Пост Эсфири описан в иудейском Танахе и в ветхозаветной канонической книге Библии «Эсфирь».
В традиции иудаизма этот пост (таанат Эстер) проводится ежегодно 13 адара (с разными изменениями по датам) по еврейскому календарю перед праздником Пурим, вспоминающим чудесное спасение евреев в Персии в 5 веке до нашей эры. В 2025 году пост Эсфири приходился на 13 марта нашего календаря, в 2026 году на 3 марта.
Но в этой статье не про традиции иудаизма, а про сам пост. Пост является методом (практикой) аскетическим, а не религиозным в своей первооснове. Та или иная религия или культура всего лишь заимствует этот аскетический метод, в тех или иных разновидностях, под свои цели.
Немного коснемся в этой статье истории Эсфири и остановимся на том полезном, что дает «пост Эсфири».
Чем удивительна книга Эсфири?
В том, что исторически нет подтверждения, что существовали главные ее герои: Аман, Мордехай и сама Эсфирь. Исторически известно, что, действительно, правителем Персии был Артаксеркс 1 (или по-еврейски Ахашверош).
Книгу «Эсфирь» скорее относят к литературному наследию, чем к историческому. Но это не умаляет ее красоты и смысла.
Смысл книги «Эсфирь» в Танахе, отличается от христианского библейского смысла ветхозаветной «Эсфири».
В Танахе смысл - спасение евреев и оправдание праздника Пурим. Во время поста Эсфири иудеи читают книгу «Эсфирь». В христианской Библии смысл другой – заступничество Бога.
Удивительно то, что хотя «Эсфирь» является священной канонической книгой, в ней почти ничего не говорится о Боге. Бог не появляется в ней. О Боге есть только сам пост Эсфири.
Удивительное в посту Эсфири.
Иудеи празднуют пост Эсфири. Этот пост является общественным, но не таким строгим и обязательным как 4 главные поста иудаизма. Те посты – посты скорби, так как в них происходит воспоминание трагических событий еврейского народа. А пост Эсфири посвящен радостному события: не трагедии, а спасению евреев.
О мировых постах в разных религиях, есть цикл статей на этом канале. Ссылка- на главной странице канала. Читайте, просвещайтесь, применяйте для себя, не забывайте про лайки. Смотрите мой ютуб канал. Ссылка в конце статьи.
Итак, этот пост, как он проводится сейчас в еврейской традиции, является радостным, а тот пост, что описан в книге «Эсфирь» был суровым и скорбным. Потому что тогда в Сузах (Шушане) все было неоднозначно, крайне рискованно, а сейчас это уже часть положительной истории Израиля.
Об этом скажем ниже.
В христианстве пост Эсфири не проводится. Христиане просто читают книгу Эсфирь, как ветхозаветную книгу, и пытаются найти в ней пересечение с христианскими ценностями.
Зачем нужен был тот пост в Сузах. Почему он назван постом Эсфири?
Царедворец Аман был правой рукой царя Ахашвероша (Артаксеркса). Ему не угодил привратник- еврей Мордехай. Тот не стал кланятся ему, сказав, что по традиции праотцев он поклоняется только Господу (такую же линию мы встречаем в поведении Иосифа в книге Бытия, который не кланялся идолам и власть имущим, но только Богу). Назовем такое поведение – религиозной самоидентичностью, мужеством и достоинством.
Аман оскорбился таким непочтением к себе лично, как представителю власти Персии, а заодно, в лице Мордехая, взъелся на весь еврейский народ находящийся не только в Сузах, но и в Персии.
Аман заручился поддержкой царя Артаксеркса и получил от того указ об истреблении всех евреев Персии. Аман также приготовил виселицу для Мордехая, чтобы прилюдно вздернуть его на веревке в Сузах, тогдашней столице Персии.
Что делать в такой ситуации евреям? Думать и находить решение сообща, как спастись.
Мордехай и Эсфирь находят смелое решение. Еврейская интуиция и сообразительность – спасительные качества ума и личности.
Эсфирь была женой царя Артаксеркса. Именно он, выбрав ее женой, назвал «Эсфирь», что означает по – персидски «Утренняя звезда». Ее еврейское имя было Гадасса. Она была двоюродной сестрой и воспитанницей Мордехая, ветерана Вавилонского плена.
И вот тут встает вопрос: если решение было найдено, оно есть – зачем нужен пост?
В 4 главе книге мы находим, в словах Эсфири, ответ :
«Идите, соберите всех иудеев, находящихся в Сузах. И поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня ни днем, ни ночью. И я со служанками своими тоже буду также поститься. И потом пойду к царю, хотя это против закона. И если погибнуть – погибну».
Вы понимаете силу и намерения этого поста?! Какая в нем сила?! Пан или пропал.
Риск Эсфири был огромен. Ей не дозволялось приходить в покои царя (пусть и мужа) по этикету и без его повеления. У Эсфири был негативный пример перед глазами. Предыдущую жену Астинь, которая ослушалась его, Артаксеркс изгнал из царства. А здесь – и убить может. Ведь она должна была не просто нарушить этикет и прийти к царю против его воли, но и еще деликатно раскрыть ему глаза на злодеяния Амана и добиться отмены царского указа.
Если бы Эсфирь погибла, то из нее, возможно, сделали бы памятник христианской культуры, в которой мученики и погибшие первыми становятся святыми. Но в иудейской культуре герой не тот, кто погибает, а тот, кто не погибает, остается жить, и побеждает.
Эсфирь не погибла. Она спасла евреев, своих соплеменников. Царь издал другой указ, защищающий евреев. А на виселице, приготовленной для Мордехая Аманом, был повешен сам Аман. Все как по древнему закону: не делай другому того, что не хочешь себе.
В чем же ценность поста Эсфири?
Не будем углубляться в литературное наследие истории про Эсфирь. Хотя это очень интересная книга. Вернемся к главной нашей теме – посту Эсфири.
В чем же ценность ее поста? Итак, евреи нашли решение, пусть и рискованное, но нашли. Хвала их интуиции и сообразительности в данном случае.
Эсфирь боялась его исполнить? Нет. Она была готова умереть, если Артаксеркс посчитает, что она нарушила этикет, просит невозможного и подлежит наказанию. Эсфирь не боялась.
Она пошла на пост, и других пригласила в него, не потому что боялась или не имела решения.
Здесь другое: все в руках Божьих. Пост, в данном случае (Эсфири) это:
- выражение скорби
- смирение перед Богом
Смирение, это не когда ты говоришь: Бог сделай так, чтобы мне было хорошо. Смирение это когда ты говоришь: пусть будет по Воле Твоей. Я готов ее принять. Умереть? Умру. Не умереть? Не умру.
Пан или пропал в Твоей Святой Руке.
Заключение или что взять на вооружение?
Такие трудные ситуации – пан или пропал – возникают в жизни.
Они чаще зависят не от нас (не мы их создаем), а даны нам нечестивыми играми других. Но они - данность нашего бытия, факт.
Находить решения в таких ситуациях помогают наша догадливость, сообразительность, интуиция.
Но это человеческое. А оно предвзято и ограничено. Нужно большее, Высшее.
Пост и смирение перед Богом в таких ситуациях, как показывает пример поста Эсфири, помогают существенно, крупно.
Такой пост всегда внеплановый, он событийный. На своем ютуб канале (ссылка приведена ниже) я рассказываю о таких постах. Когда они необходимы и как их проводить. Смотрите там.
Эсфирь, Мордехай и другие евреи Сузы постились тогда сухим постом три дня и три ночи. Такой пост является самым суровым и строгим из всех известных в постничестве, как аскетической практике. Когда скорбь и предвидение плохого только такой пост и бывает.
Сегодняшний пост Эсфири, которые проводят иудеи в дань памяти тех событий, проще: он от рассвета до заката, 1 день перед праздником Пурим. Есть много категорий людей, освобожденных от этого поста.
А тот, описанный в книге, проводился перед лицом возможной большой народной трагедии. Ради спасения, которое в той ситуации казалось неочевидным.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Делитесь с друзьями.
мой канал на тему постов - голоданий, где очень много интересного