Найти в Дзене
Влад Trum

Канада 2010 часть 1.

Канада 2010 (часть 1). Поездка в Канаду в августе 2010г. (часть 1). Подготовка. Мечта поехать в Канаду засела в меня с тех пор, как я начал что-то узнавать про эту страну, ещё в студенческие годы. Привлекало сходное в Россией географическое положение – фактически другая сторона Земного шара на нашей широте, а также сведения, что это высокоразвитая страна с богатыми природными ресурсами (как и Россия) с высоким уровнем развитая и уровнем жизни. Но до 1991г, при старом режиме Совка о поездке даже думать было нереально, памятуя случай, когда в 70-х годах уважаемого профессора, автора многих книг (моего научного руководителя) ГБисты в последний момент «сняли» с трапа самолета, вылетающего на международную конференцию в Канаду – капиталистическую страну. Но времена изменились и порядки тоже. Я давно ушел из НИИ – секретного п/я. На наших новых рудниках на Дальнем Востоке стали появляться современные зарубежные аппараты, а для их «продвижения» и освоения стали приезжать фирмачи-спецы, среди

Канада 2010 (часть 1).

Поездка в Канаду в августе 2010г. (часть 1).

Подготовка.

Мечта поехать в Канаду засела в меня с тех пор, как я начал что-то узнавать про эту страну, ещё в студенческие годы. Привлекало сходное в Россией географическое положение – фактически другая сторона Земного шара на нашей широте, а также сведения, что это высокоразвитая страна с богатыми природными ресурсами (как и Россия) с высоким уровнем развитая и уровнем жизни. Но до 1991г, при старом режиме Совка о поездке даже думать было нереально, памятуя случай, когда в 70-х годах уважаемого профессора, автора многих книг (моего научного руководителя) ГБисты в последний момент «сняли» с трапа самолета, вылетающего на международную конференцию в Канаду – капиталистическую страну.

Но времена изменились и порядки тоже. Я давно ушел из НИИ – секретного п/я. На наших новых рудниках на Дальнем Востоке стали появляться современные зарубежные аппараты, а для их «продвижения» и освоения стали приезжать фирмачи-спецы, среди которых были наши бывшие соотечественники.

С одним из них, молодым выпускником МГУ по имени Анд, я познакомился ближе и при случае задал провокационный вопрос: «А возможно ли мне сделать визу, чтобы посмотреть Канаду?», на что получил ответ: «Вполне возможно». «Ловлю на слове, буду планировать», парировал я. Парень оказался хозяином слова и организовал мне приглашение на их фирму в Ванкувере, Британская Колумбия. Это послужило основанием для получения канадской визы на 15 дней. Заполучить командировку в Канаду от фирмы, где я работал, не представлялось возможным, поэтому я стал оформлять визу и для поездки взял 15-дневный отпуск.

После получения канадской визы в московском консульстве стал узнавать о билетах в Канаду. В то время из Москвы в Торонто летал «прямой» борт «Трансаэро», но билет был не дешев. Альтернативой стал рейс компании Люфтганза в Монреаль с пересадкой во Франкфурте на Майне.

К тому времени через Интернет у меня появились знакомые в Монреале, также бывшие наши соотечественники. Договорились пересечься-познакомиться в Монреале. Таким образом, хотелось посмотреть всю Канаду от Монреаля до Ванкувера. Предполагал сначала прилететь в Монреаль на Востоке, затем на поезде проехать всю Канаду по суше до Ванкувера на самый Запад.

Так мне тогда предполагалось-хотелось. Однако, от канадца Анд-я, который организовал мне приглашение и вызвался быть сопровождающим в Ванкувере, узнал, что в настоящее время (с 1985г?) поезда в Канаде людей практически не возят как в России: либо Авиа, либо Автобус. По ж.д. иногда курсируют экскурсионные поезда, но это очень дорого. Железные дороги в Канаде работают исключительно для перевозки грузов.

После данных уточнений было решено, что на осмотр Монреаля будет достаточно 2-х дней. Затем на автобусе надо добраться до Торонто, где также планировалось провести два дня для осмотра города и для поездки на Ниагарский водопад. Далее, заранее через интернет был куплен (помог Анд-й) авиабилет из Торонто в Ванкувер с посадкой в Эдмонтоне. В Ванкувере Анд-й обещал меня встретить и всё организовать.

На обратной дороге Анд-й порекомендовал проехать по Транс-канадской автомагистрали на автобусе от Ванкувера до Калгари через Скалистые горы, а также сделать остановку в городке Банф, где национальный парк и есть что посмотреть. Для обратного вылета был куплен билет из Калгари в Москву через Франкфурт (пересадка) с компанией Люфтганза.

И так, виза получена, маршрут спланирован, билеты куплены, отпуск согласован, надо готовиться и собираться.

Тем летом 2010г в Подмосковье случилась аномальная жара (до +40С), что спровоцировало многочисленные лесные пожары. Москва была в сплошном дыму. Возникла вероятность задержки или отмены полётов. Вылет был из а/п Домо-во рано утром в субботу 11.08.10г. Экспресс и автобус к рейсу не успевали, поэтому пришлось договориться с сыном на его машине, часа в три ночи, затемно, с учетом границы-таможни.

Сын приехал вовремя на своей американской машине и мы по ночной Москве рванули в аэропорт.
Сын приехал вовремя на своей американской машине и мы по ночной Москве рванули в аэропорт.

Перелет через Океан.

В ночь перед вылетом мне не спалось: предстояла интересная поездка, перелёт через Океан, на другой континент, почти в другую цивилизацию. И хотя я не впервые выезжаю зарубеж и успел посмотреть и Европу и Азию (Китай, Японию, Тайвань), меня не покидало щемящее чувство предстоящей дороги, новых удивительных впечатлений и вспомнились слова из песни: «…и ветер рвёт горизонты и раздувает рассвет…».

Границу в Домод-о прошел нормально, вещей у меня минимум, как в обычную командировку летом. Публика на рейс подтягивается солидная, грузимся в Эрбас-320 Люфтганзы, вылет по расписанию. Взлетели, сверху видно, что Подмосковье горит, но уже меньше.

Лечу в Монреаль, в Канаду в два этапа: сначала во Франкфурт-на Майне, в Германии, затем на другом самолете через океан в Монреаль.

В самолете Люфтганзы  предложили неплохой завтрак, который оказался очень кстати и был со смаком мною схомячен.
В самолете Люфтганзы предложили неплохой завтрак, который оказался очень кстати и был со смаком мною схомячен.

Часа через три начали снижаться и внизу показалась земля – немчина, Германия: ухоженные поля, дороги, мутная река Майн, большой город Франкфурт с новыми небоскрёбами в центре – их downtown.

Downtown Франкфурта (фото из Интернета)
Downtown Франкфурта (фото из Интернета)
Франкфурт из окна самолета
Франкфурт из окна самолета
Франкфурт как есть.
Франкфурт как есть.

И вот, после трёх часов полёта наш Эрбас приземляется на одну их четырёх ВПП громадного аэропорта Франкфурта. Проходим в здание вокзала через досмотр и попадаем в зал транзита. Не без труда, по указателям нахожу свой выход на посадку, время ещё есть, можно осмотреться. Народу полно, вокруг лица многих рас, интенсивное перемещение. Вскоре объявляют нашу посадку.

Посадка в Б-777 компании Эр Канада.
Посадка в Б-777 компании Эр Канада.

Далее, через Океан полетим на Боинге 777-300 компании Эр-Канада. На трапе в самолет обращаю внимание на индусов, точнее на большое количество золота на индийской женщине, отчего вспоминаю, что Индия является чуть ли не главным потребителем золота в Мире.

-7
Самолет суперовый, в бизнесе даже есть спальные места.
Самолет суперовый, в бизнесе даже есть спальные места.

И так, лечу в Канаду (население - 42 млн чел.), бывшую в 17-19 веках франко-английскими колониями, открытую французом Жаком Картье в 1534г. – Новая Франция. Но позже, в 1760г англичане «отжали» Канаду у французов и в 1867г. образовали единую Канаду, как доминион в составе Британском Содружестве наций – формально главой Канады является король Великобритании – Карл.

Канада – двуязычная страна: английский и французский являются гос. языками, но французский используется преимущественно в восточной части Канады – провинция Квебек. На Юге Канада граничит с США и имеет самую протяженную сухопутную границу в мире – 5,5 тыс. км. + 2,5 тыс. км – с Аляской. Канада - вторая после России страна в Мире по площади. В центре Канады простираются степные равнины - прерии с плодородными землями, ограничивающимися с запада Скалистыми горами высотой почти 4,5 тыс.м. Тихоокеанских Кордильер. Канада богата полезными ископаемыми, в том числе нефтью и газом, как и Россия. Подозреваю, что Россия и Канада очень похожи. Посмотрим. Проверим.

В самолете обратил внимание на израильтян (спутать невозможно по кипе на голове) с маленькими детьми. Позже монреальские знакомые пояснили, что действительно евреи увозят детей из Израиля – от войны. Моё место справа у окна, можно наблюдать обстановку на маршруте.

Сижу на «крыле» и про себя отмечаю, как сильно прогнулось крыло вверх после взлёта.
Сижу на «крыле» и про себя отмечаю, как сильно прогнулось крыло вверх после взлёта.

Вскоре внизу начался Океан, видимость отличная и внизу по очертаниям узнаю Британию и Ирландию. Попутно летят другие самолеты – мы в коридоре транс-атлантической трассы из Старого Света в Новый – воздушный «мост» из Европы в Америку.

Мы не одни в небе над океаном - воздушный "мост" в Новый свет.
Мы не одни в небе над океаном - воздушный "мост" в Новый свет.
Внизу, под крылом самолета узнаю очертания Британии и Ирландии.
Внизу, под крылом самолета узнаю очертания Британии и Ирландии.
-12

Кормили в полёте дважды, причем первый раз угостили отличным сухим вином в маленькой бутылочке. Публика в основном европейцы, жаль мешает языковый барьер.

Внизу Монреаль.
Внизу Монреаль.

И вот, после 8-ми часов полета внизу в Атлантическом океане показался сначала остров Ньюфаундленд у берегов Северной Америки, а затем и могучая река Святого Лаврентия, соединяющая Атлантический океан с Великими американскими озерами. Мы приближаемся к Монреалю, который отлично виден внизу, и я узнаю места, о которых читал в Интернете и в путеводителе.

Монреаль, 11-13 августа 2010г.

-14

Сверху, через иллюминатор замечаю монреальскую трассу формулы-1 и аэропорт, куда мы должны приземлиться. Пилот, как бы невзначай, показал весь Монреаль (бывший Вилль Мари) сверху, и это шоу стало мне подарком в день моего «варенья». Спасибо, сэр.

Приземляемся в довольно пустынный аэропорт им. Пьера Трюдо Монреаля, замечаю вывеску завода Бомбардье. И вот я ступают на землю далекого континента - Америки Северной. Лето, август, тепло, солнечно, +25С.

Проходим в зал прилёта, на прохождение границы выстраивается очередь. Пограничник – молодой, как мне показалось, пуэрториканец, строго спрашивает о цели приезда, просит показать приглашение от фирмы, затем перечеркивает мою визу в паспорте и пропускает. Я в Канаде.

Меня встречают на выходе знакомые по Интернету, знакомимся. Бывшие жители Союза, уехавшие в Израиль в разгар перестройки. После 10 лет жизни в Израиле дети махнули в Канаду, родители за ними (детьми-внуками) без приглашения, соответственно с проблемами легализации. Сейчас уже граждане, прятаться не нужно.

В городском автобусе в Монреале.
В городском автобусе в Монреале.

В город едем на автобусе – бюджетный вариант. Водители автобусов в Монреале - суровые 40-45-летние женщины в серых шортах, с трудом добившиеся этой работы и цепко её держащие (профсоюз). Выезжаем на пригородное шоссе, автобус прилично разгоняется, явно более 100 км/ч. Слышны ритмичные удары колес по серому полотну дороги – стыки бетонки, американский вариант.

И вот мы постепенно по многочисленным пригородам въезжаем в Монреаль – второй по величине и значению франкоязычный город Канады, с населением около 2-х млн, а с пригородами – более 4 млн. чел. Город назван в честь «горы» (возвышенность 230м) Мон-Руаяль в центре, расположен на одноименном острове у слияния рек Св. Лавра и Оттавы. Обращаю внимание на многочисленные знакомые деревья нашей средней полосы: знаменитые канадские клёны, березы, дубы, липы, ясени и др.

Улицы Монреаля.
Улицы Монреаля.

Город очень зеленый, благоустроенный, чистый и удобный для жизни. Все здания в образцовом состоянии, обшарпанных или старых-заброшенных совсем не видел. Умиляют образцовые стриженные газоны с травой «канада-грин» перед домами и отсутствие оград.

Типичные районы Монреаля.
Типичные районы Монреаля.

Первым делом доехали до автобусного вокзала, откуда отправляются автобусы в аэропорт и многие другие города и купили мне билет на автобус в Торонто за 76 CAD (канад $) на послезавтра. Затем поехали к знакомым домой оставить мою сумку и оправиться после полета.

Рядом железная дорога.
Рядом железная дорога.

Однокомнатная квартирка- студия оказалась на первом этаже довольно далеко от центра, в тихом 2-этажном районе у ж.д. дороги. Эту ж.д. я вспомнил следующей ночью, когда проснулся от страшного урчания локомотива (ж.д. не электро), проходящего состава - казалось поезд едет в 2-метрах от дома и очень долго. Позже я убедился в реальной мощности канадских жел.дорог.

Немного перекусив, поехали в город посмотреть-погулять. На автобусе добрались до метро и спустились вниз. Невольно сравнил метро с московским: метро не глубокое, без лоска, без понтов и излишеств – просто удобный, быстрый городской транспорт без пробок. Удивила тишина поездов – оказалось, что у поездов метро резиновые колеса, как во Франции?. Публика в метро и в городе очень интернациональная – много черных, латинос, азиатов, но в основном белые, европейцы. Непривычно, но любопытно, всё вполне толерантно – многие приезжие и не могут сказать: «это моя земля».

Монреальское метро. Вагоны на резиновых шинах.
Монреальское метро. Вагоны на резиновых шинах.

Выходим из метро в историческом центре – старый Монреаль. Впечатляет старинная архитектура - кафедральный собор Нотр-Дам де Монреаль с 70-метровыми колокольнями.

Собор Нотр-Дам де Монреаль.
Собор Нотр-Дам де Монреаль.

Базилика собора Нотр-Дам де Монреаль с 70-ти метровыми башнями как и у Собора Парижской БогоМатери в Париже. Башни имеют название: «Настойчивость» и «Сдержанность», установлен крупнейший колокол весом 12 тонн. В 19-м веке был крупнейшим в Северной Америке. Внутри орган, окна украшают витражи.

В Монреале есть свой Чайнатаун с присутствием китайцев.
В Монреале есть свой Чайнатаун с присутствием китайцев.

Летом, в августе в Монреале тепло и сухо. А зимой снега бывает много, как у нас в Москве.

Особняки в старом Монреале.
Особняки в старом Монреале.

Архитектура Монреаля явно западно-европейская, точнее – французская. Весь свой менталитет и культуру французы и англичане привезли из Старого Света в Новый и здесь воспроизвели её в более широком масштабе с использованием местных огромных ресурсов.

На набережной река Св. Лаврентия в Старом Порту Монреаля.
На набережной река Св. Лаврентия в Старом Порту Монреаля.

Гуляя по городу постепенно вышли на набережную реки Святого Лаврентия в район Старого порта и решили прокатиться на суденышке.

Марина в Старом порту
Марина в Старом порту

Набережная очень благоустроенная, на воде много опрятных яхт и разных судов.

Впереди мост Жака-Картье на остров Св. Елены.
Впереди мост Жака-Картье на остров Св. Елены.

Река Св. Лавра оказалась очень полноводной и не смотря на серьёзные пороги, благодаря Морскому пути Св. Лаврентия с каналами и шлюзами, построенными в 1959г., океанские суда шириной до 44 м поднимаются до Великих североамериканских озер вплоть до Верхнего на расстояние более 3 тыс. км. Как же они всё это построили без подневольной рабочей силы?

Часовая башня Викторя Пьер.
Часовая башня Викторя Пьер.

Часовая башня Виктория Пьер в Старом порту Монреаля – построена в память о канадских моряках, погибших в ходе Первой Мировой войны.

Дом "Хабитат-67".
Дом "Хабитат-67".

Экспериментальный жилой дом «Хабитат-67» на набережной реки св. Лаврентия. Был построен к выставке Экспо-67. Все квартиры имеют выходы на свои террасы на крыше соседних квартир. Почти как частные дома.

У уличной скульптурной группы, которых в центре Монреаля довольно много.
У уличной скульптурной группы, которых в центре Монреаля довольно много.

День 11.08.2011г заканчивался, он оказался длинным (+10ч) и принёс меня в другой конец планеты и подарил массу удивительных открытий и впечатлений.

На следующий день я уже осматривал город самостоятельно (знакомые работают) благо, что ориентируюсь нормально даже без навигатора, а только по описанию в путеводителе.

Сначала добрался до «горы» Мон-Руаяль (230м), с которой открывается великолепный вид на Даун-таун Монреаля с небоскрёбами. Вдали, на горизонте угадал возвышающиеся горы Аппалачи, но они уже в Соединенных штатах.

Даунтаун Монреаля с вершины Мон-Руаяль.
Даунтаун Монреаля с вершины Мон-Руаяль.

На вершине горы Мон-Руаяль сооружен величественный собор Нотр-Дам-де-Неж, рядом старинное кладбище с колокольней и городской парк.

Католический Ораторий Святого Иосифа.
Католический Ораторий Святого Иосифа.
-31
-32

Спускаюсь с горы Мон-Руаяль к подножью, где располагается главный университет МакГила.

Вскользь прошёлся по парку Мон-Руаяль открытому в 1936г и удивился идеальной чистоте, множеству серых американских белок.

В парке Мон-Руаяль всё очень прибрано, даже непривычно.
В парке Мон-Руаяль всё очень прибрано, даже непривычно.
В парке, на закате.
В парке, на закате.

Затем на метро отправился на другой конец города к олимпийскому дворцу Олимпиады-76. Поднялся в вагончике на самый вверх башни, на смотровую площадку, откуда открывается величественная панорама города во все стороны.

Олимпийский дворец Олимпиады-76 с башней высотой 175м, на которой на тросах держится поднимающаяся крыша дворца спорта (зал-транформер).
Олимпийский дворец Олимпиады-76 с башней высотой 175м, на которой на тросах держится поднимающаяся крыша дворца спорта (зал-транформер).
Путь наверх.
Путь наверх.
Крыша олимпийского дворца подвешена на тросах.
Крыша олимпийского дворца подвешена на тросах.
Бассейн олимпийского дворца - 76.
Бассейн олимпийского дворца - 76.
Олимпийский дворец Игр -76г вместимостью 60 тыс. зрителей.
Олимпийский дворец Игр -76г вместимостью 60 тыс. зрителей.
-40

Прямо внизу обычные двухэтажные рабочие окраины монреальского порта, вдали река Св. Лаврентия, мост Жак-Картье, вдали гора Мон-Руаяль и небоскрёбы downtown.

-41

С другой стороны от олимпийского дворца расположен монреальский порт, рабочие кварталы, производственные окраины.

В японском стиле.
В японском стиле.

Сделав исторические снимки, спустился с башни олимпийского дворца и пошел пешком в направлении центра города, моста Жака Картье через реку, по пути осматривая город.

Наружные лестницы в домах Монреаля.
Наружные лестницы в домах Монреаля.

На улицах очень чисто, никаких окурков и бумажек. В двухэтажных домах лестницы на второй этаж сделаны необычно – снаружи. Наверное, это перенесено из Европы, где не бывает больших снегопадов. Но зато нет подъездов и всё пространство дома используется для жилья. Но зимой, когда снегопады, это очень неудобно – нужно чистить или можно скатиться вниз с переломанными ногами.

Типичная монреальская улица вдали от центра.
Типичная монреальская улица вдали от центра.

Обратил внимание, что светофоры на перекрестках установлены не перед, а за ними?

Вот почему монреальские улицы чистые – они их пылесосят.
Вот почему монреальские улицы чистые – они их пылесосят.

Многие автомобили без передних номерных знаков? На улицах довольно много новых мощных американских джипов.

Просто американский джип в Монреале.
Просто американский джип в Монреале.
Топливная колонка на заправке.
Топливная колонка на заправке.

Проходя мимо заправки, поинтересовался ценами на бензин: Ordinare (octane 87) – 106,4 c/litrе; Plus (octane 89) – 112,4 c/litre; Supreme (octane 91) – 114.4 c/litre; Diesel – 105,4 c/litre . Цены в центах CAD. Одна колонка раздаёт четыре вида топлива. Цены или в центах (1/100) или за 100 литров.

Типичная улица центра Монреаля очень напоминает американские города.
Типичная улица центра Монреаля очень напоминает американские города.
Монреаль вдали от центра в основном двух- трехэтажный.
Монреаль вдали от центра в основном двух- трехэтажный.
В Монреале очень много грандиозных католических костелов.
В Монреале очень много грандиозных католических костелов.

Постепенно дошел до моста Жак- Картье через реку Св. Лаврентия.

Мост через реку Св. Лаврентия им. Жака Картье – первооткрывателя Канады на остров Св. Елены, где в 1967г была выставка Экспо-67.
Мост через реку Св. Лаврентия им. Жака Картье – первооткрывателя Канады на остров Св. Елены, где в 1967г была выставка Экспо-67.
Вид на downtown с моста Жак Картье.
Вид на downtown с моста Жак Картье.
Вид с моста Жака-Картье на центр Монреаля: виден downtown, гора Мон-Руаяль.
Вид с моста Жака-Картье на центр Монреаля: виден downtown, гора Мон-Руаяль.
Постепенно дошел до downtown, в район небоскрёбов.
Постепенно дошел до downtown, в район небоскрёбов.
Скульптурная группа в downtown Монреаля.
Скульптурная группа в downtown Монреаля.
Типичные городские улицы близ центра с двух- трехэтажными домами, и высотки тоже присутствуют. Чисто, модно, благоустроенно.
Типичные городские улицы близ центра с двух- трехэтажными домами, и высотки тоже присутствуют. Чисто, модно, благоустроенно.
В городе много музыкантов. Монреаль считается культурной столицей Канады.
В городе много музыкантов. Монреаль считается культурной столицей Канады.

Вечером 13.08.2010г на метро поехал на вокзал на автобус в Торонто. До отъезда еще прогулялся по вечерним улицам Монреаля и лишний раз убедился, что там очень оживленная музыкальная жизнь – уличные муз.группы, столица джаза.

Перед посадкой в автобус удивился большому количеству пассажиров, даже засомневался, что это все в один автобус. Но когда подъехал автобус стало понятно – это был трехосный американский двухэтажный автобус большой вместимости.

Ночной автобус в Торонто.
Ночной автобус в Торонто.
Пассажиры в автобусе почти сплошь цветные и азиаты.
Пассажиры в автобусе почти сплошь цветные и азиаты.

Расстояние от Монреаля до Торонто 540 км. Из Монреаля выехали ближе к полуночи. На улице ночь, практически ничего не видно. Автобус ехал всю ночь с одной – двумя остановками, в удобных креслах вполне можно спать.

Завершаю 2,5 дневный осмотр Монреаля. Город очень понравился: культурный, чистый, музыкальный, с ультрасовременной архитектурой. Интересный. Монреаль находится на одной широте в Краснодаром, правда климат там зимой суровее. Монреаль франкоязычный город. Общее впечатление о Монреале я получил, хоть и поверхностное. Увы, много интересного не удалось увидеть. Но, что удалось, то и увидел. Город очень понравился.

Утром 14.08ФФ 2010г должен прибыть в Торонто. (часть 2, путешествие продолжается).