Найти в Дзене

Река Забвения течет по Подмосковью.

Капище Рода - реликтовый Бреховский Дуб. ВСХОДНЯ НА КЛЯЗЬМУ Еще не было такого времени, что бы с такой интенсивностью застраивались Подмосковные веси, с неимоверной скоростью растут целые города рядом с друг другом, изменяя привычный сельский пейзаж. Вместе с ним стремительно уходят в небытие и археологические и исторические памятники. Если их не спасать, то они канут в Лету - реку Забвения. Осенью 2025 года члены зеленоградского клуба "Горетов стан" проводили проверку состояния памятников истории и культуры в окрестностях города Зеленограда. Продолжается работа, начатая А.Н. Неклюдовым археологом Зеленоградского историко-краеведческого музея. В своем труде "История города Москвы " председателем Московского общества истории и древностей, доктора русской истории историк Иван Егорович Забелин, описывает древнерусский волок на водном пути из Киева во Владимир [1]. А.Н. Неклюдов [3] проанализировал эти данные в 1997 году "среди читающих эти строки не найдется ни одного человека, который хо
Капище Рода - реликтовый Бреховский Дуб.
Капище Рода - реликтовый Бреховский Дуб.

ВСХОДНЯ НА КЛЯЗЬМУ

Еще не было такого времени, что бы с такой интенсивностью застраивались Подмосковные веси, с неимоверной скоростью растут целые города рядом с друг другом, изменяя привычный сельский пейзаж. Вместе с ним стремительно уходят в небытие и археологические и исторические памятники. Если их не спасать, то они канут в Лету - реку Забвения.

Осенью 2025 года члены зеленоградского клуба "Горетов стан" проводили проверку состояния памятников истории и культуры в окрестностях города Зеленограда. Продолжается работа, начатая А.Н. Неклюдовым археологом Зеленоградского историко-краеведческого музея.

В своем труде "История города Москвы " председателем Московского общества истории и древностей, доктора русской истории историк Иван Егорович Забелин, описывает древнерусский волок на водном пути из Киева во Владимир [1].

А.Н. Неклюдов [3] проанализировал эти данные в 1997 году

"среди читающих эти строки не найдется ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не слышал, что в древности река Сходня служила важным торговым путем, а в районе села Черкизово, расположившегося на Ленинградском шоссе, проходил волок груженых торговых судов из Сходни в Клязьму[2]. Все это хорошо описано И.Е. Забелиным [1]."

Реконструкция образа Женщины-Вятича
Реконструкция образа Женщины-Вятича

[1 c. 32]:" От Смоленска прямо на восток в Болгару существовала более прямая и в то же время, быть может, более безопасная дорога, именно по Москве-реке, а потом через Переволок по Клязьме, протекающей прямо на восток по самой середине Суздальской страны. По этому пути в Суздаль и Ростов из Киева хаживали князья в 12 столетие, например Андрей Боголюбский, когда переселялся совсем на жилье во Владимир, а из Чернигова и не было другой дороги в эти города, как через Москву"

И.Е. Забелин [1, p.36]: " Всходнею , по-видимому именовалась местность, составляющая обширный пойменный луг Москва-реки, версты в полторы в квадрате, вверх по течению, с отлогим, постепенно возвышающимся берегом, который под деревнею Пенягино разделен долом, и ближе к стоявшей церкви, под её горою, прорезан глубоким оврагом и речкой Барышихою. По этому долу, который впадает в целую систему далее идущих долов, возможно было восходить к руслу Всходни, миную её устье, отстоящее от Пенягинского дола белее чем на три версты и сокращая путь по извилистому руслу еще верст на семь. Здесь то, собственно, по всему вероятию и находилась Всходня, то есть место, с которого начинался Всход Восход по реке Всходне, дабы прямее достигнуть потока Клязьмы "

Так может выглядеть Памятник нашим Предкам, жившим на это земле тысячи лет назад.
Так может выглядеть Памятник нашим Предкам, жившим на это земле тысячи лет назад.

И.Е. Забелин делает ошибку по вычислению длины пути, но суть не в этом.

И.Е. Забелин: "Эти входные долы сокращали значительно речной путь, приводили в местность теперешнего села Братцева, откуда уже дорога шла по руслу реки вверх до перевала у села Черкизова на петербургском тракте" Как видим по карте, если подниматься по речке Баньке от дер. Пенягино вверх, до ее истока, попадаем на верховое болото в районе современной деревни Брехово. Где действительно, существует поселение, но датируется оно археологами 14-ым веком [4], в 400 метрах от ручья, называемого "болото». Далее нужно по болотистой местности примерно 1,5 км добраться до верховий ручья Раздеришки (деревня Рузино), по нему спустить вниз до реки Горетовки и по ней спустить вниз до ее устья, впадающего в реку Сходня. Здесь уже можно совершать волок грузовых лодок вместе с грузами в реку Клязьму, около деревни Черкизово.

4) Археологическая карта России. Московская область. Ч.2.М. ИА РАН, 1995, стр.150. №1225(57) БРЕХОВО СЕЛИЩЕ

Новый Зеленоград в Химкинском р-не находится на землях богатых историческими и археологическими памятниками.
Новый Зеленоград в Химкинском р-не находится на землях богатых историческими и археологическими памятниками.

А.Н. Неклюдов [3, с.62] неверно интерпретирует позицию И.Е. Забелина, а именно Неклюдов пишет: «Торговый путь с запада на восток шел по Москве-реке и затем продолжался по Клязьме. С Москвы-реки лодки поднимались вверх по течению Сходни (или Всходни, как ее называли в древности) до места, где в нее впадает речка Горетовка. Далее их волокли по суше на специальных катках до реки Клязьмы. Именно здесь, по мнению историков, было самое узкое место. Этим многие и объясняют название Усково — деревни, расположенной недалеко от слияния Горетовки со Сходней (в районе современных железнодорожных станций Сходня и Подрезково). Считается, что перевальная точка волока находилась в месте, где сейчас расположено село Черкизово, его старая часть».

И.Е. Забелин указывает на путь по другим рекам, по Баньке, Барышихе, возможно и по Синичке. Однако, Забелин действительно указывает на волок по земле в районе современной деревни Черкизово.

Вопрос заключается в том, как осуществлялся этот переволок. Существует мнение, что переволакивали только груз, а лодки оставляли [5]. На берегу Клязьмы купцов ждали другие лодки, что б продолжить путь во Владимир. Поэтому, в зависимости от того, как осуществлялся переволок, только один груз или груз вместе с лодкой, должны рассматриваться разные варианты пути по суше. В первом случае важна сухая дорога и наклон местности не играет значения. Во втором случае важны верховые болота, по которым можно по мокрому, без ударов и тряски негативно влияющих на конструкцию судна, перетаскивать лодки.

5) Река Клязьма и древние торговые пути, Михаил Леонидович Томилин г. Клин

https://dzen.ru/a/ZlqXSPXsMCByf2W2?ysclid=mixh48x1ol537296190

М.Л. Томилин [5]: "от области верхнего Дона и верхней Оки к древнему Великому Ростову и Владимиру в Суздальскую землю. По Оке затем по ее притоку реке Москве - реке Яузе (московской), в реку Всходню (Сходню), далее волоком у Мытищ в реку Клязьму. У И.Е. Забелина читаем: «По крайней мере, этою дорогою ходили в Суздаль и Владимир не только из Чернигова, но и из Киева»."

Река Клязьма главный северный приток реки Оки (длинна 686 километров), ее особенность в том, что она протекает между реками Волгой и Окой, её северные притоки подходят близко к южным притокам Волги, а южные притоки Клязьмы близко подходят к северным притокам Оки, то есть можно было использовать волоки (Волок - это перевал в верховьях рек различных или одного бассейна, происходит от слова «волочить» - тащить.)

Благодаря такому расположению Клязьмы столица княжества Владимир была соединена водными торговыми путями практически со всеми значимыми городами Владимиро–Суздальского княжества, такими как Ростов, Суздаль, Ярославль, Кострома, Тверь и другими. Для разных рек, должны были быть соответствующие лодки для перевозимого товара. В словарях Срезневского, Даля и Дьякова найдём название таких лодок и судов: ловша - судно у новгородцев и немцев, байдак – речное судно с одним большим парусом, ушкуй – вид ладьи, а также буса, насад, оляд, брюкиш, учан, оснач, побус, лойва, кербат и другие. То есть в зависимости от планируемого маршрута торгового пути выбирались соответствующие ему суда и лодки.

По небольшим рекам использовали лодки и суда, которые перевозили не более 200 – 250 пудов или 3 - 4 тонны.

По - нашему мнению по волокам лодки с товаром не волокли, просто на другом конце волока стояло нужное количество лодок, делать их наши предки умели, а волокли или перевозили товары."

Таким образом передвижение купцов с товарами по торговым путям и дорогам было делом не простым, всё заранее продумывалось, согласовывалось и разведывалось.

М.Л. Томилин [5]: "Если нельзя было проплыть по Ламе через Волк Ламский и попасть в Москву реку, а затем в Оку, тогда можно было изменить маршрут и проплыть через реку Дубну южный приток Волги, далее по ее притоку реке Сестре в озеро Сенеж, через него в реку Едомка, а от истока реки Едомки до верховьев Клязмы было расстояние около 3 верст, по протокам верхового болота, которое питало реки Истру, Клязьму, озеро Сенеж и реку Сестру можно было без особого труда попасть в реку Клязьму."

Учитывая соображения М.Л. Томилина, считаю, что версия И.Е. Забелина о волоке в районе Черкизово-Молжаниново верна.

Самое узкое место между реками Сходней и Клязьмой находится в районе поселков Черкизово-Молжаниново и равно около 3 км (верст). В этом районе на берегу р. Сходня известно несколько селищ 11-13 веков и курганные группы. Цель работы - узнать состояние этих памятников на сегодня (декабрь 2025 г.).

"660(11) ПОДРЕЗКОВО. СЕЛИЩЕ СХОДНЕНСКОЕ 1.11-13, 14-17 вв. Исследовано А. Г. Векслером 452 м2. Коллекция в МИМ."

На этом месте и вокруг него активно ведутся строительные работы. Очень много строительного мусора запланировано бульдозерами. Рядом с памятником кинематографистами и компанией Дисней построен городок, декорации древнерусского поселения. Декарации обнесены забором. Вокруг много мусора, оставленного рабочими. Существует выездная дорога с городка по направлению к станции Подрезково, по обочинам дороги густой строительный мусор. Бывшая свалка?

"661(10) ПОДРЕЗКОВО. СЕЛИЩЕ СХОДНЕНСКОЕ 2.11-13, 14 - 17 вв.0,6 км к юг-западу от станции Сходня, по обе стороны ответвления от шоссе Сходня - Химки. Культурный слой 0,4 м."

В реальности - Застроено. Вдоль дороги идет плотная коттеджная застройка.

"662(12) ПОДРЕЗКОВО. СЕЛИЩЕ СХОДНЕНСКОЕ 2.11-13 вв. 0,8 км к юго-западу от с. Верескино... примерные размеры 10 на 30 м, высота над рекой 25 м. "

В реальности - Мусора много вокруг. Застройки нет, есть сараи и мусор.

663 (9) ПОДРЕЗКОВО. КУРГАННЫЙ МОГИЛЬНИК 1, 11 - 13 вв. Около станции Подрезково. Насчитывал 8 курганов. Коллекция не сохранилась"

В реальности - Плотная дачная застройка на данном месте

664 (8) ПОДРЕЗКОВО. КУРГАННЫЙ МОГИЛЬНИК 2, 11 - 13 вв. Левый берег реки Сходни, в 0,5 км к юго-востоку от ж/д моста. Состоял из 8 курганов.

В реальности - На сегодня в этом месте плотная дачная застройка.

665(7) СХОДНЯ. КУРГАННЫЙ МОГИЛЬНИК. Левый берег р. Горетовка. Насчитывал 3 кургана.

В реальности - На сегодня, в этом месте молодая поросль лиственного леса. Вся округа в насыпях естественного и строительного происхождения. Идентифицировать курганы среди множества бугров и земельных отвалов не представляется возможным без специальной диагностической техники.

В основе теории И.Е. Забелина краеугольным камнем лежит свидетельство наличия во «всходных местах» многочисленных памятников археологии.

Начиная с глубокой древности люди старались селиться вдоль водных путей и волоков. От этих поселений до наших дней могли сохраниться их остатки в виде селищ, городищ и могильников, являющихся сейчас памятниками истории и культуры.

Памятники археологии необходимо сохранить и предать им соответствующий вид и статус. Это наш долг по отношению к истории своей страны и к памяти предков.

Литература

1) Иван Забелин. История города Москвы. Издание Московской Городской Думы, Москва, Товарищество типографии А.П. Мамонтова, 1902.

2) Плечко Л.А. Старинные водные пути, М., 1985, с.58.

3) А.Н. Неклюдов. Тайны и легенды земли зеленоградской. Из записок археолога-краеведа. Очерки истории края. ГЗИКМ, 2000, Ладомир, с. 60 - 82.

4) Археологическая карта России. Московская область. Ч.2.М. ИА РАН, 1995, стр.150. №1225(57) БРЕХОВО СЕЛИЩЕ

5) Михаил Леонидович Томилин г.Клин https://dzen.ru/a/ZlqXSPXsMCByf2W2?ysclid=mixh48x1ol537296190

6) http://zelao41.ru/tajny-i-legendy-drevnego-voloka/

ред. И.Ю. Дрождин