Канада 2010 (часть 1).
Поездка в Канаду в августе 2010г. (часть 1).
Подготовка.
Мечта поехать в Канаду засела в меня с тех пор, как я начал что-то узнавать про эту страну, ещё в студенческие годы. Привлекало сходное в Россией географическое положение – фактически другая сторона Земного шара на нашей широте, а также сведения, что это высокоразвитая страна с богатыми природными ресурсами (как и Россия) с высоким уровнем развитая и уровнем жизни. Но до 1991г, при старом режиме Совка о поездке даже думать было нереально, памятуя случай, когда в 70-х годах уважаемого профессора, автора многих книг (моего научного руководителя) ГБисты в последний момент «сняли» с трапа самолета, вылетающего на международную конференцию в Канаду – капиталистическую страну.
Но времена изменились и порядки тоже. Я давно ушел из НИИ – секретного п/я. На наших новых рудниках на Дальнем Востоке стали появляться современные зарубежные аппараты, а для их «продвижения» и освоения стали приезжать фирмачи-спецы, среди которых были наши бывшие соотечественники.
С одним из них, молодым выпускником МГУ по имени Анд, я познакомился ближе и при случае задал провокационный вопрос: «А возможно ли мне сделать визу, чтобы посмотреть Канаду?», на что получил ответ: «Вполне возможно». «Ловлю на слове, буду планировать», парировал я. Парень оказался хозяином слова и организовал мне приглашение на их фирму в Ванкувере, Британская Колумбия. Это послужило основанием для получения канадской визы на 15 дней. Заполучить командировку в Канаду от фирмы, где я работал, не представлялось возможным, поэтому я стал оформлять визу и для поездки взял 15-дневный отпуск.
После получения канадской визы в московском консульстве стал узнавать о билетах в Канаду. В то время из Москвы в Торонто летал «прямой» борт «Трансаэро», но билет был не дешев. Альтернативой стал рейс компании Люфтганза в Монреаль с пересадкой во Франкфурте на Майне.
К тому времени через Интернет у меня появились знакомые в Монреале, также бывшие наши соотечественники. Договорились пересечься-познакомиться в Монреале. Таким образом, хотелось посмотреть всю Канаду от Монреаля до Ванкувера. Предполагал сначала прилететь в Монреаль на Востоке, затем на поезде проехать всю Канаду по суше до Ванкувера на самый Запад.
Так мне тогда предполагалось-хотелось. Однако, от канадца Анд-я, который организовал мне приглашение и вызвался быть сопровождающим в Ванкувере, узнал, что в настоящее время (с 1985г?) поезда в Канаде людей практически не возят как в России: либо Авиа, либо Автобус. По ж.д. иногда курсируют экскурсионные поезда, но это очень дорого. Железные дороги в Канаде работают исключительно для перевозки грузов.
После данных уточнений было решено, что на осмотр Монреаля будет достаточно 2-х дней. Затем на автобусе надо добраться до Торонто, где также планировалось провести два дня для осмотра города и для поездки на Ниагарский водопад. Далее, заранее через интернет был куплен (помог Анд-й) авиабилет из Торонто в Ванкувер с посадкой в Эдмонтоне. В Ванкувере Анд-й обещал меня встретить и всё организовать.
На обратной дороге Анд-й порекомендовал проехать по Транс-канадской автомагистрали на автобусе от Ванкувера до Калгари через Скалистые горы, а также сделать остановку в городке Банф, где национальный парк и есть что посмотреть. Для обратного вылета был куплен билет из Калгари в Москву через Франкфурт (пересадка) с компанией Люфтганза.
И так, виза получена, маршрут спланирован, билеты куплены, отпуск согласован, надо готовиться и собираться.
Тем летом 2010г в Подмосковье случилась аномальная жара (до +40С), что спровоцировало многочисленные лесные пожары. Москва была в сплошном дыму. Возникла вероятность задержки или отмены полётов. Вылет был из а/п Домо-во рано утром в субботу 11.08.10г. Экспресс и автобус к рейсу не успевали, поэтому пришлось договориться с сыном на его машине, часа в три ночи, затемно, с учетом границы-таможни.
Перелет через Океан.
В ночь перед вылетом мне не спалось: предстояла интересная поездка, перелёт через Океан, на другой континент, почти в другую цивилизацию. И хотя я не впервые выезжаю зарубеж и успел посмотреть и Европу и Азию (Китай, Японию, Тайвань), меня не покидало щемящее чувство предстоящей дороги, новых удивительных впечатлений и вспомнились слова из песни: «…и ветер рвёт горизонты и раздувает рассвет…».
Границу в Домод-о прошел нормально, вещей у меня минимум, как в обычную командировку летом. Публика на рейс подтягивается солидная, грузимся в Эрбас-320 Люфтганзы, вылет по расписанию. Взлетели, сверху видно, что Подмосковье горит, но уже меньше.
Лечу в Монреаль, в Канаду в два этапа: сначала во Франкфурт-на Майне, в Германии, затем на другом самолете через океан в Монреаль.
Часа через три начали снижаться и внизу показалась земля – немчина, Германия: ухоженные поля, дороги, мутная река Майн, большой город Франкфурт с новыми небоскрёбами в центре – их downtown.
И вот, после трёх часов полёта наш Эрбас приземляется на одну их четырёх ВПП громадного аэропорта Франкфурта. Проходим в здание вокзала через досмотр и попадаем в зал транзита. Не без труда, по указателям нахожу свой выход на посадку, время ещё есть, можно осмотреться. Народу полно, вокруг лица многих рас, интенсивное перемещение. Вскоре объявляют нашу посадку.
Далее, через Океан полетим на Боинге 777-300 компании Эр-Канада. На трапе в самолет обращаю внимание на индусов, точнее на большое количество золота на индийской женщине, отчего вспоминаю, что Индия является чуть ли не главным потребителем золота в Мире.
И так, лечу в Канаду (население - 42 млн чел.), бывшую в 17-19 веках франко-английскими колониями, открытую французом Жаком Картье в 1534г. – Новая Франция. Но позже, в 1760г англичане «отжали» Канаду у французов и в 1867г. образовали единую Канаду, как доминион в составе Британском Содружестве наций – формально главой Канады является король Великобритании – Карл.
Канада – двуязычная страна: английский и французский являются гос. языками, но французский используется преимущественно в восточной части Канады – провинция Квебек. На Юге Канада граничит с США и имеет самую протяженную сухопутную границу в мире – 5,5 тыс. км. + 2,5 тыс. км – с Аляской. Канада - вторая после России страна в Мире по площади. В центре Канады простираются степные равнины - прерии с плодородными землями, ограничивающимися с запада Скалистыми горами высотой почти 4,5 тыс.м. Тихоокеанских Кордильер. Канада богата полезными ископаемыми, в том числе нефтью и газом, как и Россия. Подозреваю, что Россия и Канада очень похожи. Посмотрим. Проверим.
В самолете обратил внимание на израильтян (спутать невозможно по кипе на голове) с маленькими детьми. Позже монреальские знакомые пояснили, что действительно евреи увозят детей из Израиля – от войны. Моё место справа у окна, можно наблюдать обстановку на маршруте.
Вскоре внизу начался Океан, видимость отличная и внизу по очертаниям узнаю Британию и Ирландию. Попутно летят другие самолеты – мы в коридоре транс-атлантической трассы из Старого Света в Новый – воздушный «мост» из Европы в Америку.
Кормили в полёте дважды, причем первый раз угостили отличным сухим вином в маленькой бутылочке. Публика в основном европейцы, жаль мешает языковый барьер.
И вот, после 8-ми часов полета внизу в Атлантическом океане показался сначала остров Ньюфаундленд у берегов Северной Америки, а затем и могучая река Святого Лаврентия, соединяющая Атлантический океан с Великими американскими озерами. Мы приближаемся к Монреалю, который отлично виден внизу, и я узнаю места, о которых читал в Интернете и в путеводителе.
Монреаль, 11-13 августа 2010г.
Сверху, через иллюминатор замечаю монреальскую трассу формулы-1 и аэропорт, куда мы должны приземлиться. Пилот, как бы невзначай, показал весь Монреаль (бывший Вилль Мари) сверху, и это шоу стало мне подарком в день моего «варенья». Спасибо, сэр.
Приземляемся в довольно пустынный аэропорт им. Пьера Трюдо Монреаля, замечаю вывеску завода Бомбардье. И вот я ступают на землю далекого континента - Америки Северной. Лето, август, тепло, солнечно, +25С.
Проходим в зал прилёта, на прохождение границы выстраивается очередь. Пограничник – молодой, как мне показалось, пуэрториканец, строго спрашивает о цели приезда, просит показать приглашение от фирмы, затем перечеркивает мою визу в паспорте и пропускает. Я в Канаде.
Меня встречают на выходе знакомые по Интернету, знакомимся. Бывшие жители Союза, уехавшие в Израиль в разгар перестройки. После 10 лет жизни в Израиле дети махнули в Канаду, родители за ними (детьми-внуками) без приглашения, соответственно с проблемами легализации. Сейчас уже граждане, прятаться не нужно.
В город едем на автобусе – бюджетный вариант. Водители автобусов в Монреале - суровые 40-45-летние женщины в серых шортах, с трудом добившиеся этой работы и цепко её держащие (профсоюз). Выезжаем на пригородное шоссе, автобус прилично разгоняется, явно более 100 км/ч. Слышны ритмичные удары колес по серому полотну дороги – стыки бетонки, американский вариант.
И вот мы постепенно по многочисленным пригородам въезжаем в Монреаль – второй по величине и значению франкоязычный город Канады, с населением около 2-х млн, а с пригородами – более 4 млн. чел. Город назван в честь «горы» (возвышенность 230м) Мон-Руаяль в центре, расположен на одноименном острове у слияния рек Св. Лавра и Оттавы. Обращаю внимание на многочисленные знакомые деревья нашей средней полосы: знаменитые канадские клёны, березы, дубы, липы, ясени и др.
Город очень зеленый, благоустроенный, чистый и удобный для жизни. Все здания в образцовом состоянии, обшарпанных или старых-заброшенных совсем не видел. Умиляют образцовые стриженные газоны с травой «канада-грин» перед домами и отсутствие оград.
Первым делом доехали до автобусного вокзала, откуда отправляются автобусы в аэропорт и многие другие города и купили мне билет на автобус в Торонто за 76 CAD (канад $) на послезавтра. Затем поехали к знакомым домой оставить мою сумку и оправиться после полета.
Однокомнатная квартирка- студия оказалась на первом этаже довольно далеко от центра, в тихом 2-этажном районе у ж.д. дороги. Эту ж.д. я вспомнил следующей ночью, когда проснулся от страшного урчания локомотива (ж.д. не электро), проходящего состава - казалось поезд едет в 2-метрах от дома и очень долго. Позже я убедился в реальной мощности канадских жел.дорог.
Немного перекусив, поехали в город посмотреть-погулять. На автобусе добрались до метро и спустились вниз. Невольно сравнил метро с московским: метро не глубокое, без лоска, без понтов и излишеств – просто удобный, быстрый городской транспорт без пробок. Удивила тишина поездов – оказалось, что у поездов метро резиновые колеса, как во Франции?. Публика в метро и в городе очень интернациональная – много черных, латинос, азиатов, но в основном белые, европейцы. Непривычно, но любопытно, всё вполне толерантно – многие приезжие и не могут сказать: «это моя земля».
Выходим из метро в историческом центре – старый Монреаль. Впечатляет старинная архитектура - кафедральный собор Нотр-Дам де Монреаль с 70-метровыми колокольнями.
Базилика собора Нотр-Дам де Монреаль с 70-ти метровыми башнями как и у Собора Парижской БогоМатери в Париже. Башни имеют название: «Настойчивость» и «Сдержанность», установлен крупнейший колокол весом 12 тонн. В 19-м веке был крупнейшим в Северной Америке. Внутри орган, окна украшают витражи.
Летом, в августе в Монреале тепло и сухо. А зимой снега бывает много, как у нас в Москве.
Архитектура Монреаля явно западно-европейская, точнее – французская. Весь свой менталитет и культуру французы и англичане привезли из Старого Света в Новый и здесь воспроизвели её в более широком масштабе с использованием местных огромных ресурсов.
Гуляя по городу постепенно вышли на набережную реки Святого Лаврентия в район Старого порта и решили прокатиться на суденышке.
Набережная очень благоустроенная, на воде много опрятных яхт и разных судов.
Река Св. Лавра оказалась очень полноводной и не смотря на серьёзные пороги, благодаря Морскому пути Св. Лаврентия с каналами и шлюзами, построенными в 1959г., океанские суда шириной до 44 м поднимаются до Великих североамериканских озер вплоть до Верхнего на расстояние более 3 тыс. км. Как же они всё это построили без подневольной рабочей силы?
Часовая башня Виктория Пьер в Старом порту Монреаля – построена в память о канадских моряках, погибших в ходе Первой Мировой войны.
Экспериментальный жилой дом «Хабитат-67» на набережной реки св. Лаврентия. Был построен к выставке Экспо-67. Все квартиры имеют выходы на свои террасы на крыше соседних квартир. Почти как частные дома.
День 11.08.2011г заканчивался, он оказался длинным (+10ч) и принёс меня в другой конец планеты и подарил массу удивительных открытий и впечатлений.
На следующий день я уже осматривал город самостоятельно (знакомые работают) благо, что ориентируюсь нормально даже без навигатора, а только по описанию в путеводителе.
Сначала добрался до «горы» Мон-Руаяль (230м), с которой открывается великолепный вид на Даун-таун Монреаля с небоскрёбами. Вдали, на горизонте угадал возвышающиеся горы Аппалачи, но они уже в Соединенных штатах.
На вершине горы Мон-Руаяль сооружен величественный собор Нотр-Дам-де-Неж, рядом старинное кладбище с колокольней и городской парк.
Спускаюсь с горы Мон-Руаяль к подножью, где располагается главный университет МакГила.
Вскользь прошёлся по парку Мон-Руаяль открытому в 1936г и удивился идеальной чистоте, множеству серых американских белок.
Затем на метро отправился на другой конец города к олимпийскому дворцу Олимпиады-76. Поднялся в вагончике на самый вверх башни, на смотровую площадку, откуда открывается величественная панорама города во все стороны.
Прямо внизу обычные двухэтажные рабочие окраины монреальского порта, вдали река Св. Лаврентия, мост Жак-Картье, вдали гора Мон-Руаяль и небоскрёбы downtown.
С другой стороны от олимпийского дворца расположен монреальский порт, рабочие кварталы, производственные окраины.
Сделав исторические снимки, спустился с башни олимпийского дворца и пошел пешком в направлении центра города, моста Жака Картье через реку, по пути осматривая город.
На улицах очень чисто, никаких окурков и бумажек. В двухэтажных домах лестницы на второй этаж сделаны необычно – снаружи. Наверное, это перенесено из Европы, где не бывает больших снегопадов. Но зато нет подъездов и всё пространство дома используется для жилья. Но зимой, когда снегопады, это очень неудобно – нужно чистить или можно скатиться вниз с переломанными ногами.
Обратил внимание, что светофоры на перекрестках установлены не перед, а за ними?
Многие автомобили без передних номерных знаков? На улицах довольно много новых мощных американских джипов.
Проходя мимо заправки, поинтересовался ценами на бензин: Ordinare (octane 87) – 106,4 c/litrе; Plus (octane 89) – 112,4 c/litre; Supreme (octane 91) – 114.4 c/litre; Diesel – 105,4 c/litre . Цены в центах CAD. Одна колонка раздаёт четыре вида топлива. Цены или в центах (1/100) или за 100 литров.
Постепенно дошел до моста Жак- Картье через реку Св. Лаврентия.
Вечером 13.08.2010г на метро поехал на вокзал на автобус в Торонто. До отъезда еще прогулялся по вечерним улицам Монреаля и лишний раз убедился, что там очень оживленная музыкальная жизнь – уличные муз.группы, столица джаза.
Перед посадкой в автобус удивился большому количеству пассажиров, даже засомневался, что это все в один автобус. Но когда подъехал автобус стало понятно – это был трехосный американский двухэтажный автобус большой вместимости.
Расстояние от Монреаля до Торонто 540 км. Из Монреаля выехали ближе к полуночи. На улице ночь, практически ничего не видно. Автобус ехал всю ночь с одной – двумя остановками, в удобных креслах вполне можно спать.
Завершаю 2,5 дневный осмотр Монреаля. Город очень понравился: культурный, чистый, музыкальный, с ультрасовременной архитектурой. Интересный. Монреаль находится на одной широте в Краснодаром, правда климат там зимой суровее. Монреаль франкоязычный город. Общее впечатление о Монреале я получил, хоть и поверхностное. Увы, много интересного не удалось увидеть. Но, что удалось, то и увидел. Город очень понравился.
Утром 14.08ФФ 2010г должен прибыть в Торонто. (часть 2, путешествие продолжается).