Эмиль Антуан Бурдель (1861-1929) запечатлел в монументальной скульптуре образы людей с сильным характером и напряжёнными чувствами. В своём творчестве стремился к монументальности и синтезу искусств, возрождал искусство рельефа, ориентируясь на античную классику и архаику.
Скульптура "Геракл, стреляющий из лука" - воплощение мощной энергии и целеустремлённости.
Образы древнегреческой пластики вдохновили Бурделя на создание таких произведений, как «Пенелопа» (1909-1912), «Сапфо» (1924-1925).
Также создал серию портретов творческих людей: О.Роден (1910), Г. Эйфеля (1908), Л.Бетховен (1891) и др.
Теоретик искусства В. Г. Власов, подытожил воспоминания, высказывания самого Бурделя и отзывы в письмах современников и обобщил главные особенности творческого метода скульптора:
«Как и его ровесник, скульптор Аристид Майоль, Бурдель не мог удовлетвориться роденовским салонным натурализмом. Его собственный стиль резок и груб, он был „ремесленником“ в скульптуре.
„Я леплю на местном наречии“, говорил Бурдель, имея ввиду своё происхождение. Бурделя интересовали проблемы монументальности и связи скульптуры с архитектурой, но не в роденовском понимании. Он любил говорить, что Роден стремится уподобить скульптуру „самой жизни“, а он „хочет сделать её архитектурой“, и главное для него „не быть рабом природы“.
Бурдель работал над рельефами, памятниками, стилизовал их под греческую архаику и устанавливал на открытом воздухе. Приёмы утрирования, форсирования объёмов позволяли ему уйти от натурализма. Идею смысла формы, заложенного в ней самой, он заимствовал у Сезанна, но наполнил её своим темпераментом. Бурдель стремился усилить пластику во всех возможных направлениях и, тем самым, добиться равновесия скульптуры…
„Дайте линиям подлинную свободу… Пусть пламень героев и богов осенит вас и ваши творения“, — восклицал скульптор… Произведениям Бурделя свойственна пластика, мощно вторгающаяся в окружающее пространство и подчиняющая его до такой степени, что кажется, будто воздух вокруг статуи обладает не менее значительной формой, чем сам объём»
Из источника: Власов В. Г. Бурдель, Эмиль Антуан // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна, 1996. — Т. 2. — Словарь имён. — С. 152—154
Рисунки Эмиля Бурделя
Факты из жизни Эмиля Антуана Бурделя:
- В Париже, в доме, где работал Бурдель, открыт музей его имени.
- Бурдель - автор книг «Скульптура Родена», «Материя и дух в искусстве» и других.
- В 1912—1914 годах в парижской академии Гранд-Шомьер у Бурделя училась выдающийся русский скульптор В. И. Мухина.
Если статья оказалась интересной и полезной - ставьте лайк!
Комментируйте - напишите слова поддержки каналу! 📝
Сообщество "Фонтан искусства" ВКонтакте
Читайте также: