Найти в Дзене
AiGolova

ИИ заговорил голосами вымерших животных по их костям

Как звучали динозавры? Какие песни пели вымершие птицы? Впервые в истории науки появилась возможность услышать голоса существ, исчезнувших миллионы лет назад. Нейросети научились реконструировать звуки вымерших животных, анализируя окаменелые останки их голосового аппарата и сравнивая их с современными аналогами. Технология возвращает к жизни акустический ландшафт древней Земли. Реконструкция звуков основана на биоакустике — изучении связи между анатомией и производимыми звуками. Искусственный интеллект анализирует трехмерные сканы окаменелостей, выявляя структуры, отвечавшие за вокализацию: гортань, резонаторные полости, воздушные мешки. «Мы не можем воспроизвести голос с абсолютной точностью, но нейросеть позволяет определить диапазон частот, тембр и характерные особенности вокализации с высокой степенью вероятности», — объясняет доктор Юлия Веселова, палеоакустик из Института эволюционной биологии. Первые успешные реконструкции уже представлены научному сообществу. Команда из Техасс
Оглавление
ИИ заговорил голосами вымерших животных по их костям
ИИ заговорил голосами вымерших животных по их костям

Как звучали динозавры? Какие песни пели вымершие птицы? Впервые в истории науки появилась возможность услышать голоса существ, исчезнувших миллионы лет назад. Нейросети научились реконструировать звуки вымерших животных, анализируя окаменелые останки их голосового аппарата и сравнивая их с современными аналогами. Технология возвращает к жизни акустический ландшафт древней Земли.

Реконструкция звуков основана на биоакустике — изучении связи между анатомией и производимыми звуками. Искусственный интеллект анализирует трехмерные сканы окаменелостей, выявляя структуры, отвечавшие за вокализацию: гортань, резонаторные полости, воздушные мешки.

Методология звуковой реконструкции

  • Создание детальных 3D-моделей голосового аппарата по останкам
  • Анализ акустических свойств реконструированных структур
  • Сравнение с голосовыми органами современных животных
  • Компьютерное моделирование прохождения воздуха через древние структуры
  • Корректировка результатов с учетом размера тела и образа жизни

«Мы не можем воспроизвести голос с абсолютной точностью, но нейросеть позволяет определить диапазон частот, тембр и характерные особенности вокализации с высокой степенью вероятности», — объясняет доктор Юлия Веселова, палеоакустик из Института эволюционной биологии.

Голоса, вернувшиеся из небытия

Первые успешные реконструкции уже представлены научному сообществу. Команда из Техасского университета воссоздала звуки паразауролофа — утконосого динозавра с характерным гребнем на голове, который служил резонатором.

Прорывные открытия

  • Паразауролоф издавал низкочастотные трубные звуки, слышные на расстоянии нескольких километров
  • Археоптерикс, переходная форма между динозаврами и птицами, скорее каркал, чем пел
  • Мамонты общались инфразвуком на частотах ниже порога человеческого слуха
  • Саблезубые тигры производили рык, отличающийся от современных кошачьих

Особенно интересны результаты по вымершим птицам. Исследователи воссоздали песню моа — нелетающей птицы из Новой Зеландии. Оказалось, что её голос напоминал низкое гудение, совершенно не похожее на трели современных птиц.

Технология анализа и синтеза
Технология анализа и синтеза

Технология анализа и синтеза

Нейросеть проходит обучение на тысячах образцов звуков современных животных, коррелируя их с анатомическими особенностями. Система строит математические модели, связывающие форму голосового аппарата с производимыми звуками.

Этапы создания звука

Процесс реконструкции голоса вымершего существа включает несколько стадий:

  • Сканирование окаменелостей с точностью до микрометра
  • Идентификация структур, связанных с вокализацией
  • Построение биомеханической модели работы голосового аппарата
  • Компьютерное моделирование акустики с учетом физиологии
  • Синтез звука и проверка на соответствие биологическим законам

«Самое сложное — учесть мягкие ткани, которые не сохраняются в окаменелостях. Нейросеть экстраполирует их наличие, опираясь на данные о современных животных и эволюционных связях», — комментирует профессор Михаил Громов, специалист по биоинформатике.

Технология позволяет не только воссоздавать отдельные голоса, но и моделировать целые звуковые ландшафты древности. Ученые создали акустическую реконструкцию мелового леса 75 миллионов лет назад — с рёвом тираннозавров, щебетом древних птиц и шелестом гигантских папоротников.

Применение в образовании и культуре

Воссозданные звуки используются в документальных фильмах, музейных экспозициях и образовательных программах. Музей естественной истории в Лондоне запустил интерактивную выставку, где посетители слышат голоса вымерших животных в контексте их естественной среды обитания.

Композиторы начали использовать реконструированные звуки в музыкальных произведениях. Российский композитор Андрей Климов создал симфонию, где партии инструментов дополняются голосами вымерших существ, создавая мост между современностью и далеким прошлым.

Границы возможного

Точность реконструкций зависит от сохранности останков. Чем полнее скелет и чем больше известно о родственных видах, тем достовернее результат. Для некоторых вымерших животных удается воссоздать звуки с точностью до 80-90%.

Следующая цель исследователей — воссоздание коммуникационных паттернов вымерших существ. Нейросети начинают анализировать, как животные могли использовать звуки для общения, привлечения партнеров или предупреждения об опасности. Это откроет новую главу в понимании поведения и социальной жизни исчезнувших видов.