Найти в Дзене

ПоЧитательно / Мадонна в меховом пальто / Али Сабахаттина

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3707516/pub_6506dc14b8050824eba3f06a_65086d8f4775ed41a29c9a14/scale_1200 «С любимыми не расставайтесь! Всей кровью прорастайте в них, — И каждый раз навек прощайтесь, Когда уходите на миг…» При просмотре некоторых турецких сериалов иногда упоминается произведение турецкого писателя Сабахаттина Али под названием «Мадонна в меховом манто», одного из самых известных в классической литературе Турции. Например, в сериале «Постучись в мою дверь», роман и вовсе цитируется главными героями. https://i20.haber7.net/resize/1300x788/haber/haber7/photos/2024/18/edebiyat_tutkunlarina_mujde_kurk_mantolu_madonna_dizi_oluyor_1714633456_5958.jpg Во многих романах турецких писателей и мыслителей 20 века сочетаются черты классической восточной литературы мусульманского мира и традиционных канонов европейской прозы. Эти книги хорошо определили облик современной Турции – страны, которая мечется между Востоком и Западом. Действие этого романа разворачивается в 1920-е
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3707516/pub_6506dc14b8050824eba3f06a_65086d8f4775ed41a29c9a14/scale_1200
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3707516/pub_6506dc14b8050824eba3f06a_65086d8f4775ed41a29c9a14/scale_1200

«С любимыми не расставайтесь! Всей кровью прорастайте в них, — И каждый раз навек прощайтесь, Когда уходите на миг…»

При просмотре некоторых турецких сериалов иногда упоминается произведение турецкого писателя Сабахаттина Али под названием «Мадонна в меховом манто», одного из самых известных в классической литературе Турции. Например, в сериале «Постучись в мою дверь», роман и вовсе цитируется главными героями.

https://i20.haber7.net/resize/1300x788/haber/haber7/photos/2024/18/edebiyat_tutkunlarina_mujde_kurk_mantolu_madonna_dizi_oluyor_1714633456_5958.jpg
https://i20.haber7.net/resize/1300x788/haber/haber7/photos/2024/18/edebiyat_tutkunlarina_mujde_kurk_mantolu_madonna_dizi_oluyor_1714633456_5958.jpg

Во многих романах турецких писателей и мыслителей 20 века сочетаются черты классической восточной литературы мусульманского мира и традиционных канонов европейской прозы. Эти книги хорошо определили облик современной Турции – страны, которая мечется между Востоком и Западом.

Действие этого романа разворачивается в 1920-е годы прошлого века в Берлине и Анкаре. Жизнь героя в Европе протекает на фоне хорошо изображенной Германии периода после поражения в Первой мировой войне.

В Берлин из Анкары приезжает молодой юноша Раиф-эфенди с целью обучиться искусству мыловарения. Там он знакомится с таинственной художницей, влюбляется без памяти сначала в ее портрет на художественной выставке, а потом и в саму девушку.

Юноша Раиф - интроверт. Он очень тихий и закомплексованный турецкий чиновник. Девушка Мария Пудер, яркая и свободная художница. Он очень застенчивый, одинокий, замкнутый, но с богатым воображением и внутренним миром. Она же непредсказуемая и слишком живая, но очень одинокая.

спойлер

Потом в книге будет отведено много внимания развитию отношений и чувств Раифа и Марии. Когда они оба понимают, что предназначены друг другу судьбой, их разлучает расставание. Он уезжает в Турцию, а она в Прагу. Проходит много лет, а он все также любит ее, совершенно не понимая, почему судьба развела их по разным городам и отдаётся тягостным духовным поискам и терзаниями.

Композиция романа представляет собой дневник воспоминаний героя, который случайно попал в руки его сослуживца и друга и был опубликован им после смерти.

Текст идёт «сплошняком», без какого-либо разделения и выстроен как поток сознания. Несмотря на бесконечные описания чувств и метаний, роман написан красивым и лёгким языком, поэтому читается быстро и с интересом.

Через личный дневник с ювелирной точностью открывается внутреннее состояние героя, его переживания и эмоции. Он наполнен любовными переживаниями и волшебным образом передает уникальность чувства, хотя бы единожды переживаемым каждым.

Этим ходом автор показывает нам главного героя Раифа с двух сторон: сначала глазами сослуживца и товарища, а потом его собственными. И как же различны эти стороны!

Две стороны одной монеты, между которыми рассеклось ребро цельности.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=7fb90e74d7f443ac111be6c5b9a61b68_sr-7947495-images-thumbs&n=13
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=7fb90e74d7f443ac111be6c5b9a61b68_sr-7947495-images-thumbs&n=13

О чём на самом деле эта книга - о любви, о зависимости или об одиночестве?

Книга о двух людях, несущих в себе глубокую пустоту. Сложно сказать о чём на самом деле роман - о любви, сокрушительной любви, инертности или, может быть, все-таки об одиночестве.

Одиночество, одиночество, одиночество... Оно такое емкое и в то же время такое пустое. Мы рождаемся одинокими и такими же умираем.

Сабаххатин Али показывает, как сложно двум одиноким людям по-настоящему встретиться и сохранить отношения, даже если между ними есть любовь. Раиф ищет смысл в Марии, а Мария - в себе. Их связь - это попытка заполнить пустоту, но она только делает её глубже. Любовь не всегда спасает - иногда она просто показывает, насколько мы одиноки.

Встреча с Марией становится для него духовным пробуждением: чувства, на которые он думал, что не способен, усиливаются в нём в одно мгновение. Мария - не просто женщина, а отражение внутреннего женского начала в его душе. На самом деле он любит не девушку как живого человека, а созданный им образ. Потеряв её, он теряет саму возможность чувствовать. В терминах Фрейда его любовь - выражение подавленных желаний, которые не находят выхода в реальной жизни. А если смотреть через идеи Фромма, то его любовь - не зрелое чувство, а скорее зависимость и попытка спастись. В характере Марии больше мужского, спонтанного и не прогибаемого, а он — чувствительный, ранимый и по-девичьи неуверенный. Он проходит путь от замкнутого, эгоистичного человека к любящему и заботливому. Однако, когда он теряет объект своей любви, его внутренний мир рушится и отчуждённость становится не выбором, а приговором. Любовь, которая должна была оживить, в итоге лишает героя смысла.

https://ir.ozone.ru/s3/multimedia-1-9/7420501593.jpg
https://ir.ozone.ru/s3/multimedia-1-9/7420501593.jpg

На своем пути Раиф жил только несколько месяцев, остальное время - существовал. Хотя, по-моему же мнению, все было в его руках.

Автор показывает нам, как важно договаривать до точки или восклицательного знака в отношениях. Чтобы не закрываться от жизни, не тащить груз сожалений, чтобы не жить только лишь прошлым.

Ведь нельзя отказываться от того, что есть, а то, что потерял необходимо вернуть, чтобы этого ни стоило.
Поведение главных героев периодически раздражает. Раиф практически не интересовался учёбой, не работал, самостоятельностью не обладал. Он какой-то безответственный и инфантильный. Мария - немка с еврейскими корнями, тоже какая-то сама себе на уме с абсолютно не последовательными действиями. Разные национальности, вероисповедание, взгляды на жизнь. Разное буквально все, но любовь не спрашивает к кому постучаться в сердце.

Но «Не суди, да не судим будешь.»…

Сила этого тревожного и болезненного романа-разговора о человеческих чувствах в том, что оно очень честно показывает, как характер человека, его страхи и неуверенность могут разрушить его же собственную жизнь.

Люди – такие хрупкие существа. Оглянитесь, не будьте безразличны, присмотритесь к окружающим, может именно сейчас кто-то нуждается в поддержке.

Замечательная, пронзительная история об одиночестве, об утраченной жизни, о потерянной любви... и о том, как один-единственный человек может заменить другому целый мир.

Цитаты

Самое важное – обрести счастье в этом мире, где двоим людям так сложно найти друг друга. Остальное – лишь детали.

Душу, спрятанную в страхе, он показал лишь раз – на страницах этой тетради, а затем вновь замкнулся в себе и молчал много лет.

За несколько недель, с того момента, как я увидел ее портрет, я пережил гораздо больше, чем за все годы моей жизни. Отныне каждый мой день, каждый мой час, даже время сна – все было заполнено до краев. Жизнь появилась не только в моем утомленном теле; жить начала и душа.

В это время я понял, почему для того, чтобы люди искали, находили и наблюдали за внутренним миром друг друга, разговоры вовсе не обязательны; и почему некоторым поэтам, любующимся красотами природы, бывает нужен человек, который просто молча идет рядом...

«Большинство людей с самого рождения и до конца дней своих даже не подозревают о богатстве и глубине своего внутреннего мира…»

Душа самого простого, самого убогого человечишки, пусть даже он непроходимый глупец, способна вызвать изумление своей противоречивостью. Но мы почему-то не хотим этого понять и с необыкновенной легкостью судим о людях.

https://knife.media/wp-content/uploads/2025/10/photo_1_2025-10-13_15-21-45.jpg
https://knife.media/wp-content/uploads/2025/10/photo_1_2025-10-13_15-21-45.jpg

"Людям свойственно стремление лучше понять друг друга... Подобное желание было, очевидно, и у меня, когда я пытался постигнуть мысли и чувства другого. Но возможно ли это? Душа самого простого, самого убогого человечишки, пусть даже он непроходимый глупец, способна вызвать изумление своей противоречивостью. Но мы почему-то не хотим этого понять и с необыкновенной лёгкостью судим о людях. Почему мы не решаемся сразу определить сорт сыра, который нам дают на пробу, но, не задумываясь, выносим приговор первому встречному?"

Нет чувства более сильного, чем упоение собственной властью над другими людьми. Надо только знать, перед кем и в каких конкретно случаях эту власть можно показывать.

Наша жизнь, к сожалению, игрушка в руках случая, и состоит она из незначительных на первый взгляд событий. Наша логика не совпадает с логикой реальности.

Со временем забывается горечь любой утраты. Не забывается только то, что упущено. Больно сознавать: «А ведь все могло быть иначе». Если бы не эта мысль, человек спокойно переносил бы все, что посылает ему судьба.

Тем вечером я понял, что один человек может привязаться к другому сильнее чем к жизни. Ещё я понял, что если потеряю её, то мне не останется в этом мире ничего, кроме жалкого существования, и буду я катиться по земле, как пустой орех.

Отношения между людьми, в особенности между мужчиной и женщиной, так запутаны, наши чувства и желания так необъяснимы и противоречивы, - что никто из нас не понимает собственных поступков, - остается только плыть по течению. Я же этого не хочу. Для меня унизительно совершать поступки, не удовлетворяющие целиком меня самое, не представляющиеся мне необходимыми. И всего для меня ненавистнее - пассивная роль, навязанная нам, женщинам. Почему мы должны бежать, а вы нас преследовать? Почему вы должны осаждать, а мы сдаваться в плен? Почему даже в ваших слабостях чувствуется сила, а в наших отказах - бессилие? С самого детства я восстаю против такого порядка вещей - и до сих пор еще не смирилась. Долго размышляла, почему я такова, почему то, что кажется другим женщинам несущественным, представляется мне важным. Может быть, во мне есть какая-то ненормальность? Да нет, скорее нормальна я, а не другие женщины.

Два часа, проведенные за чтением интересного романа, нередко оказывались более значительными, чем два года жизни.

Человек ведь быстро привыкает и смиряется с тем, что, как он думал, никогда не сможет перенести.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=58c6bb1d6c70802c714ca6e58bf00202_sr-13223371-images-thumbs&n=13
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=58c6bb1d6c70802c714ca6e58bf00202_sr-13223371-images-thumbs&n=13

Вы согласны с тем, что жизнь строится из времени, проведенного в одиночестве? Все сближения, все соединения людей – обман. Люди могут сближаться только до определенного предела, они подстраиваются друг под друга лишь поверхностно, но в один прекрасный день сознают свою ошибку и, в отчаянии бросив все, сбегают. Между тем если бы люди довольствовались возможным и если бы перестали считать то, что случается в мечтах, реальностью, такого бы не происходило. Каждый принимал бы все как есть, и не было бы ни разбитых надежд, ни огорчений и обид. В нашем положении мы все достойны жалости; но мы должны жалеть себя сами. Жалеть другого означает полагать, что мы сильнее его, а у нас нет права ни считать себя великими, ни других – несчастнее себя.

Нам свойственно испытывать облегчение, узнав, что людей, когда-то шагавших с нами по жизни, постигли несчастья или что они переживают трудности, словно эти несчастья и трудности миновали нас самих, и мы всегда проявляем милосердие и сострадание к этим несчастным, будто они навлекли на себя беды, которые предназначались нам.

Впоследствии я узнал этих ребят поближе, даже подружился с ними и убедился, что люди они совсем не плохие, только пустые, страшно пустые.