Найти в Дзене

ОСАГО подорожало сразу на 57%. Что случилось с ценами на страховку и кто может платить меньше?

Оглавление

Стоимость ОСАГО резко подскочила в некоторых регионах России с 8 по 10 декабря — сразу на 35% и 57%. По всей стране цены в среднем поднялись за эти два дня на 6%. Почему случились такие изменения и от чего зависит стоимость полиса, разбирался ОТР.

Почему стоимость ОСАГО сильно взлетела

Полисы обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) для водителей резко подорожали с 8 по 10 декабря. В Дагестане цена подскочила сразу на 57%, до 10,28 тысячи рублей, а в Новосибирской области — на 35%, до 11,2 тысячи. Об этом «Известиям» сообщили представители финансового маркетплейса «Сравни». В остальных регионах страховка тоже подорожала, но не так сильно — примерно на 6%, до 6,38 тысячи рублей.

Изменение стоимости связано с нововведениями Центробанка, которые заработали с 9 декабря. Регулятор расширил тарифный коридор для всех авто на 15% в обе стороны, а для мотоциклов — на 40%. Изменились и значения территориальных коэффициентов. После анонса этих изменений спрос на полисы ОСАГО подскочил на 20-30%, а в последний день перед обновлением правил — еще вдвое. Об этом заявил гендиректор «Сравни» Александр Крайник. Причину такого нелинейного подорожания ОТР объяснил автоэксперт, руководитель компании LEM solution Евгений Ладушкин.

«Это связано с тем, что в некоторых регионах выше число аварийности, во-первых. Во-вторых, больше мошенничества со страховыми случаями. То есть это либо так называемые автоподставы, либо какие-то мошенничества с выплатами, действия, которые несут риски для страховых компаний», — сказал он.

Для каких регионов подняли коэффициент по ОСАГО

Цену полиса ОСАГО рассчитывают по формуле ЦБ. Регулятор определяет и границы тарифного коридора: базовую ставку, которую индивидуально применяют к каждому водителю. С 9 декабря 2025 года минимальный уровень базовой ставки составляет 1399, а максимальный — 8665. Базовую ставку умножают на ряд коэффициентов: регион регистрации авто, мощность двигателя, возраст и стаж водителя, число допущенных к управлению, а также бонус-малус. Последний повышает или снижает стоимость в зависимости от аварийности.

Центробанк поднял территориальный коэффициент для 28 регионов и снизил для 20. В Новосибирской области и Дагестане его повысили в два раза, так как субъекты вошли в «красную» зону по недобросовестным действиям по ОСАГО. Еще его подняли на Алтае, в Калмыкии, Тыве и Смоленской области. Снизили показатель для Чувашии, Архангельской, Владимирской, Вологодской, Ивановской и Кемеровской областей, уточнила директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний Эксперт РА Ольга Басова. В итоге стоимость полиса будет разной для каждого водителя в зависимости от региона и его личной статистики аварийности.

Тарифы изменили, чтобы дать страховщикам возможность устанавливать более корректную цену для высокорисковых водителей, заявили в пресс-службе Банка России. При ограниченном коридоре сделать это было невозможно. Диапазон цен для обычных автовладельцев не пересматривали уже больше трех лет. Как отметили в Российском союзе автостраховщиков (РСА), расширение коридора не означает автоматический рост цен. На стоимость полиса влияют именно коэффициенты. А в ЦБ уверены, что говорить о конкретных цифрах пока рано, так как с изменений прошло слишком мало времени. Регулятор предложил оценить ситуацию через несколько месяцев, когда рынок вернется к равновесию.

Как гласят данные Национальной страховой информационной системы (НСИС), за последний год средняя стоимость ОСАГО в России даже снизилась. В декабре 2024 года она составляла 7,5 тысячи рублей, а сейчас — 7,1 тысячи. Сравнение проводили после нововведений.

Для кого ОСАГО дорожает, а для кого — дешевеет?

Повышение цен в «красных» регионах нужно было уже давно, выразил мнение Александр Крайник. По его словам, средняя выплата уже перевалила за 100 тысяч рублей. Расширение коридора позволит увеличить стоимость полиса в сложных субъектах, что хорошо повлияет на других водителей. Цены в итоге станут более персонализированными, отметил эксперт.

Новый коридор позволит установить справедливую цену для водителей, для которых это было невозможно раньше. В первую очередь, это россияне до 22 лет со стажем вождения меньше трех лет, и водители с плохой страховой историей. В последнем случае речь идет об автолюбителях с бонус-малус выше 2,45. Коснется это и автовладельцев из регионов с высокой аварийностью. Тарифы в среднем выросли на 10-25%, подчеркнул начальник управления методологии ОСАГО СК «МАКС» Александр Щербаков.

«Дешевле страховка будет для опытных водителей, у кого стаж вождения чем выше, тем лучше. Для водителей, которые по возрасту не входят в группу риска, и для тех водителей, которые страхуют автомобили, которые по статистике реже попадают в ДТП. Если у вас автомобиль, который статистически лучше, попадает в аварии реже, чем другие модели, если у вас достаточный стаж вождения, <...> то для вас [ОСАГО] будет стоить дешевле всего», — объяснил Евгений Ладушкин.