15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
В этот день в 1989 году советские войска были выведены из Афганистана. Дата была введена в знак памяти о соотечественниках, проявивших самоотверженность и преданность Родине в период участия в боевых действиях за пределами нашей страны после Второй мировой войны (1939-1945), выполняя взятые СССР и Российской Федерацией международные обязательства по оказанию военной помощи дружественным странам.
День памяти придал официальный статус памятным мероприятиям, посвященным исполнению россиянами служебного долга за пределами Отечества, традиционно проводимым ветеранами войны в Афганистане 15 февраля (день вывода советских войск из этой страны). В этот день в 1989 году последние подразделения Ограниченного контингента советских войск вернулись на Родину из Афганистана, где в условиях сложной обстановки советские солдаты и офицеры стойко и мужественно противостояли силам международного терроризма и наркобизнеса.
Памятная дата 15 февраля адресована не только ветеранам Афганистана. По данным Минобороны, после окончания Второй мировой войны более 1,5 миллиона наших граждан принимали участие в более чем 30 войнах и вооруженных конфликтах за пределами страны, 25 тысяч из них погибли. Советские солдаты и офицеры воевали в Корее, Вьетнаме, Сирии, Египте, Мозамбике, Анголе, Эфиопии, Никарагуа, на Кубе и других странах. Российские военнослужащие "тушили "горячие точки" в республиках бывшего СССР, были в составе миротворческого контингента в Югославии, Абхазии, Южной Осетии.
В преддверии Дня памяти россиян, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, прошла встреча студентов с председателем Ярославской региональной общественной организации ветеранов войны в Афганистане - Игорем Алексеевичем Ямщиковым.
Ямщиков Игорь Алексеевич – хорошо известная в нашей области личность, один из инициаторов, разработчиков и авторов электронной книги памяти «Пламя и пепел Афгана», человек, без участия которого, пожалуй, не обходится ни одно крупное патриотическое мероприятие в регионе. Наши учащийся поговорили с Игорем Алексеевичем о его службе в Афганистане и желании сделать так, чтобы никто из воинов, оставшихся там, не был забыт.
- Игорь Алексеевич, вы служили в Афганистане. С какими мыслями вы туда ехали? Не было желания отказаться?
- Наоборот, трижды обращался к командованию, три рапорта написал, чтобы туда попасть. В то время уже закончил военно-финансовое училище, был в нем замполитом автомобильной роты. В училище пришла разнарядка - направить в Афганистан политработника, но у ряда кандидатов все находились порой совершенно объективные причины, чтобы туда не ехать. Дошло до того, что посылать стало некого. И тут-таки вспомнили, что есть я, сумасшедший молодой лейтенант, который рвется в бой. Мне было 22 года, сейчас понимаю, что никаких патриотических идей у меня тогда не было, скорее романтики хотелось, реальной, а не учебно-боевой обстановки. Хотелось попробовать себя в военном деле «настоящим образом».
- То, с чем вы столкнулись, отличалось от того, что представляли?
- Разительно. Эшелоном мы прибыли в Термез, наш батальон разместили на две недели в палаточном городке вблизи советско-афганской границы, провели сборы. В ночь с 5 на 6 декабря 1981 года мы пересекли границу, причем реку Амударью переходили на бронетехнике по понтонному мосту. Утром поняли, что оказались не просто в другой стране, а в другом мире и в другой эпохе. Был шок: кругом нищета страшнейшая, полное отсутствие гигиены, кишлаки старые, коровы, запряженные в плуг. И это в то время, тогда у нас уже на тракторах землю возделывали.
- Обратно вам не захотелось вернуться?
- Тогда нет, дико захотелось домой лишь после первого отпуска. В апреле 1982-го ездил домой, и на обратном пути в Ташкенте, пока сутки ждали наш самолет, я ужасно тосковал. Уже начал понимать, куда я попал, что могу и не вернуться... Но сели в самолет, и вся тоска мигом прошла. Когда второй раз возвращался, уже из госпиталя, ничего подобного не было: наоборот, хотелось скорее товарищей увидеть, угостить их домашней квашеной капустой и солеными бочковыми огурчиками.
- Капуста и огурцы?
- Да, в Афгане это считалось деликатесом. Когда кто-то уезжал в отпуск, всегда просили привезти домашние соленья.
- Вы выпустили книгу памяти «Пламя и пепел Афгана», которая в основном носит электронный формат и совсем в минимальном количестве - печатный. Почему она сделана в таком виде?
- История издания этой книги началась еще в 1992 году, когда мы создали первую региональную выставку об афганской войне в музее-заповеднике. Музейщики, низкий им поклон, как-то однажды сказали, что в области выставка до сих пор остается на первом месте по количеству посетивших ее людей. Мы ее создали сразу после той, что была в Манеже в Москве. После нее в стране стали издавать книги памяти, и наша, ярославская, была в первой пятерке в России и СНГ. Довольно куцая, но дорогая сердцу книга. Сам всё печатал на печатной машинке! Эту книгу издали в 1994 году, а в сентябре 2006-го с Женей Котовым предложили родителям наших погибших земляков проект издания новой книги, но только в электронной версии, ориентированной в основном на юное поколение. Нынешнее поколение «большого пальца» - наша прекрасная молодежь с гаджетами, а не с книгами в руках, они видят мир через монитор. Мы быстро разработали концепцию и думали, что книга выйдет на диске, но вскоре поняли, что данные сведения о погибших ребятах требуют постоянного дополнения и обновления. Так и появился в 2007 году интернет-проект «Ярославцы в афганской войне», который постоянно обновляется.
Ни одна наша книга памяти не вышла бы в свет, если бы не мамы погибших солдат!
Спасибо вам большое за интервью. День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, призван способствовать укреплению патриотического сознания российских граждан.