Интервью 2012 года
Когда вы перед выборами опубликовали песню «Гороскоп» с упоминанием Путина, вы ожидали, что она вызовет такой резонанс, и начнутся споры о вашей политической ангажированности?
В принципе, я подозревал, что люди воспримут песню в политическом контексте, но не думал, что настолько. Я-то писал веселую песню на злобу дня.
То есть вы просто хотели, как обычно, пошутить, но не рассчитали, что политизированность общества резко повысилась?
Да, получилось, что песня вышла перед выборами, когда всё подобное воспринималось более чем остро. Ну что же, резонанс- это в любом случае хорошо.
Вас радует, что народ вспомнил про политику и пошел на митинги?
Нормально, что люди выходят, что-то требуют и против чего-то протестует. Меня огорчает, что они чересчур сфокусированы на плохом. Идея, что у нас всё плохо или по крайней мере хуже, чем везде, очень популярна в обществе. Получается, только в России воруют и люди плохо живут. У меня как человека, часто путешествующего по другим странам, встает вопрос: почему у нас такая психология? Немного раздражает, что люди не видят хорошего. Столько дорогих машин, как у нас в России, нигде в мире увидеть нельзя. Везде живут более чем скромно, в более жестких условиях. При этом, куда ни приедешь, все побережья курортных зон скуплены русскими. Это не мешает нам постоянно жаловаться и быть недовольными. Мне неприятна такая психология. Но к борьбе против конкретных проблем и явлений я отношусь положительно.
Вы бы стали агитировать за каких-то политиков, если бы поступили такие предложения?
Я вообще стараюсь в политике не участвовать и ни за каких кандидатов не агитировать. У меня много других дел – поинтереснее, чем политика.
А голосовать на президентских выборах ходили?
Нет, я не ходил, признаюсь честно. Вот такой я антисоциальный гражданин, совершенно безответственный. Провел день выборов на даче, где было много всяких дел, связанных со строительством. Да и вообще я, по-моему, только один раз в жизни ходил голосовать – еще в юности, когда мы выбирали, кажется, первого президента. А потом было просто жалко время на это тратить.
У группы Uma2rmah больше корпоративных концертов или кассовых?
В основном корпоративы, открытые концерты бывают крайне редко. Иногда мы устраиваем специальные выступления для друзей и самых горячих поклонников.
О вас иногда говорят, как о примере того, что шоу-бизнес делает с талантливыми людьми: ребята из провинции пробились с хорошими песнями, после чего просто поплыли по течению, выжимая соки из старой «фишки» и не стараясь сочинять ничего нового. Что вы думаете о таком мнении?
Вы знаете, я не буду его опровергать. У меня в последние два года все чаще возникает мысль вообще завязать с шоу-бизнесом, потому что это действительно превратилось в рутинную историю. Я стал активно заниматься параллельным бизнесом. Музыка меня все меньше интересует. Конечно, если мне захочется сочинить песню, я ее напишу. Но меня немного расстраивает, что люди и не очень посвящены в наше нынешнее творчество: они знают «Девушку Прасковью», «Ночной дозор» и еще несколько песен, а куча другой нашей музыки прошла мимо. И даже не хочется писать, когда не чувствуешь, что это кому-то нужно: в массе своей публика не услышит и не узнает, что ты написал. Мне кажется, у нас довольно узкий круг поклонников. Если что-то буду писать, то конкретно для них. А как бизнес я шоу-бизнес вообще не хочу рассматривать, потому что он мне просто надоел.
Но у вас большая семья, ее же надо кормить.
Поэтому я рассматриваю и параллельные бизнесы. Во-первых, мы сейчас продюсируем музыкальный коллектив «Досвидос». Очень талантливые ребята, захотелось им помочь, тем более что в какой-то степени шоу-бизнес нам знаком. Скоро у них будет презентация клипа. Кроме того, у меня есть несколько бизнес-идей, которые я сейчас развиваю. Мне это сейчас более интересно, чем музыкальная рутина. У меня есть ресторан и компания «Автопраздник»: мы устраиваем гонки на радиоуправляемых машинах – это очень востребовано на корпоративах и увеселительных мероприятиях. Мы привозим трассы, придумываем всякие истории, чтобы люди могли отдыхать. Есть еще пара идей, которые пока в разработке, поэтому говорить о них рано.
Скоро выходит фильм «Свидание вслепую», где вы сыграли главную роль.
Мне было очень интересно сниматься и вообще нравится заниматься чем-то, связанным с кино. Я снимался в нескольких фильмах, но главная роль у меня впервые. Надеюсь, когда-нибудь еще пригласят. Я хотел бы учиться и как-то развиваться в этой области. Но новых предложений пока нет. А в прокат фильм «Свидание вслепую» должен выйти в апреле.
Вы любите путешествовать. Где побывали в последнее время?
Я недавно приехал из Вьетнама и Гонконга. В принципе я стараюсь не ездить два раза в одно и то же место. Земля большая, хочется посмотреть много интересных мест, поэтому предпочитаю выбирать всякий раз незнакомые маршруты. Вьетнам опять-таки интересно сравнить с Россией, где все плачут, что у них всё плохо. Во Вьетнаме налог на машины 200% от цены. У нас 41%, а у них 200 при средней зарплате в 150 долларов. Поэтому они все ездят на мопедах, это самое доступное средство передвижения. Они на мопедах возят грудных детей, мешки с картошкой – это очень колоритно выглядит, когда дети спокойно спят на руле. Очень интересно организовано движение – со стороны это похоже на нерегулируемый хаос. Мне как мотоциклисту очень понравилось такое количество двухколесного транспорта. Интересная страна. Главное, несмотря на имеющиеся сложности, они не жалуются на правительство. Радуются жизни и рассказывают, что так отстали, потому что была война, но они работают, чтобы все исправить. В России я никогда не слышал, чтобы кто-то призывал к напряженной работе, чтобы избавиться, например, от наследия коммунизма.
Вы допускаете, что в подобных поездках вам встретится место, где захочется остаться и встретить старость?
Допускаю, но пока что я такого места не нашел.
Уже планируете следующую поездку?
В мае собираемся с друзьями полететь на Кубу. Там я тоже пока не был.
Сложно ли работать в одной группе со старшим братом, при том что лидер в коллективе вы, а не он?
Да нет, у нас всё очень гармонично, каждый отвечает за свой, скажем так, фронт работ. Мы об этом договорились «на берегу», в самом начале, что будет именно так, поэтому трений и конфликтов у нас с Сергеем не возникает. У него есть свой сольный проект, студия, музыканты, он дает концерты, так что проблем с самореализацией нет. Судя по тому, что он постоянно пропадает в этой студии, ему музыка по-прежнему интересна.
Судя по песне «Оля из сети», вы не чужды общению в социальных сетях. Почему из интернета на настоящие сцены выходит куда меньше талантов, чем можно было ожидать по оптимистичным прогнозам?
Пробиваются в основном люди, которые делают что-то смешное. Им уже не нужны продюсерские истории, а у нас, когда мы начинали, других путей не было. Сейчас появились Петька Налич, Вася Обломов - очень саркастичные пишет вещи, как я люблю. Думаю, что это только начало. Следующее поколение благодаря интернету будет совершенно другим. Это немного пугает, но ничего не поделаешь. Мне-то самому неинтересно искать новую музыку в интернете, а нынешние тинейджеры, возможно, других способов себе и не представляют.
Если вас не очень интересует музыка, как же вы нашли своих подопечных «Досвидос»?
А это Сергей нашел. Он начал с ними работать, а до меня дошел уже готовый продукт, который они записали. Мне очень понравилась группа. Это удивительно, потому что мне практически ничего из современного не нравится, так что это показатель. Поэтому я с удовольствием стал помогать ребятам. Видимо, и дуэтом с ними споем.
А работа со своей группой у вас переходит в категорию хобби?
Я бы очень хотел, чтобы это перешло в категорию хобби. Идеальный вариант для меня – писать песни и давать концерты, только когда хочется. Может, раз в два месяца. Но пока такой график я не могу себе позволить с материальной точки зрения. К тому же много людей кормит свои семьи благодаря группе «Уматурман». У меня есть ответственность перед своими музыкантами. Я их, конечно, предупреждал, чтобы они рассматривали другие варианты и потихоньку готовились к сворачиванию проекта, но пока работаем.
Что должно произойти, чтобы вы отказались от намерения закрыть проект? Бунт поклонников?
Ключевой момент – в том, что нужно жить в кайф. Когда не получаешь удовольствия от того, что ты делаешь, нужно как минимум взять паузу. Может, после отдыха опять захочется.
Вы перепробовали много профессий. В поисках удовольствия?
Нет, это скорее в поисках денег. Вряд ли люди приходят в поисках удовольствий в те места, где я работал. В морг, например. Для меня это был способ выжить, не более того.
Алексей Мажаев, "Новые известия", март 2012