли. Поэтому не совсем понятно, что будет «триггером» – великая ли война, катастрофа, или еще что-то. Однако древняя сказка говорит нам, что эта беспощадная хтоническая сила природы вместо того, чтобы погубить Настеньку, стала - наоборот – поддержкой и ресурсом для Руси. Благодаря этой вынужденной изоляции от «цивилизованного мира», когда можно опираться лишь на собственные силы и разум, Настенька-Русь сделала беспощадные и бескомпромиссно мощные силы природы своим союзником. Благодаря которому обрела богатство, счастье и любовь. Ей уже не нужно трудиться сверх силы, всем стало очевидно, сколь Настенька-Русь прекрасна и удивительна. Она, пройдя все лишения и раскрывшись по-настоящему, стала счастливо и благополучно жить. В то время как мачеха-матрица и «успешная» Марфуша были посрамлены и осмеяны, представ пред всем миром в своем подлинном виде – сером, завистливом, слабом и жалком. Ведь они казались крутыми и сильными лишь пока очерняли и подавляли Настеньку.

А что же до друга Настеньки Ивана? Кто он? Что символизирует? Мне хотелось бы, чтобы каждый сам предположил. У него своя история, свои испытания и свой путь. Давайте вспомним, что «Иван» – красив, богат, силен, очень собой гордится. Он использует свою силу не на добро, а на зло, с целью убедить всех в своем превосходстве и укрепить свой авторитет. И однажды ему это выходит боком. В один момент он из красивого и сильного парня, к которому все тянутся, превращается в страшилище, которое вызывает страх и отвращение. Но даже его добрые дела в попытках искупить прежнюю вину встречают непонимание и опасения. От него все бегут. И лишь когда он смиряет свои амбиции, перестает пытаться быть «самым крутым» и начинает искренне помогать другим из сочувствия и доброты, только тогда он В СОЮЗЕ С НАСТЕНЬКОЙ обретает богатство, благополучие и счастье. 

Примечательно, что судьбы этих персонажей связаны. Могущественный дух Природы в лице Морозко одаряет ИХ ВМЕСТЕ богатством. Не по отдельности. Очень интересно, кто что видит в Иване. Что или кого символизирует этот персонаж? 

Есть у этой сказки также и «эзотерический» смысловой пласт. Который некоторым образом показывает нам мироустройство вообще и соотношение основных сил в нем.

Есть животные, птицы, рядовые представители мира природы, которые помогают Настеньке по ее просьбе. Они добры и зависимы и от человека (и охотно подчиняются Человеку с чистым сердцем), и от Духов, которые правят природой. Таковы, например, сам Морозко и Старичок Лесовичок. Они нейтральны. Они способны править природой, но человеку не подчиняются. Человеку, который добр, разумен и вызвал их уважение, они могут помочь, а тому, кто зол, нагл и глуп – навредить, ради вразумления. 

А есть – баба Яга – персонаж абсолютно злой, который не творит ничего хорошего. Ее задача – вредить и только вредить, причем всем без разбора. Она утилизирует в печи и хороших, и плохих. Она тупа и действует «в лоб».

Здесь мы имеем еще дохристианские представления и мироздании, которые впитывал ребенок, слушая сказку. Каковы же они? 

Есть Отец-Бог, который добр, любящ и благ, но его нет особо смысла просить о защите. Он никому не мешает и не противится ничьей воле. Есть людской мир, социум, представленный Мачехой и небогатые духовно люди, обласканные ею – они представлены Марфушей. Нет смысла с ними бороться и им противостоять – их больше и они все равно изначально действуют из более сильной позиции. Есть тупые и жестоко-бесстрастные законы природы, представленные Бабой Ягой, с которыми нет смысла договариваться – можно только «обхитрить», если знать их логику. Есть представители природы, с которыми можно дружить и союзничать, если ты добр и чист сердцем – и они помогут тебе и охотно поделятся своими ресурсами – звери, птицы, деревья и т.д. И есть вышестоящие духи природы – такие как Морозко или Старичок Лесовичок. Они могущественны, обладают сознанием и им не наплевать на нравственность человека. В зависимости от чистоты его намерений, от наличия доброты и порядочности, они могут богато одарить и осчастливить человека, а могут наказать и сгубить. 

И есть среди них Настенька и Иван – Душа и Разум человека соответственно. Порознь они бессмысленны и попадают во всяческие неприятности. Но если Душа сохраняет свою чистоту, красоту и свет в любых обстоятельствах, а Разум – отбрасывает гордыню и амбиции и служит добру и истине, то вместе они являют собой силу, которая обретает все блага этого мира. 

Ребенок, слушая сказку, впитывал эти символически выраженные представления о мире, который нас окружает. 

Видите, сколько прекрасных смыслов одновременно прячется в этой «странной» сказке! Она поистине велика, ибо в ней – обо всем: и о судьбе человека и обретении счастья, и о сути и предназначении нашей Родины, и о мироустройстве вообще. 

Вот еще на какие мысли меня навел анализ «Морозко». Многие люди всячески пытаются уподобить Русь Западу и считают, что у нас тоже до христианства непременно должны были существовать пантеоны богов, четкие религиозные культы, обряды, эпос. А раз всего этого нет – значит, попы уничтожили. Огнем и мечом, так сказать. 

Я не считаю эту точку зрения верной. Представления о мире у народов въедаются в память и сознание на протяжении многих веков. И их нельзя искусственно вытравить оттуда. Представления о мире так или иначе останутся в фольклоре, в том числе – и особенно – в сказках. Которые нельзя просто сжечь и забыть, как, например, книги и идолы. 

Дохристианские представления наших предков о мироздании вполне себе сохранились – в частности в этой сказке, как уже было показано выше. Поэтому я полагаю, что никаких культов, обрядов и пантеонов особо и не было. Хотя бы потому, что отличительной чертой нашего народа является искренность, отсутствие интереса к формальностям, пренебрежение внешним регламентом. Общение с высшими силами происходило в простоте и искренности чистого сердца, и потому менее всего нуждалось в формализованных внешних обрядах. Да не нуждались в них наши предки! И те современные «язычники», которые пытаются придумать эти обряды и пантеоны, по факту выстраивают карго-культ по западному образцу, подменяя чистоту и величие незамутненного общения наших предков с высшими силами – магическим мышлением западных обывателей. 

Христианство так легко и удобно «наделось» на русскую душу потому, что не встретило особых противоречий. Нравственность и духовность православия оказались близки, родны и понятны для русского дохристианского сознания. И сказка «Морозко» как раз классический пример органичного симбиоза дохристианских воззрений с христианской нравственностью. Без чистоты, доброты, искренности, смирения и любви человек перед силами природы оказывается абсолютно беззащитен. Природа сама отторгает такого. Сказка ясно дает это понять. 

«Морозко» – совершенно удивительный и особенный образец нашего фольклора, потому что он абсолютно русский! Русская духовность, нравственность, представления о мироздании – все здесь! И чем старше я становлюсь, чем больше размышляю и анализирую, тем больше люблю эту сказку, и тем сильнее поражаюсь неисчерпаемым глубинам ее мудрости. Я считаю, что «Морозко» – это своего рода тест на русскость. Кто не любит, не понимает, не принимает эту сказку, тот изобличает в себе Марфушеньку. Не стоит от этого печалиться. Марфушенек всегда больше, чем Настенек. Но, знаете ли, женихов и богатства на всех не напасешься :)