Кубок Америки — старейший международный спортивный трофей в мире. Он предшествует Кубку Англии по футболу и даже современным Олимпийским играм на 45 лет. Гонка 1851 года заложила основу для Кубка Америки. И хотя он и стартовал в Великобритании, британская команда никогда не выигрывала этот Кубок. А вы говорите 50 лет — а как насчет 175?
Однако неудачи Великобритании объясняются не отсутствием попыток. За все 175 лет британцы неоднократно пытались завоевать Кубок, некоторые попытки были более успешными, чем другие, но у всех них есть одна общая черта: ни одна из них так и не привезла домой знаменитый «Старый Кубок».
Ранние годы: 1851-1895
Первый розыгрыш Кубка Америки состоялся в 1851 году. Он начался во время Всемирной выставки того года, когда граф Уилтон, командор Королевской яхтенной эскадры (RYS), разослал приглашение членам недавно образованного Нью-Йоркского яхт-клуба (NYYC), предложив им воспользоваться услугами королевского яхт клуба в Каусе на острове Уайт и погонятся.
Джон Кокс Стивенс, коллега Уилтона из Нью-Иорка и по совместительству командор Нью Йоркского яхт клуба, ответил с энтузиазмом: «У меня и четырех или пяти друзей есть яхта… мы предлагаем воспользоваться вашим дружеским предложением и с благодарностью принять участие в гонке…»
Однако RYS (Королевский яхт-клуб) всегда участвовал в гонках только на яхтах своих членов, которые, согласно правилам клуба, должны были находиться в индивидуальной собственности. Поэтому вместо этого Уилтон организовал гонку за кубок стоимостью 100 фунтов стерлингов, который продавался компанией Garrad, и в которой могли принять участие яхты любых стран.
В пятницу, 22 августа 1851 года, состоялась гонка за «Кубок Королевской яхтенной ассоциации» стоимостью 100 фунтов стерлингов. Джон Кокс Стивенс и его друзья из яхт-клуба Нью-Йорка соревновались на своей шхуне «Америка». Это действительно была «полная разгромная победа», но не такая, как предсказывал коммодор Стивенс.
Подписывайтесь на телеграмм канал ПРО ЯХТЫ
Когда «Америка» пересекла финиш у Королевской яхты первой и отдала честь, трижды опустив свой флаг, королева Виктория попросила одного из своих слуг сказать ей, кто занимает второе место. «Ваше Величество, второго места нет», — последовал ответ.
Эта фраза, состоящая всего из четырех слов, до сих пор лучше всего описывает Кубок Америки и то, как он олицетворяет собой исключительное стремление к совершенству.
Яхт-клуб Нью-Йорка (NYYC) вернулся домой с кубком и впоследствии представил его миру в качестве переходящего кубка среди яхт-клубов дружественных стран по всему миру. Так родился «Кубок Америки».
Первую попытку остановить яхту предпринял англичанин Джеймс Эшбери, который в 1870 году соревновался с флотом яхт-клуба Нью-Йорка (NYYC). После долгих споров яхта «Камбрия» Джеймса Эшбери потерпела поражение от девяти лодок из четырнадцати на дистанции в гавани Нью-Йорка. Вторая неудачная попытка была предпринята Эшбери в следующем году.
В 1885 году Нью-Йоркский яхт-клуб впервые столкнулся с попыткой вернуть себе Кубок у Королевской яхтенной эскадры. Это была пятая попытка, предпринятая на тот момент, и она исходила от яхты «Генеста» сэра Ричарда Саттона. Он проиграл со счетом 2:0. Однако Королевский яхт-клуб не сдавался и снова бросил вызов Нью-Йоркскому яхт-клубу в 1893 и 1895 годах, на этот раз через графа Данрейвена. Он также потерпел поражение каждый раз и обвинил американцев в мошенничестве, за что был подвергнут тогдашней критике.
Сэр Томас Липтон и Чарли Барр: 1899–1930
С начала века и до 1930 года в борьбе Великобритании за Кубок Америки доминировал один человек — сэр Томас Липтон.
Родившись в многоквартирном доме в Горбалсе, Липтон с нуля построил собственную бизнес-империю. Этот ирландско-шотландский чайный магнат пять раз боролся за Кубок Америки в период с 1899 по 1930 год и был одним из первых, кто представил миру концепцию спортивного спонсорства.
Липтон использовал свой обаятельный характер и участие в Кубке Америки, чтобы повысить как свою личную известность, так и престиж своего чайного бизнеса. Публичность была для него сильным мотивирующим фактором, и он считал, что яхтинг — это способ получить доступ к высшим слоям общества.
В какой-то степени ему это удалось. Он плавал на яхте как с принцем Уэльским (впоследствии Эдуардом VII), так и с его сыном, королем Георгом V. Более того, считается, что именно принц Уэльский первым предложил ему побороться за Кубок Америки.
Для первого вызова Липтона газета The London Evening News выставила для собравшихся зрителей на набережной Темзы интерактивную карту дистанции, отмечая местоположение яхт в процессе гонки разноцветными огнями. Информация о положении яхт передавалась по телефону из нью-йоркской телеграфной станции Daily Mail. Толпы людей, собравшихся в Лондоне, были настолько многочисленны, что набережную пришлось перекрыть большому отряду полиции. Это было типично для того интереса и внимания, которые Липтон мог привлечь своими вызовами.
Подписывайтесь на телеграмм канал ПРО ЯХТЫ
С другой стороны, как и британские претенденты до него, все пять попыток Липтона выиграть главный приз и вернуть Кубок домой потерпели неудачу. Пять яхт под названием «Шамрок» боролись за Кубок в 1899, 1901, 1903, 1920 и 1930 годах, но каждый раз уступали яхтам яхт-клуба Нью-Йорка.
Однако, возможно, по иронии судьбы, в первых трех Кубках, в которых он участвовал, Липтон проиграл лодке, капитаном которой был другой британец, Чарли Барр.
Барр — самый успешный британский шкипер в Кубке Америки и единственный британец, который был на борту яхты, выигравшей Кубок Америки, до того, как шкипер Бен Эйнсли завоевал Кубок с командой Oracle Team USA в 2013 году.
Родившийся в Гуроке, Шотландия, в семье известных яхтенных шкиперов и рыбаков, Барр имел репутацию безжалостного и бескомпромиссного человека, главными достоинствами которого были новаторская тактика, основанная на глубоком понимании правил гонок, и безупречное умение оценивать время и дистанцию, что делало его выдающимся рулевым на старте. Он также был отличным менеджером, что позволяло ему доводить свои экипажи до совершенства.
Барр трижды побеждал яхты Липтона в Кубке Америки. Сначала, управляя совершенно новой яхтой «Колумбия», он в возрасте 35 лет в 1899 году обыграл яхту «Шамрок» Липтона. Затем он повторил этот подвиг с «Колумбией» в 1901 году, несмотря на то, что это, вероятно, была более медленная яхта, чем «Шамрок II» Липтона, и ему потребовались все его качества шкипера и моряка, чтобы пройти это испытание и подтвердить свое величие.
Его последняя победа была одержана на борту яхты Reliance. Яхта Reliance была разработана яхт-клубом NYYC в ответ на напряженную борьбу с Shamrock II и стала самой большой, одной из самых оригинальных и захватывающих дух яхт Кубка в истории. Она полностью доминировала в соревнованиях и выиграла 16 из 19 гонок, став обладательницей титула защитника, а затем разгромила Shamrock III во всех трех гонках.
После неудачной четвертой попытки с яхтой Shamrock IV, пятый и последний бой сэра Томаса Липтона состоялся в 1930 году, став первым в легендарной эпохе яхт класса J. Хотя Shamrock V была прекрасной яхтой, ей противостояли четыре новые яхты класса J, из которых яхт-клуб Нью-Йорка мог выбрать себе соперника. Это был отличный пример того, как сильный претендент был просто подавлен ресурсами соперника.
Гарольд Вандербильт и яхта Enterprise выиграли испытания, используя революционную и очень легкую (на 50% легче, чем у Shamrock) дюралюминиевую мачту и множество других инноваций, в том числе "Старт Вандербильда" добили Липтона окончательно. Но за время борьбы за Кубок, Липтон вывел на мировой рынок свой чай. А жена Вандербильда, та самая Вандербильдиха, с которой боролась Эллочка Людоедочка, стала первой женщиной выигравшей Кубок Америки.
Сэр Том Сопвич: 1934-1937
Последние британские попытки завоевать авианосец перед Второй мировой войной возглавлял сэр Том Сопвич, который приобрел «Шамрок V» у сэра Томаса Липтона.
Сопвич происходил из совершенно иной среды, чем Липтон. Он родился в Кенсингтоне, а его отец был управляющим директором горнодобывающей компании. Он был промышленником с инженерным и научным образованием. Он был современником братьев Райт и пионером авиационной промышленности в Великобритании, и, более того, он разработал и построил самый успешный истребитель Первой мировой войны.
Сопвич был спортсменом во всех смыслах этого слова: он участвовал в гонках на автомобилях и мотоциклах, установил мировой рекорд скорости на воде на моторной лодке, играл в хоккей на льду и завоевал золотую медаль в составе британской команды на первом в истории чемпионате Европы. Он также был спортсменом в традиционном понимании английского джентльмена: по-видимому, отличным стрелком и рыбаком, управлявшим собственными лодками.
Сопвич привнес в яхтенные гонки спортивный дух и научный, новаторский подход. Широко распространено мнение, что первая яхта Сопвича, Endeavour, Challenger класса J 1934 года, была самой быстрой и лучше всего подготовленной яхтой, когда-либо покидавшей Великобританию. Она отправилась навстречу слабому американскому флоту, поскольку элита яхт-клуба Нью-Йорка все еще боролась с последствиями Великой депрессии.
Это была невероятная возможность. Однако «Эндевор» покинул Великобританию, не забрав половину своего профессионального экипажа. Им требовалось больше денег за поездку в США, так как их возвращение в Великобританию было бы слишком поздним, чтобы устроиться на работу на рыболовецкие суда. Сопвич предложил им немного больше, а также бонус за победу, но этого оказалось недостаточно. Вместо того чтобы продолжать переговоры, Сопвич заменил тех, кто не согласился с новыми условиями, любителями из Королевского яхт-клуба. В конце своей долгой и замечательной жизни (он умер в возрасте 101 года) Сопвич заявил, что его единственным настоящим сожалением было то, что он не заплатил экипажу то, что они требовали.
Тем не менее, «Эндевор» выиграл первые две гонки и лидировал в третьей на заключительном этапе. К сожалению, с этого момента их превзошла более опытная и слаженная американская команда в матче, известном своей ожесточенностью и спорами. Матч закончился со счетом 4:2 в пользу «Радужной» команды Гарольда Вандербильта и породил печально известный заголовок: «Британия правит волнами, а Америка игнорирует правила».
Вновь испугавшись близости угрозы, американцы пустили в ход все средства и создали для Сопвича еще одну суперлодку — «Рейнджер» — для его следующего вызова в 1937 году. Она полностью превзошла «Эндевор II» Сопвича, и его звездный час был упущен с началом Второй мировой войны.
1958 - 1964
В послевоенном мире жесткой экономии размеры лодок были значительно уменьшены, и соревнования возобновились в классе 12 метров. В 1958 году британская яхта Sceptre под управлением Грэма Манна потерпела сокрушительное поражение от Columbia со счетом 4:0.
В 1964 году для «Суверена» Тони Бойдена дела обстояли не лучше: он проиграл с ещё большим отрывом, уступив «Констеллейшену» со счётом 4:0. Послевоенные проблемы Великобритании возникли по той же причине, что и до войны: у американцев просто было больше кораблей, конкурирующих за оборону, больше ресурсов и, в большинстве случаев, доступ к превосходящим технологиям.
1980 – 2003
Лишь в 1980 году Великобритания снова попыталась завоевать Кубок Америки, и за это время многое изменилось. Началось все с австралийцев в 1967 году, когда они провели собственные отборочные соревнования между двумя австралийскими яхтами. Затем к ним присоединились французы в 1970 году, и состоялись первые многонациональные отборочные соревнования для претендентов. Именно эта тенденция к увеличению числа претендентов в конечном итоге склонила чашу весов в сторону претендентов, сместив баланс сил от Нью-Йоркского яхт-клуба к претендентам.
К сожалению, Великобритания снова приняла участие в соревнованиях только тогда, когда эта тенденция уже достигла своего пика, и австралийцы стали доминирующей силой в кубковых соревнованиях. Они семь раз боролись за победу в течение двух десятилетий, что обеспечило период непрерывной практики и накопления опыта.
Подписывайтесь на телеграмм канал ПРО ЯХТЫ
Эта стабильность в конечном итоге привела к тому, что австралийцы на яхте Australia II, возможно, самой известной яхте Кубка Америки всех времен, стали первой командой, выигравшей трофей у Нью-Йоркского яхт-клуба в 1983 году, прервав 132-летнюю победную серию. Это была самая длинная победная серия в истории, о чем свидетельствует тот факт, что Нью-Йоркский яхт-клуб хранил Кубок в своем яхт-клубе. На борту успешной яхты Australia II в качестве штурмана находился молодой Грант Симмер.
В послевоенную эпоху Великобритании так и не удалось добиться подобной преемственности, и результаты это подтвердили. В 1980 году «Львиное сердце» Тони Бойдена проиграла Франции в полуфинале отборочных соревнований, в 1983 году «Виктория» Питера де Савари уступила «Австралии II» в финале отборочных соревнований, а в 1987 году «Белый крестоносец» Грэма Уокера занял лишь шестое место.
До следующего вызова со стороны Великобритании был 16-летний перерыв. В 2003 году, вооружившись лодками и конструкторами предыдущей японской команды, Питер Харрисон вошёл в мир Кубка Америки и создал команду из лучших британских конструкторов гоночных лодок. Однако под управлением Яна Уокера яхта Wight Lightning в итоге выбыла в полуфинале серии претендентов. Это стало началом ещё одного долгого ухода британских претендентов из числа участников Кубка.
Бен Эйнсли: 2012-2025
В 2012 году самый успешный британский олимпийский яхтсмен всех времен, сэр Бен Эйнсли, объявил о создании британской команды для борьбы за Кубок Америки.
Однако до этого ему предстояло самому побороться за Кубок Америки с американской командой Oracle Team USA. В Сан-Франциско в 2013 году Бен Эйнсли находился на борту яхты Oracle, капитаном которой был Джимми Спитилл в качестве тактика.
Когда американцы, проигрывая по очкам со счетом 8-1 после трех побед в гонках, сумели выиграть Кубок Америки со счетом 9-8, что, по мнению Wall Street Journal, стало одним из величайших камбэков в истории спорта. Эйнсли стал лишь вторым британцем после Чарли Барра, оказавшимся на борту яхты, выигравшей Кубок Америки.
Однако после этой победы Эйнсли поставил перед собой цель добиться еще большего и снова выиграть Кубок, но на этот раз для Великобритании. Он возглавил британскую команду Land Rover BAR на 35-м Кубке Америки на Бермудских островах в 2017 году. Несмотря на некоторые успехи, включая победу в Мировой серии Кубка Америки, британской команде, впервые участвовавшей в Кубке, не суждено было сбыться, поскольку она выбыла из соревнований на стадии полуфинала, проиграв команде Emirates Team New Zealand.
В 2018 году произошли изменения в составе ключевых сотрудников, в том числе к команде присоединился четырехкратный победитель Кубка Америки Грант Симмер в качестве генерального директора, а также Ник Холройд, ранее занимавший должность технического директора в новозеландской команде, которая произвела революцию в Кубке Америки, внедрив технологию подводных крыльев, и стал главным дизайнером.
В 2021 году британская команда боролась за 36-й Кубок Америки на своей смелой и инновационной гоночной яхте AC75 BRITANNIA в Окленде. Несмотря на впечатляющий рывок в конце сезона, который завершился победой команды в серии круговых турниров PRADA Cup и выходом в финал серии Challenger Series, британская команда в итоге потерпела поражение в финале серии Challenger Series от итальянской команды Challenger.
По завершении 36-го Кубка Америки британская команда немедленно подтвердила свое намерение вновь побороться за 37-й Кубок Америки.
Британская команда вошла в историю 37-го Кубка Америки в Барселоне, став первой британской командой за 60 лет, прошедшей квалификацию в финал Кубка Америки, первой за 90 лет, набравшей очки в финале, и первой в истории, выигравшей серию претендентов Кубка Америки после победы над командой Luna Rossa Prada Pirelli в финале Кубка Louis Vuitton. Эти достижения знаменуют собой самое успешное выступление Великобритании в истории соревнований.
Команда Emirates Team New Zealand одержала свою пятую победу в Кубке Америки 19 октября 2024 года, обыграв команду Великобритании со счетом 7-2 в 37-м матче Кубка Америки.
Этот исторический момент также ознаменовался официальным подтверждением следующего цикла: Берти Бикет, председатель Королевской яхтенной эскадры, вручил письмо о вызове, которое приняла Джиллиан Уильямс, командор Королевской яхтенной эскадры Новой Зеландии. Подписание этого соглашения утвердило Athena Racing в качестве представителя претендента на 38-й Кубок Америки, компании Royal Yacht Squadron Racing Ltd.
Недавно компания Athena Racing объявила о назначении всемирно известного яхтсмена и руководителя в сфере высокоэффективных гонок Яна Уокера генеральным директором команды America's Cup Challenge.
Уокер хорошо знаком с Кубком Америки, поскольку был капитаном британской яхты Wight Lightning на 31-м Кубке Америки в 2003 году. Он также возглавлял три кампании Ocean Race, кульминацией которых стала победа в гонке 2014–15 годов с командой Abu Dhabi Ocean Racing.
Этот шаг воссоединяет Уокера с руководителем команды Athena Racing сэром Беном Эйнсли, бывшим товарищем по команде Великобритании на Олимпийских играх 1996 года в Атланте и 2000 года в Сиднее;
История борьбы за возвращение Кубка Америки в Пенаты продолжается.... Поживем увидим.