Найти в Дзене
Бытовая техника Kitfort

"Крепкий орешек". Обзор главного рождественского боевика.

В 1988 году жанр боевиков был плотно сформированным сборником из понятных клише и архетипов, которые прекрасно сочетались с юмором и умеренным уровнем насилия для максимально понятного развлечения зрителей. Маскулинные герои, способные справиться с любой проблемой движением одной руки устраивали зрителей и продюсеров, которые делали хорошие деньги на регулярном выпуске жанрового кино. Джон Мактирнан в 1987 году снял фильм «Хищник», который был квинтэссенцией устоявшегося подхода к созданию боевика. Арнольд Шварцнеггер столь эффективно сражался с клыкастым пришельцем, что зритель уже не был уверен кто на самом деле является хищником в этой истории. Год спустя жанр боевиков изменится навсегда. На самолете из Нью-Йорка в Лос-Анджелес прилетит уставший полицейский средних лет, которому предстоит попасть в захваченный террористами многоэтажный бизнес-центр. Собираясь на рождество к своей жене, он попадет в ситуацию, которая едва не будет стоить ему жизни. Этот герой будет радикально отличат

В 1988 году жанр боевиков был плотно сформированным сборником из понятных клише и архетипов, которые прекрасно сочетались с юмором и умеренным уровнем насилия для максимально понятного развлечения зрителей. Маскулинные герои, способные справиться с любой проблемой движением одной руки устраивали зрителей и продюсеров, которые делали хорошие деньги на регулярном выпуске жанрового кино. Джон Мактирнан в 1987 году снял фильм «Хищник», который был квинтэссенцией устоявшегося подхода к созданию боевика. Арнольд Шварцнеггер столь эффективно сражался с клыкастым пришельцем, что зритель уже не был уверен кто на самом деле является хищником в этой истории. Год спустя жанр боевиков изменится навсегда. На самолете из Нью-Йорка в Лос-Анджелес прилетит уставший полицейский средних лет, которому предстоит попасть в захваченный террористами многоэтажный бизнес-центр. Собираясь на рождество к своей жене, он попадет в ситуацию, которая едва не будет стоить ему жизни. Этот герой будет радикально отличаться от всех героев экшн фильмов и его имя станет нарицательным при разговоре о новом поколении героев. Его имя Джон Макклейн.

В канун рождества воссоединение с семей кажется лучшим из возможных вариантов празднования. Даже саркастичному нью-йоркскому копу с кучей вредных привычек не чуждо стремление к домашнему уюту. Джон Макклейн спускается по трапу, садится в черный лимузин, предоставленный начальником жены, и отправляется в совершенно новую эру боевиков. С первых кадров мы понимаем, что перед нами нетипичный протагонист. Он едко шутит, отпускает саркастические комментарии, да и вообще не рад всему происходящему. Он постоянно курит, и как мы узнаем позже, зол на жену за то, что она выбрала свою карьеру вместо счастливой совместной жизни. После обстоятельного пролога, где нас подробно знакомят с фигурой Джона и его отношением к миру, картина принимается стремительно напирать темп. Огромное многоэтажное здание захватывают террористы во главе с харизматичным Гансом Груббером в исполнении блистательного Алана Рикмана. С этого момента Джону придется пережить множество крайне сложных ситуаций, каждая из которых будет грозить ему смертью, и ни один его поступок не останется для героя незаметным.

-2

Брюс Уиллис к моменту выхода фильма уже был звездой «Детективного агенства «Лунный свет»». Написанный специально под актрису Сибилл Шепард, сериал столкнулся с тем, что персонаж Уиллиса мгновенно украл все внимание зрителей и стал главным поводом для многих внимательно следить за многосерийным детективом. Джон Макклейн стал логичным развитием Дэвида Эддисона. Он все так же отпускает саркастические комментарии по любому поводу, но теперь в разы меньше шутит сексистские шутки, да и за собственную жизнь переживает гораздо больше. Макклейн не супергерой, а человек из плоти и крови, и крови ему предстоит пролить не мало. Как вражеской, так и собственной. Режиссер помещает Макклейна в максимально уязвимую ситуацию, когда в здание врываются террористы. Нью-йоркский коп в одной майке, без обуви и с единственным табельным пистолетом оказывается заперт с группой блестяще подготовленных и экипированных профессионалов. Ему стоит большого труда победить даже одного противника, а найти подходящую обувь не удастся до самого финала. Благодаря подобным деталям герой ощущается куда более уязвимым, но, с другой стороны, каждая его победа подобна настоящему триумфу. Если раньше герой боевика убивал несколько врагов очередью от бедра, то Макклейну приходится прятаться, подыскивать удачные моменты для диверсии и изобретать новые способы победы над противниками, что делает его персонажа только круче.

-3

Ограниченный в средствах Макклейн не теряет своего едкого чувства юмора, а режиссер не забывает, что мы все же находимся в зрительском легковесном кино. Мактирнан к третьему фильму уже выработал узнаваемый режиссерский стиль и «Крепкий орешек» становится для него удачным полигоном для реализации собственных амбиций. Изобретательный, жесткий и физически тактильный экшн смешивается с громкими голливудскими взрывами и удивительным масштабом для столь камерной на первый взгляд истории. Сценарий очень плотно наполнен действующими лицами со своими сюжетными линиями, так что на исход дела повлияет не только хмурый Макклейн. Его жена оказывается весьма сильной и волевой женщиной, а ее влюбчивый коллега, которого на первый взгляд добавили ради пары дурацких шуток становится тем, из-за кого личность Макклейна оказывается раскрыта террористам. Даже третьестепенный репортер оказывает свое влияние на происходящее, причем весьма существенное.

-4

Внимание к деталям в картине искренне удивляет до сих пор. Макклейн бегает босиком, режет ноги, перевязывает их и до конца фильма хромает. Сигареты в пачке неумолимо заканчиваются, а каждый патрон в обойме оказывается на вес золота. «Крепкий орешек» вышел столь монолитным произведением, что из его весьма впечатляющего хронометража невозможно выкинуть ни одной минуты. Каждая линия или события, сказанные в кадре, оказываются важны, а у фраз, проброшенных давным-давно появляется приятное развитие. Во всем этом чувствуется крепкая режиссерская позиция, которая смело диктует что фильму нужно, а что нет. Большую часть картины Макклейн будет прятаться по этажам, избегать схваток и сделать все, чтобы спасти как можно больше людей. Ему достанется несколько эффектных трюковых прыжков, но глобально его смертность ощущается просто безупречно. И это ровно то, что нужно было боевикам про крутых мужиков. Джон справится со всем, но это не значит, что он должен за это заплатить. Его трансформация демонстрируется и визуально. Под конец на нем не останется почти живого места от ран, ожогов и ссадин, а одежда превратится в лохмотья, как можно не сопереживать такому герою?

-5

Сам подход к демонстрации боевых сцен изменился. Используя зрелищность как удачный повод для сложной хореографии, Мактирнан не забывает о более сложных и важных качествах боевых сцен. Картина блестяще оформлена в звуковом плане, каждый выстрел оглушает, а звук перезарядки затвора приносит искреннее удовлетворения всем, кому нравится экшн фильмы. Драки с противниками и их убийства решены очень сухо и тактильно, гулкие удары, хрипы, кровь и следы от травм соединяются в единое плотное полотно, создающее напряжение всякий раз, когда Макклейну предстоит вылезти из укрытия. При этом, Джон лишен классической для подобных фильмов прямолинейной морали. Он не постесняется использовать подлые уловки для победы, а в конце бросит беспощадную колкость, окончательно уничтожая фигуру противника. Откровенный цинизм протагониста возводит его в новый статус антигероя, когда у персонажа появляются и негативные черты наравне с положительными героическими качествами. Он не испытывает сожаления от убийства, цинично пишет рождественскую фразу на трупе противника и отправляет его к подельникам на лифте, насмехается над тем, как легко убил брата одного из террористов, чтобы вывести того на эмоции. Классические герои так не поступали, и в этом состоит еще одна важная часть характера Макклейна как персонажа нового типа.

-6

Дабы уравновесить и глубже раскрыть фигуру Джона добавляется линия с копом, которого послали проверить ситуацию в здании. Регулярные переговоры по рации становятся началом настоящей дружбы, а мужчины обсуждают личные темы, делятся страхами и постепенно сближаются, чувствуя друг к другу не только уважение, но и откровенную симпатию. Это решение не просто позволяет делать передышки между жесткими перестрелками, но и уплотняет нарратив, деля его на две части. События, происходящие снаружи здания оказываются так же важны, как и события внутри. Ситуация успеет поменяться несколько раз, прежде чем эта долгая ночь подойдет к концу, и это то, что только сильнее украшает картину. Некомпетентный начальник полиции, агенты ФБР, упивающиеся возможностью убийства террористов и вспоминающие Вьетнам во время полета на вертолете, жуликоватый репортер устраивает свою карьеру, но не знает, что его ждет позор на всю страну. «Крепкий орешек» оказывается неожиданно наполненным в плане сюжетных линий, поворотов и важных событий. Зрителю будет за чем следить и в отрыве от великолепного экшена, а регулярное переключение внимания положительно сказывается на общей динамике.

-7

«Крепкий орешек» не был бы столь запоминающимся фильмом, если бы в нем не было еще и пачки харизматичных злодеев. Толпа террористов из восточной Европы регулярно говорит по-немецки, а общий подбор лиц внушает благоговейный трепет. Длинноволосые здоровенные мужики с автоматами оказываются удачным контрастом сухому и подвижному Макклейну. Ганс Грубер, хоть и ощущается немного плоским злодеем благодаря игре Алана Рикмана все равно запоминается не хуже главного героя, а легендарная сцена смерти и вовсе возводит его в пантеон лучших злодеев боевиков. По ходу действия фильма он показывает себя как умного харизматичного лидера, точно знающего, что и как нужно делать. Холодная беспринципность и отстраненность Грубера ставятся в противовес с вспыльчивым и агрессивным характером Макклейна. Они создают дуэт противников, в чьих отношениях будет достаточно динамики, и каждый будет постепенно одерживать одну победу, после чего тут же проигрывать в чем-то другом. И тем ценнее становится финал, в котором это противостояние наконец разрешается. Макклейн выходит победителем, но мы прекрасно видим, чего ему стоила эта победа. Это больше не типичный вторник типичного героя боевика, а настоящее превозмогание, которое будет щедро вознаграждено.

-8

«Крепкий орешек» ­– великий фильм и просто великий боевик, оказавший влияние на жанр, будущих режиссеров и представление публики о том, каким должен быть по-настоящему круто сваренный персонаж. Джон Мактирнан создал картину, которую хочется смотреть залпом снова и снова и удивляться творческой силе, питающей всю эту монструозную конструкцию. Наполненный ощущением странного рождества, фильм дарит приятное ощущение уюта и искреннего удовлетворения, ведь не смотря на все невзгоды и трудности, выпавшие на долю нью-йоркского копа, ему все же удастся выйти победителем из любой ситуации.