Найти в Дзене

Вслед за «Алыми парусами».

Вслед за «Алыми парусами». «Надо оговориться, что, любя красный цвет, я исключаю из моего цветного пристрастия его политическое, вернее — сектантское значение. Цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, цвет этот — в многочисленных оттенках своих — всегда весел и точен. К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования». (Александр Грин). Крамольные мысли. Тяжелая судьба автора. Повесть-феерию Александра Грина «Алые паруса» запрещали дважды: в 1930-32 гг. и в 1948-53 гг. Это не помешало ей стать одной из самых любимых книг советской и постсоветской молодежи. Именно «Алые паруса» прославили Грина, как писателя. На его родине, в городе Слободском Кировской области на берегу Вятки установлен обелиск «Алый парус». Заснеженным, он смотрится особенно трепетно. А на могиле Грина в Старом Крыму простирает к нам руки его Ассоль. Фигура установлена на высоком белоснежном постаменте, как светла и возвышенна сама Ассоль. Персонажи и символы «Алых парусо

Вслед за «Алыми парусами».

«Надо оговориться, что, любя красный цвет, я исключаю из моего цветного пристрастия его политическое, вернее — сектантское значение. Цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, цвет этот — в многочисленных оттенках своих — всегда весел и точен. К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования».

(Александр Грин).

Крамольные мысли. Тяжелая судьба автора. Повесть-феерию Александра Грина «Алые паруса» запрещали дважды: в 1930-32 гг. и в 1948-53 гг. Это не помешало ей стать одной из самых любимых книг советской и постсоветской молодежи. Именно «Алые паруса» прославили Грина, как писателя. На его родине, в городе Слободском Кировской области на берегу Вятки установлен обелиск «Алый парус». Заснеженным, он смотрится особенно трепетно.

-2

А на могиле Грина в Старом Крыму простирает к нам руки его Ассоль. Фигура установлена на высоком белоснежном постаменте, как светла и возвышенна сама Ассоль.

-3

Персонажи и символы «Алых парусов» продолжают жить вместе с нами. Они в песнях и стихах, музыке, живописи, скульптуре, игровых и мультипликационных фильмах, драматических, кукольных и музыкальных спектаклях. Всех их не перечесть. К сожалению, мало кому удалось достигнуть уровня оригинала. Вспомним некоторые.

Фильм Александра Птушко «Алые Паруса» в 60-е смотрели и любили все. Но сейчас, даже после восстановления Кареном Шахназаровым цвета и звука, он кажется режиссерски бедным, примитивным и слишком иллюстративным. Разве можно его сравнить с такими шедеврами Птушко, как «Каменный цветок» и «Сказка о царе Салтане». В «Алых парусах» мелькают знакомые любимые лица — Олег Анофриев, Василий Лановой, Евгений Моргунов, Иван Переверзев, Зоя Федорова. Но они, как нарисованные, неестественные и тоже иллюстративны. Живых только двое: Анастасия Вертинская и Сергей Мартинсон. Их две совместные сцены умилительны, особенно вторая, где Ассоль приходит прощаться с Филиппом (на всякий случай).

-4

Вдова писателя Нина Грин, которой, собственно, и посвящена повесть, была недовольна экранизацией, она считала, что фильм далек от оригинала и не передает его глубину. А меня греет ностальгия. Съемки проходили в любимых и родных сердцу местах, исхоженных и изъезженных многократно.

-5
-6

Это Воронцовский дворец с садом в Алупке. Здесь снималось детство Грэя.

-7

Знаменитая Набережная Ялты. Именно сюда подходил галеон «Секрет» с алыми парусами. Гуляющие по набережной были ошарашены дивным зрелищем. Среди них, кстати, была и своя Ассоль – Тамара Лановая. Для нее тоже было сюрпризом, когда она увидела подплывающего на шлюпке мужа – Грэя-Ланового. Окружающие дамы обзавидовались.

-8

Коктебель с горой Карадаг с профилем Волошина. Здесь снималась Каперна.

-9

Сосновый бор, где Грэй обнаружил спящую Ассоль, снимался в Пицунде. Но именно отсюда, с черноморского побережья Краснодарского края привозили в Пицунду саженцы деревьев, которые потом назовут Пицундская сосна.

-10

А это уже Набережная Геленджика. Раньше здесь еще стоял деревянный кораблик с алыми парусами, но потом его убрали, видимо, поистрепался на морских ветрах. Зато осталась фигура Ассоль с истертыми до «золота» отдельными частями тела. А рядом памятник великому сказочнику — Александру Грину.

-11

В 1978 г. был снят мультфильм «Алые паруса». Пустяшная восьмиминутная короткометражка Бориса Степанцева, совмещающая живых людей с рисунками. Маленький эпизод из детства Ассоль. Лонгрен здесь очень похож на Карлсона, про которого Степанцев снимет позже.

-12

Слава Богу, что короткометражка без слов. Фильм больше напоминает пробный ролик. Скорее всего, дальше ничего не получилось.

Спектакль «Алые паруса», поставленный Дмитрием Вихрецким в Кемеровском театре кукол, имеет приятный подзаголовок «Сцены из прибрежной жизни». А еще он короткий, меньше часа. На этом его достоинства кончаются. Все остальное очень плохо. Неуклюжая работа с куклами, сумбурные эпизоды под совершенно несоответствующую смыслу музыку. Актеры выглядят уставшими, создается впечатление, что им совсем неинтересно, во что они играют. Кукольный театр, как никакой другой, регламентирован по возрасту. Здесь же дети ничего не поймут, а взрослые уснут. Жаль испорченную сказку.

-13

Балет Александра Бельского «Алые паруса», поставленный в Херсонском музыкально-драматическом театре, на самом деле, вовсе не балет. Он и обозначен, как пластическая драма-феерия.

-14

Постановка очень простенькая. И все бы ничего. Но откуда они выкопали эту нудную, ничего не выражающую музыку? Она воспринимается просто, как «белый шум», не отражая никакого смысла и мешая исполнителям. Исполнителей нельзя назвать танцовщиками, слишком далеки они от балета, но если воспринимать их, как танцующих драматических актеров, вполне сносно. Сюжет спектакля немного отличается от повести Грина, и в этом его прелесть. Он психологически глубок и интересен. Очень хороша мизансцена, когда на сцене одновременно танцуют Ассоль-девочка и Ассоль-взрослая девушка. Грэй-мальчик и Грэй-капитан, к сожалению, одинаково неуклюжи, а взрослый Грэй еще и с внушительной проплешиной. Вспоминается прелестная картина неизвестного автора «Ассоль дождалась»,

-15

только в данном случае Грей слегка запоздал. Замечателен маленький кораблик с алыми парусами, который присутствует на сцене на протяжении всей феерии в разных положениях и в разных руках. Но когда в конце спектакля на заднике разворачиваются огромные алые паруса, они похожи на разверзшиеся акульи пасти с зубами. Такие вот издержки сценографии.

В свое время в Большом театре шел балет «Алые паруса» Владимира Юровского. В Музее Большого театра сохранились эскизы к этому спектаклю Петра Вильямса. Один из них выглядит великолепной, вполне самостоятельной картиной.

-16

Композитор Максим Дунаевский написал мюзикл «Алые паруса». Его тандем с Пермским Театром Театром восхитителен. Здесь все совпало: тонкая и трепетная режиссура Бориса Мильграма, оформленная в стиле лофт сценография Виктора Шилькрота с креативным световым решением, мощный актерский состав. Что мне понравилось больше всего? Во-первых, грандиозная музыка. Во-вторых, красивые, «как две большие птицы» руки Татьяны Виноградовой, дирижирующей сложнейшую партитуру. Среди исполнителей очень хорош хор, особенно его женская половина. Когда в мюзиклах несколько сопрано поют на forte, обычно от визга звенит в ушах. Здесь звучание хора удивительно гармоничное, слышно каждое слово. Кстати, тексты песен Михаила Бартенева и Андрея Усачева достойны гриновского пера. И, конечно, исполнительница ролей Мэри и Ассоль Анна Сырчикова выше всех похвал. Ее пластика грациозна, вокал безупречен, драматическое искусство искреннее и талантливое. Сюжетно мюзикл Дунаевского отличается от повести Грина, но это нисколько не умаляет его достоинств. Из всего виденного мною спектакль был лучшим воплощением и перевоплощением волшебной сказки Грина.

-17

В начале лета 2016 г., в 96-й сезон Краснодарского драматического театра состоялась долгожданная премьера — театральная феерия Аллы Решетниковой «Алые паруса».

-18
-19
-20

К сожалению, спектакль получился неровный и нервный. Был прекрасный пролог. Актеры шли на сцену через проходы зрительного зала, один из них даже поздоровался со мной за руку. На сцене начался праздник в Каперне: с шутками, плясками, юмором, потасовками. Все очень органично. Но как только началось «Детство Ассоль», все рассыпалось, пропала магия.

-21

Увяла режиссура, потускнели актеры. Уныние царило все 1-е действие. В начале 2-го действия новый всплеск. Режиссер проснулась, заискрилась. Шалости юного Грэя в постановке Решетниковой и исполнении Арсения Фогелева были свежи и ярки. Праздник театра продолжался до того момента, как капитан Грэй с Летикой поехали на рыбалку. Куда исчез задор — неизвестно, все опять поскучнело до тоски. Финальной точкой провала были паруса на сцене, которые в тусклом свете прожекторов казались вылинявшими, серовато-красными.

Ах, как хотелось чуда,

Но получилось блюдо.

Чтоб зря не злословить,

Надо приготовить.

Господа, один момент,

Я вам дам его рецепт:

Отрезать по куску таланта

От актера, режиссера, музыканта,

Мелко-мелко накрошить,

Посолить, поперчить,

Нарвать бездарностей средней спелости,

Чтобы было побольше серости,

Нарезать крупными кусками

И навалить под парусами.

Отбросим условности,

Доведем до готовности,

Все протушим два часа,

Разделим на порции малые,

И поднимем паруса

Грязно-алые.

В Феодосии напротив помпезного здания Галереи Ивана Айвазовского находится скромный Литературно-мемориальный музей А. С. Грина с великолепным панно.

-22

А в нем любимая картина Андрея Прохорова «Алые паруса», достойная кисти Айвазовского.

-23

Написанная в духе примитивизма, она исполнена теплоты и мечты о чуде.

В 2019 г. на Казахской киностудии вышел фильм «Алые паруса. Новая история».

-24

Типичная постсоветская тухлятина с претензией на романтическую комедию с криминальным флером. Слава богу, к повести Грина фильм отношения не имеет. Разве что, парочка символов, в том числе имя главной героини. Папа хотел назвать дочку Ассоль, но санитарка в роддоме перепутала и написала Асель, так и оставили. Казахи!

Самая грандиозная скульптура Ассоли установлена на берегу Иртыша в Ханты-Мансийске.

-25

Этот пятиметровый памятник еще называют «Прощание славянки», но ассоциация с героиней гриновской повести утвердилась прочнее.

На Канском фестивале 2022г. в секции «Двухнедельник режиссеров» на открытии программы «Особый взгляд» Пьетро Марчелло представил фильм «Алые паруса». «Алые паруса» Грина стали русской классикой. Но герои Грина интернациональны. Он не исследовал русскую душу, русскую ментальность. Он писал для планеты Земля. Поэтому итало-немецко-французская экранизация вполне правомочна. То, что изменены имена героев, даже лучше. То, что вместо сказки получилась любовная мелодрама, на то они и французы. И паруса могут алеть не только в море, но и на небе.

-26

Фильм о любви снят с любовью и шиком. А для всех, кто мечтает о сказочном принце, здесь секс-символ Франции Луи Гаррель, который не менее эффектен и органичен, чем наш Лановой.

-27

Ребята, надо верить в чудеса!

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса,

И скрипка пропоет над океаном.

Не три глаза, ведь это же не сон.

И алый парус, правда, гордо реет

В той бухте, где отважный Грей нашел свою Ассоль,

В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.

С друзьями легче море переплыть

И есть морскую соль, что нам досталась.

А без друзей на свете было б очень трудно жить

И серым стал бы даже алый парус.

Ребята, надо верить в чудеса!

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса,

И скрипка пропоет над океаном.

(Владимир Ланцберг).