Найти в Дзене
Лекторий Dостоевский

Вечеринка длиной в три века. Ренессанс

Триумф Венеции. Помпео Джироламо Батони Эпоха Возрождения (Ренессанс) — это период в истории Европы, который начался в XIV веке и продолжался вплоть до XVII века. Возрождение оказалось не просто возвратом к гедонистической культуре Античности. Во времена Античности это было естественным уходом от первобытности, дикости и инстинктов. Возрождение же взяло от Античного периода безудержность эпикурейства и сдобрила это научными достижениями, рациональностью мышления, предвосхищением эпохи Просвещения. Получилось этакое горе от ума, злоупотребление разумом. Развивался культ наслаждения осознанный, нарочный, утрированный. Материальное возобладало над духовным, заменило, где-то и отменило его. В этой безудержности мир пребывал на пороге Ренессанса и Нового времени. Он характеризуется возрождением интереса к античной культуре, науке и искусству. В это время произошли значительные изменения в мировоззрении людей, переход от средневекового религиозного мировоззрения к светскому, гуманистическом
Триумф Венеции. Помпео Джироламо Батони
Триумф Венеции. Помпео Джироламо Батони

Эпоха Возрождения (Ренессанс) — это период в истории Европы, который начался в XIV веке и продолжался вплоть до XVII века.

Возрождение оказалось не просто возвратом к гедонистической культуре Античности. Во времена Античности это было естественным уходом от первобытности, дикости и инстинктов. Возрождение же взяло от Античного периода безудержность эпикурейства и сдобрила это научными достижениями, рациональностью мышления, предвосхищением эпохи Просвещения. Получилось этакое горе от ума, злоупотребление разумом. Развивался культ наслаждения осознанный, нарочный, утрированный. Материальное возобладало над духовным, заменило, где-то и отменило его. В этой безудержности мир пребывал на пороге Ренессанса и Нового времени.

Он характеризуется возрождением интереса к античной культуре, науке и искусству. В это время произошли значительные изменения в мировоззрении людей, переход от средневекового религиозного мировоззрения к светскому, гуманистическому. В центре внимания гуманистов — человек, его достоинство, свобода и творческие возможности. Гуманисты стремились к всестороннему развитию личности, к гармонии физического и духовного начал. Гуманизм выводит человека в центр интересов - впервые за историю христианской цивилизации! Мы имеем дело с антропоцентризмом. Когда человек и его деятельность становятся главными темами в искусстве и литературе. Художники Ренессанса, как и писатели, изображают человека в его величии и красоте, свободе выбора, желаниях и впервые как бы разрешает людям и чувствовать, и чувства проявлять. Они подчёркивают его индивидуальность и неповторимость, как бы отделяя от общего тела народа, человечества.

Витрувианский человек. Леонардо да Винчи
Витрувианский человек. Леонардо да Винчи

Отсюда по цепочке - реализм. Мастера эпохи Возрождения стремились к реалистичному изображению действительности. Они использовали новые техники и приёмы, чтобы создать более точные и выразительные образы.

Стремление наконец писать портреты не на основе доступа к анатомическим театрам, а с живых людей, вызывает понятный интерес к античности. К ее разработкам и систематизации знаний в области пропорций, гармонии тела. Возрождение античной культуры и искусства стало одним из главных принципов Ренессанса. Мастера изучали античные произведения, заимствовали из них идеи и формы.

Человек почувствовал себя поистине свободным, снова научился мечтать. А этому прекрасно служат наука и технология. Поэтому в эпоху Возрождения произошли значительные открытия и изобретения, которые способствовали развитию науки и техники.

Водолазный костюм, разработанный по чертежам да Винчи
Водолазный костюм, разработанный по чертежам да Винчи
Танки да Винчи - без брони и с броней соответственно
Танки да Винчи - без брони и с броней соответственно

Это, в свою очередь, оказало влияние на искусство и культуру. Подлинный человек возрождения - конечно же, сочетающий в себе свободу мысли и действия, чувство красоты и равное стремление к наукам и изобретениям. Леонардо да Винчи - как раз подходит под этот образ. Этот итальянский художник, был и скульптором, и архитектором, и учёным, и инженером. Его произведения отличаются глубиной и сложностью, а также вниманием к деталям. Среди наиболее известных работ Леонардо — «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Витрувианский человек».

Фреска "Тайная вечеря". Леонардо да Винчи
Фреска "Тайная вечеря". Леонардо да Винчи

Однако был у него и достойный конкурент - Микеланджело Буонарроти — итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт. Его работы отличаются монументальностью и драматизмом. Среди наиболее известных произведений Микеланджело — скульптуры «Давид» и «Пьета», фрески на потолке Сикстинской капеллы.

Пьета Микеланджело
Пьета Микеланджело

Рафаэль Санти - их соотечественник, художник и архитектор. Его работы отличаются гармонией, изяществом и красотой. Среди наиболее известных картин Рафаэля — «Сикстинская Мадонна», «Мадонна в кресле», «Преображение».

Рафаэль Санти. Мадонна в кресле
Рафаэль Санти. Мадонна в кресле

Сандро Боттичелли - еще один земляк этих великолепных гениев, известный своими изящными и романтическими картинами. Среди его наиболее известных работ — «Рождение Венеры», «Весна», «Поклонение волхвов».

Весна. Боттичелли
Весна. Боттичелли

Тициан Вечеллио - один из крупнейших мастеров венецианской школы. Его работы отличаются богатством цвета, экспрессией и глубиной чувств. Среди наиболее известных картин Тициана — «Венера Урбинская», «Вознесение Девы Марии», «Похищение Европы»

Вознесение Девы Марии. Тициан
Вознесение Девы Марии. Тициан

...Эпоха Возрождения стала временем расцвета искусства и культуры, когда мастера создали множество выдающихся произведений, которые до сих пор восхищают людей по всему миру. Но уже на закате эры Ренессанса, этой затянувшейся буйной вечеринки, на рубеже XVI — XVII вв. было интересное явление. В Позднем Ренессансе, когда все уже утомились от повсеместной красоты, раблезиански наелись досыта, рубенсово натрясли рыхлыми хлебами сытых лиц, устали выписывать красивую красоту в красивой позе на фоне красивых пейзажей, появился маньеризм. Это был, по сути, первый опыт концептуального искусства. Художники остервенело и утрированно утрировали все красивое, делали еще более изящными изящество и красоту, насыщали бо′льшим напряжением позы, а краски сделали малореальными.

Ужин в Эммаусе. Якопо Понтормо
Ужин в Эммаусе. Якопо Понтормо

Надоела всем просто эта повсеместная гармония пропорций и естественная красота в сочетании с техническим совершенством и мастерством! А не произошло ли и сегодня то же самое? Когда мир, привычно наевшись - в нашем случае - фотографической красоты и модельной красоты конца 90х-начала нулевых, наигравшись со сверхмощным фотоаппаратом, чтобы не сойти с ума от этого совершенства, баланса ради — захотел качнуться в обратную сторону. В сторону треша. Концептуального уродства и воинствующего глумления.

Как так вышло? …Мы отсчитываем свою историю начиная с первобытного мира. Который являет собой неразрывное пребывание в природе и с природой. Цикличность мира и отождествление частного с общим для первобытного человека составляют мировоззренческую основу. От цикличности, ритма, повторения, неизбежности возникает парадигма тождества, сопоставления одного с другим, символизм, подражательная магия, а с ней и обряд. Зачем? Он нужен для единения с природой через связь частного с общим. Для связи зримого с незримым. С высшим миром, к которому тянемся ради уподобления, в котором, согласно этому мировоззрению, действуют законы те же, что и в окружающей среде. Совершая обряд, отождествляем свое бренное с прекрасным и вечным.

Уже к нулевым маятник от красоты качнулся в другую сторону — пиетет к фотосъемке, к моде, к искусству, как к сакральному акту и все такое, остался только в традиционных культурах. Остальной же мир, так называемый индустриальный (или экономически развитый), где стремление к красоте исчерпало себя еще в Ренессансе, а гармоничное и последовательное искусство застрелилось из ружья концептуализма в середине ХХ века, давно этим пресытилось и радостно навязывает уродство, упадничество и дисгармонию.

-11
-12
-13
-14

Тренды в моде, рекламе, кино и сериалах транслируют идеи с трешем в культуре, с сатанистсвующей модой, шоу-бизнесом, дьявольщинской Абрамович и т.п. Деперсонализация и расчеловечивание через "модные образы" в балаклавах и бдсм-масках на знаменитостях. Культовые фигуры для поколения – надутые во всех, даже тех, о существовании которых мы не подозреваем, местах - "инфлюэнсеры" и "блогеры". Красота в изгнании, в общем...

Но не будем унывать, ибо сколько раз уже человечество переживало и успешно проживало эти сменяющиеся друг друга "тренды", и в истории оставалось по-настоящему необходимое разумное, доброе, вечное. Да и не стоит забывать фразу того, в честь кого назван этот канал: "Красота спасет мир". Рано или поздно.

Юлия Милович-Шералиева

📕Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:

📚YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA

📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky

📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory

📚Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/

📚Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno

📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/