Найти в Дзене
Фонтан искусства

Эмиль Антуан Бурдель: реалистический скульптор Франции XX века

Эмиль Антуан Бурдель (1861-1929) запечатлел в монументальной скульптуре образы людей с сильным характером и напряжёнными чувствами. В своём творчестве стремился к монументальности и синтезу искусств, возрождал искусство рельефа, ориентируясь на античную классику и архаику. Скульптура "Геракл, стреляющий из лука" - воплощение мощной энергии и целеустремлённости. Образы древнегреческой пластики вдохновили Бурделя на создание таких произведений, как «Пенелопа» (1909-1912), «Сапфо» (1924-1925). Также создал серию портретов творческих людей: О.Роден (1910), Г. Эйфеля (1908), Л.Бетховен (1891) и др. Теоретик искусства В. Г. Власов, подытожил воспоминания, высказывания самого Бурделя и отзывы в письмах современников и обобщил главные особенности творческого метода скульптора: «Как и его ровесник, скульптор Аристид Майоль, Бурдель не мог удовлетвориться роденовским салонным натурализмом. Его собственный стиль резок и груб, он был „ремесленником“ в скульптуре. „Я леплю на местном наречии“, го
Эмиль-Антуан Бурдель. Фотография 1925 г.
Эмиль-Антуан Бурдель. Фотография 1925 г.

Эмиль Антуан Бурдель (1861-1929) запечатлел в монументальной скульптуре образы людей с сильным характером и напряжёнными чувствами. В своём творчестве стремился к монументальности и синтезу искусств, возрождал искусство рельефа, ориентируясь на античную классику и архаику.

Скульптура "Геракл, стреляющий из лука" - воплощение мощной энергии и целеустремлённости.

Геракл, стреляющий из лука. 1909. Гипс, бронзирование. Музей Энгра-Бурделя, Монтобан
Геракл, стреляющий из лука. 1909. Гипс, бронзирование. Музей Энгра-Бурделя, Монтобан

Образы древнегреческой пластики вдохновили Бурделя на создание таких произведений, как «Пенелопа» (1909-1912), «Сапфо» (1924-1925).

Также создал серию портретов творческих людей: О.Роден (1910), Г. Эйфеля (1908), Л.Бетховен (1891) и др.

Теоретик искусства В. Г. Власов, подытожил воспоминания, высказывания самого Бурделя и отзывы в письмах современников и обобщил главные особенности творческого метода скульптора:

«Как и его ровесник, скульптор Аристид Майоль, Бурдель не мог удовлетвориться роденовским салонным натурализмом. Его собственный стиль резок и груб, он был „ремесленником“ в скульптуре.
„Я леплю на местном наречии“, говорил Бурдель, имея ввиду своё происхождение. Бурделя интересовали проблемы монументальности и связи скульптуры с архитектурой, но не в роденовском понимании. Он любил говорить, что Роден стремится уподобить скульптуру „самой жизни“, а он „хочет сделать её архитектурой“, и главное для него „не быть рабом природы“.
Бурдель работал над рельефами, памятниками, стилизовал их под греческую архаику и устанавливал на открытом воздухе. Приёмы утрирования, форсирования объёмов позволяли ему уйти от натурализма. Идею смысла формы, заложенного в ней самой, он заимствовал у Сезанна, но наполнил её своим темпераментом. Бурдель стремился усилить пластику во всех возможных направлениях и, тем самым, добиться равновесия скульптуры…
„Дайте линиям подлинную свободу… Пусть пламень героев и богов осенит вас и ваши творения“, — восклицал скульптор… Произведениям Бурделя свойственна пластика, мощно вторгающаяся в окружающее пространство и подчиняющая его до такой степени, что кажется, будто воздух вокруг статуи обладает не менее значительной формой, чем сам объём»

Из источника: Власов В. Г. Бурдель, Эмиль Антуан // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна, 1996. — Т. 2. — Словарь имён. — С. 152—154

Рисунки Эмиля Бурделя

Факты из жизни Эмиля Антуана Бурделя:

  • В Париже, в доме, где работал Бурдель, открыт музей его имени.
  • Бурдель - автор книг «Скульптура Родена», «Материя и дух в искусстве» и других.
  • В 1912—1914 годах в парижской академии Гранд-Шомьер у Бурделя училась выдающийся русский скульптор В. И. Мухина.

Если статья оказалась интересной и полезной - ставьте лайк!

Комментируйте - напишите слова поддержки каналу! 📝

Сообщество "Фонтан искусства" ВКонтакте

Читайте также:

Жан Антуан Гудон - выдающийся французский скульптор академического направления периода неоклассицизма XVIII века. Окончил Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже. Был удостоен Римской премии Французской академии. Профессор класса скульптуры Академии живописи и скульптуры в Париже. Преподавал скульптуру в Школе изящных искусств в Париже. Получил звание кавалера ордена Почётного…
Фонтан искусства10 ноября
Скульптурные произведения мастеров Германии XIX века МРАМОРНАЯ СТАТУЯ "Диана, отдыхающая после охоты" Скульптор Эмиль Вольф \ Emil Wolf (1802-1879) Заказчик: Николай I для Нового Эрмитажа. В декабре 1845 года Николай I посетил римскую мастерскую Э.Вольфа и заказал в мраморе статую "Отдыхающая Диана" за 1100 скуди. Скульптура была благополучно доставлена в Россию в 1847 году на неаполитанском…
Фонтан искусства28 октября