🖼 Стоит ли вести дошкольника в художественный музей? Знакомим малышей с искусством и культурой поведения в музее.
✨ Где ребенок может познакомиться с искусством?
✨ Как сделать посещение музея интересным малышу?
✨ С какими сложностями мы можем столкнуться?
Далеко не у каждого взрослого человека есть подлинный интерес к изобразительному искусству и желание именно в музее провести свой выходной день. Да, на выставки стоят очереди. Но мотивы посещения музея у каждого свои. Кто-то хочет быть в курсе городских событий и уметь поддержать разговор о культуре, кто-то поддался ажиотажу и преисполнен любопытства, а для кого-то музей – это потребность и привычный образ жизни. В любом случае современный человек ощущает, что для развития кругозора азы понимания культурного наследия – необходимость. Некоторым людям при этом вполне достаточно репродукции произведения искусства в школьном учебнике или поста в интернете, чтобы ознакомиться и составить представление. Но даже те взрослые, которые годами не чувствовали потребности пойти в музей и посмотреть на картины «живьем», начинают задумываться о посещении, когда у них подрастают дети. Исполнение «культурной программы» для многих – это синоним качественно выполненного родительского долга. Давайте поговорим, когда, как и зачем вести ребенка в музей, где нельзя потрогать и побегать, нужно только «смотреть глазками» и соблюдать тишину, чтобы не мешать другим посетителям. Согласитесь, эти задачи сами по себе сложны для ребенка, ведь его саморегуляция пока недостаточно развита.
❗ Итак, зачем же музей малышу? Дети любят рисовать и часто слышат о том, что на свете есть художники. Это не все люди, которые рисуют, а те, кто умеет это делать и способен создавать картины. Но как показать картину, если во времена интернета и искусственного интеллекта практически любое изображение можно имитировать в разнообразных стилях? Продемонстрировать произведение человеческих рук получится только в реальности, в специальном доме с торжественными и светлыми залам, называемым музеем. Если родители живут там, где нет художественного музея, познакомить ребенка с изобразительным искусством можно и на выставке детских рисунков, развешанных на стенах. Главное – атмосфера и наличие экспонатов для осмотра.
📌 Для чего ребенку картины?
✅ Интерес к сюжетам. Озвучьте малышу название картины в музее. Нам это может показаться само собой разумеющейся мелочью, но здесь ребенок сталкивается с важной вещью – раскрытием темы. Вряд ли портрет человека будет называться «Озеро на закате». Умение раскрыть тему в рисунке, собственном высказывании, ответе на вопрос или в будущем школьном сочинении – огромный труд и искусство. Такой навык требует опыта. Поговорить о сюжете картины, исходя из ее названия – настоящее развивающее занятие. Где-то нужны ваши пояснения, где-то уместен вопрос: «Как ты думаешь, почему картину назвали именно так?» Ваш диалог должен быть естественным. Это не экзамен на сообразительность малыша, это особое сотворчество ребенка и художника, ведь автор пишет картину для зрителя.
✅ Понимание смены времен. Расскажите о том, когда жил художник. Приметы времени часто отражены в костюмах героев картины или ее сюжете. Заразите малыша удивлением, что раньше люди одевались так, а здания имели такую форму. Пусть малыш воспримет это как сказочное чудо. Так вы пробудите в ребенке интерес к истории и людям. А бывает, что пейзаж, написанный 100 лет назад, напоминает вам и ребенку лес, куда вы ходите за грибами. Это тоже очень интересное наблюдение, которое стоит обсудить с крохой.
✅ Мастерство автора. Обсудите с малышом тот факт, что не каждый рисунок вставляют в раму и выставляют на обозрение публики. Определенная критичность мышления и свое собственное «нравится-не нравится» - ключевой момент самосознания человека в любом возрасте. После знакомства с признанными картинами у ребенка появится критерии оценки и для собственных достижений. Это важный мотивационный рычаг саморазвития. Даже рисунки на стенах Изостудии местного дома детского творчества кем-то были отобраны для вернисажа, а значит, получили признание своих первых зрителей.
✅ Атмосфера галереи. Посещение выставки является важным социализирующим опытом. В музее мы говорим тихо, чтобы не мешать другим посетителям, не бегаем, чтобы не задеть экспонаты и не испортить их. Обязательно объясняйте смысл всех этих правил, чтобы в дальнейшем ребенок естественно чувствовал себя в музее, не испытывая скованности. Так малыш поймет, что правила в этом месте – это уважение к другим, а не пустые церемонии.
✅ Формирование привычек. Нередко родители подростков удивляются, что их дети не хотят ходить на экскурсии с классом или делают кислое лицо, когда сами родители ведут их в музей при посещении других городов. Стоит задуматься, а есть ли у ребенка привычка такого времяпрепровождения? Показывали ли родители пример любознательности, знакомили ли сами с искусством, пока малышу было интересно буквально все на свете? Лень родителей или откладывание посещения музея до школьного возраста лишают ребенка важного шанса на эстетическое развитие, широкий кругозор, другой культурный уровень и круг общения.
Все это звучит вдохновляюще, но часто в реальности родители сталкиваются со сложностями. Дадим слово переполненным эмоциями мамам, которые отправились в музей с детьми, но вместо торжества прекрасного и одухотворенности испытали разочарование, напряжение, а порой и стыд за поведение малыша.
📣 Анна, мама четырехлетних Саши и Степы, рассказала: «Отправилась с мальчиками в нашу Картинную галерею просто для первого знакомства с искусством. Не было цели бродить там часами. Сразу решила, что уйду, когда дети устанут, чтобы остались положительные ассоциации, а не ощущение скуки и затянутости. Но интереса как будто не было сразу. Какие там картины?! Степка - подвижный и неусидчивый, большой зал его вдохновил только на побегать. Старушка на стульчике сразу проснулась и стала шикать на нас. Мы просто почти пробежали по основным залам и двинулись к выходу. Обидно, ведь Саша озирался по сторонам во время нашего пробега. Теперь думаю, что надо было мне пойти не одной, а с мужем или моей мамой. Мы могли бы разделиться, взяв по ребенку, и строить маршрут индивидуально. Кстати, Степе не все картины были неинтересны. Он притормаживал у конных портретов военных и скульптур в фойе. Нужно подстраиваться под ребенка, это я поняла. Чуть-чуть подрастем и попробуем снова».
📣 Полина, мама пятилетней Евы, поведала свою историю: «Мы с Евой пошли на выставку за компанию с родственниками. Опыта своего у нас почти не было. Ева вела себя хорошо, но ей было откровенно скучно. Она все время тянула меня к банкеткам посидеть и просила попить, а в залах смотрители не разрешали доставать бутылки с водой. Я пробовала пояснять, что на картине, но и сама не везде понимала, поскольку было много библейских сюжетов, а я тут сама не спец. Сразу ощутила, что не подготовилась и могу просто прочитать название картины ребенку, а объяснить не выходит. Вот возле сюжетов общеизвестных мне было что сказать Еве, и она слушала. В остальных случаях тянула к выходу из зала. В гардеробе я спросила Еву, как ей музей. Она ответила, что не хочет опять идти сюда. Но моя родственница, с которой мы ходили, купила в сувенирном киоске пазлы с одной их картин выставки своему сыну и Еве. Этот пазл Ева с удовольствием дома собирает и гордо говорит название картины и художника. В общем, интерактив нужен моему ребенку, я это поняла».
📍 Итак, подведем итоги и постараемся проанализировать причины негативного опыта посещений:
✔ Невозможность понять: Малыши часто не могут понять смысл произведений искусства, что вызывает у них скуку и раздражение.
✔ Физическая усталость: Долгие прогулки по музею могут утомить ребенка, особенно если он не привык к длительному пребыванию на ногах.
✔ Отсутствие интереса: Некоторые дети просто не заинтересованы в искусстве и предпочитают другие виды досуга.
✔ Недостаточный контакт со взрослым: Родитель не улавливает конкретного интереса ребенка и не может его своевременно поддержать, не выстраивает диалог и не отвечает на простые вопросы.
✔Скованность: Ребенок не получает объяснений, почему в музее стоит вести себя тихо, поэтому воспринимает музей как ограничение и подавление своей свободной воли.
🙌 Как сделать посещение музея приятным для ребенка?
👉 Выберите подходящее время: Посещайте музей в утренние часы, когда ребенок полон энергии и интереса.
👉 Ограничьте время посещения: Не пытайтесь охватить весь музей за один раз. Ограничьте посещение 30-40 минутами.
👉 Взаимодействуйте с ребенком: Обсуждайте с малышом картины, задавайте вопросы и поощряйте его любопытство.
👉 Сделайте посещение интерактивным: Воспользуйтесь аудиогидом или приложением, чтобы сделать посещение музея интересным и увлекательным.
Не бойтесь пробовать и работать над ошибками, если вдруг они возникли. Любая привычка требует времени и усилий, в том числе и культурная. Если вы ориентируетесь на восприятие ребенка и постепенность в знакомстве с культурой, ваши усилия не пройдут даром. У малыша сформируется насмотренность, эстетические предпочтения, знания о композиции и пространстве на картине, понимание основных жанров и свои вкусы. Умение воспринимать и понимать искусство – великий дар и ресурс, способный вдохновлять, воспитывать и менять наше настроение. Попробуйте по-новому взглянуть на искусство вместе со своим ребенком. Ну а если он захочет после музея создать свою картину, поддержите этот порыв и помогите реализовать. Множество идей для совместного творчества вы найдете на марафоне «Кроха-креативщик».