Найти в Дзене
Уйду в лес

«Горбатый Запорожец»: Легенда советских дорог и киноэкрана

ЗАЗ-965 или, как его чаще всего называли, «горбатый Запорожец», стал настоящей иконой советского автопрома и одним из самых узнаваемых автомобилей в истории СССР. Его история неразрывно связана с эпохой, когда доступный и компактный автомобиль был мечтой миллионов. Появился Запорожец ЗАЗ-965 в 1960-х годах благодаря проекту, задумавшему дешёвый и массовый микрокар. Изначально машина проходила под кодовым названием Москвич-444 — наследник недешёвого Москвича-402. Однако из-за перегруженности московских мощностей производство было перенесено на завод «Коммунар» в Запорожье, где до этого выпускали лишь сельскохозяйственную технику. Переквалификация завода дала мощный толчок развитию советского автопрома, а новое имя — ЗАЗ-965 — обрело немалую популярность. Эта модель была необычна по многим параметрам. Один из её интереснейших элементов — взаимозаменяемость заднего и ветрового стекла, что упрощало ремонт и удешевляло обслуживание. Первоначально «горбатый» Запорожец имел бензиновую печку

ЗАЗ-965 или, как его чаще всего называли, «горбатый Запорожец», стал настоящей иконой советского автопрома и одним из самых узнаваемых автомобилей в истории СССР. Его история неразрывно связана с эпохой, когда доступный и компактный автомобиль был мечтой миллионов.

Появился Запорожец ЗАЗ-965 в 1960-х годах благодаря проекту, задумавшему дешёвый и массовый микрокар. Изначально машина проходила под кодовым названием Москвич-444 — наследник недешёвого Москвича-402. Однако из-за перегруженности московских мощностей производство было перенесено на завод «Коммунар» в Запорожье, где до этого выпускали лишь сельскохозяйственную технику.

-2

Переквалификация завода дала мощный толчок развитию советского автопрома, а новое имя — ЗАЗ-965 — обрело немалую популярность.

Эта модель была необычна по многим параметрам. Один из её интереснейших элементов — взаимозаменяемость заднего и ветрового стекла, что упрощало ремонт и удешевляло обслуживание. Первоначально «горбатый» Запорожец имел бензиновую печку, которая становилась даже опасной — порой воспламенялась из-за особенностей конструкции. Но со временем все эти проблемы были устранены, и ЗАЗ-965 получил репутацию «самой тёплой» машины Советского Союза.

-3

Запорожец впервые внедрил в массовое производство независимую подвеску — революционное решение для того времени. Также выпускались модификации с правым рулём, что позволяло экспортировать модель на зарубежные рынки. Даже в бачке омывателя была предусмотрена уникальная подогревающая грелка, чтобы жидкость не замерзала зимой, и бак не трескал от холода.

-4
-5

Несмотря на немалое количество насмешек и прозвищ — таких, как «Запор», «Горбатый» и «Консервная банка» — эта машина входила в жизнь миллионов советских граждан и стала символом эпохи. Из-за своей неприхотливости и простоты ЗАЗ-965 часто появлялся в советском кино — он сыграл в фильмах «Три плюс два», «Однажды двадцать лет спустя», «Спасатель», «Зима в Простоквашино», «Золотой глаз» и других. В фильме «Золотой глаз» герой Джек Уэйд на «горбатом» даже спасает Джеймса Бонда, шутливо называя машину страшной, но верной.

-6

Сегодня ЗАЗ-965 — настоящая легенда. Его можно увидеть в музеях и в формате памятников — например, в Котласе Архангельской области. Настоящие фанаты советских авто вдохновляются им не только в классическом обличье, но и в современной культуре, включая образцы одежды под брендом Запорожец Heritage а можно сделать крутые фото вместе с ним в Глэмпинг Море

«Горбатый» Запорожец остался в сердцах как символ простоты, надежности и уникального духа советского автопрома, который несмотря на все сложности, подарил стране незабываемую автомобильную историю.

-7