Найти в Дзене

Финал постройки модели подводной лодки «ЩУКА» М1:144. Исторические сведения о боевом применении ПЛ типа Щ.

Уважаемые подписчики и гости канала, после непродолжительного перерыва я рад вновь приветствовать вас на канале «Моделизм без границ»! В данной статье речь пойдёт о постройке модели ПЛ «ЩУКА» М1:144 от фирмы «Звезда», а точнее о завершающем этапе. Обзор модели можно посмотреть, пройдя по ссылке: https://dzen.ru/a/aOTqQpKC2R-4a_y2 Начало постройки - по ссылке: https://dzen.ru/a/aRWKOMiZMUHtjOtn Итак, в крайней (как говорят подводники) статье, рассказ о сборке модели остановился на этапе, когда была полностью собрана лодка и был представлен результат до грунтовки и окраски. Также не были ещё использованы задуманные мной дополнения. Таким образом работа остановилась в готовности примерно 30% от конечного результата. Давайте по порядку. Следующим шагом было нанесение акриловой грунтовки. Сложность заключалась в том, что на корпусе лодки расшивка местами слабо выражена, и я боялся, что грунтовка и последующая окраска окончательно похоронят рисунок расшивки. Старался покрыть одним тонким с

Уважаемые подписчики и гости канала, после непродолжительного перерыва я рад вновь приветствовать вас на канале «Моделизм без границ»!

В данной статье речь пойдёт о постройке модели ПЛ «ЩУКА» М1:144 от фирмы «Звезда», а точнее о завершающем этапе. Обзор модели можно посмотреть, пройдя по ссылке: https://dzen.ru/a/aOTqQpKC2R-4a_y2

Начало постройки - по ссылке: https://dzen.ru/a/aRWKOMiZMUHtjOtn

Итак, в крайней (как говорят подводники) статье, рассказ о сборке модели остановился на этапе, когда была полностью собрана лодка и был представлен результат до грунтовки и окраски. Также не были ещё использованы задуманные мной дополнения. Таким образом работа остановилась в готовности примерно 30% от конечного результата.

Давайте по порядку.

Следующим шагом было нанесение акриловой грунтовки. Сложность заключалась в том, что на корпусе лодки расшивка местами слабо выражена, и я боялся, что грунтовка и последующая окраска окончательно похоронят рисунок расшивки. Старался покрыть одним тонким слоем, едва закрыв пластик. Получилось как-то так:

-2

Рисунок расшивки удалось сохранить, но выявилась другая проблема. Дело в том, что грунтование поверхностей модели я выполнял на балконе при открытом окне, чтобы не было сильного запаха в квартире. Домочадцы не всегда рады подобным побочным эффектам моего увлечения. Температура на балконе была сильно ниже той, что дома, где-то на уровне +4°С. В результате грунтовка легла тонким слоем, но местами появилась зернистость. Поэтому пришлось смыть грунтовку с некоторых поверхностей, где она легла не очень хорошо, включить электрокамин и через некоторое время, когда температура поднялась до +10°С нанести грунт снова. Вторая попытка получилась более удачной, хотя и не идеальной.

-3

После высыхания грунтовки настал момент переходить к окраске. Ватерлиния на корпусе данной модели не обозначена, а жаль…, это сильно облегчило бы процесс окраски. В данной модели она проходит по сложной криволинейной поверхности, если ошибиться, то потом не получится нанести соответствующую декаль. Нужно было её как-то предварительно наметить карандашом.

Как и задумал, сначала я попытался использовать метод тазика с водой, описанный мной в предыдущей статье. Но из итого ничего не получилось, так как вода быстро стекала с корпуса лодки, как только я её вынимал из воды. Намечать штрихами в воде тоже не получилось.

Тогда я перешёл к плану «Б» и изготовил из подручных материалов несложный инструмент для нанесения контура ватерлинии на корпус лодки. Вот такой инструмент у меня получился:

-4

Карандаш во втулке свободно ходит вдоль своей оси. План «Б» сработал на «ура». За несколько минут я наметил ровную (если смотреть на корпус сбоку) ватерлинию с обеих сторон.

Следующим этапом я клеил маскировочную ленту и поочерёдно окрашивал в базовый цвет, сначала верхнюю часть лодки, потом нижнюю. Ограничился двумя слоями.

Тут-то я осознал, что поторопился с окраской, вспомнив, что я забыл про леерные ограждения, решётки и настил внутри рубки. Пришлось фрагментарно удалять краску до пластика в тех местах, где предполагалось их приклеивать. Короче говоря, я кончиком скальпеля аккуратно соскоблил тонкие полоски краски, потом с помощью цианокрилатного клея приклеил фототравление от «Микродизайна» и закрасил места склейки. Получилось не идеально, но мне результат понравился.

-5

После долгих поисков мне удалось найти стальной тросик нужного диаметра на замену нити, что была в комплекте модели.

Слева нить из набора.                                                  Справа тросик, подобранный мной на замену.
Слева нить из набора. Справа тросик, подобранный мной на замену.

После установки тросика на места в соответствии со схемой модель приобрела следующий вид:

-7

Закончив нанесение декалей, я слегка выделил некоторые поверхности верхней части лодки, слегка изменив градиент шарового, добавил рыжину около технологических отверстий, кнехтов, якоря и так далее.

Надо отметить, что краску я использовал исключительно ту, которую рекомендовал производитель. Но результат окраски мне не очень понравился. Глянцевая краска дала много ненужного блеска. Справится с этой проблемой я попробовал при помощи матового акрилового лака,которым в один слой покрыл модель. Частично это принесло результат.

Подведём итог. Вот такая модель Щ-209 у меня получилась:

-8
-9
-10
-11
-12
-13

Вот на таком результате я решил остановиться. Модель мне очень понравилась. Работа над её постройкой была увлекательной и творческой. Собранная модель стала прекрасным дополнением в моей коллекции.

А теперь я хотел бы коснуться истории. А точнее привести некоторые краткие сведения из истории боевого применения подводных лодок типа «Щ» в годы Великой Отечественной войны.

Информацию, которую я приведу ниже, я обнаружил в сборнике статей «Подводные лодки: история развития», составитель — инженер-конструктор В. П. Власов, находящемся в открытом доступе в интернете.

Переводить информацию из статьи со статистического на статистический смысла нет, поэтому я предлагаю ознакомиться с текстом в исходном варианте:

Сведения о боевом применении ПЛ типа «Щука» в годы Великой отечественной войны.

В годы Великой Отечественной войны ПЛ типа "Щ" потопили 99 судов противника общим водоизмещением 233488 брт*, 13 боевых кораблей и вспомогательных судов, повредили 7 судов общим водоизмещением 30884 брт* и один тральщик. На их боевом счету 30% потопленного и поврежденного тоннажа противника. Такого результата не имели советские ПЛ других типов.
Наибольшего успеха добились:
ПЛ "Щ-421" серии Х (командиры капитан 3 ранга Н.А. Лунин и капитан-лейтенант Ф.А. Видяев) Северного флота потопила 7 транспортов общим водоизмещением 22175 брт;
ПЛ "Щ-307" ("Треска") -головная ПЛ серии V - бис-2 (командиры капитан-лейтенанты Н.О. Момот и М.С. Калинин) Балтийского флота потопила 7 судов общим водоизмещением 17225 брт*;
ПЛ "Щ-404" серии Х (командир капитан 2 ранга В.А. Иванов) Северного флота потопила 5 судов общим водоизмещением 16000 брт*;
ПЛ "Щ-407" серии Х-бис (командир капитан-лейтенант П.И. Бочаров) Балтийского флота потопила 2 судна общим водоизмещением 13775 брт*;
ПЛ "Щ-402" серии Х (командиры капитан 3 ранга Н.Г. Столбов и А.М. Каутский) Северного флота потопила 5 судов общим водоизмещением 13482 брт*;
ПЛ "Щ-309" потопила 13775 брт*;
ПЛ "Щ-402" серии Х (командиры капитаны 3 ранга И.С. Кабо и П.П. Ветчинкин) Балтийского флота потопила 4 судна общим водоизмещением 12457 брт*;
ПЛ "Щ-211" серии Х (командир капитан-лейтенант А.Д. Девятко) ЧФ потопила 2 судна общим водоизмещением 11862 брт*;
ПЛ "Щ-303" ("Ёрш") серии III (командиры капитан-лейтенант И.В. Травкин и капитан 3 ранга Е.А. Игнатьев) Балтийского флота потопила 2 судна общим водоизмещением 11844 брт*;
ПЛ "Щ-406" - головная ПЛ серии Х-бис (командир капитан 3 ранга Е.Я. Осипов) Балтийского флота потопила 5 судов общим водоизмещением 11660 брт*;
ПЛ "Щ-310" серии V- бис-2 (командиры капитаны 3 ранга Д.К. Ярошевич и С.Н. Богорад) Балтийского флота потопила 7 судов общим водоизмещением 10995 брт*;
ПЛ "Щ-317" серии Х (командир капитан-лейтенант Н.К. Мохов) Балтийского флота потопила 5 судов общим водоизмещением 10931 брт*;
ПЛ "Щ-320" серии Х (командир капитан 3 ранга И.М. Вишневский) Балтийского флота потопила 3 судна общим водоизмещением 10095 брт*.

Были награждены орденом Красного Знамени ПЛ "Щ-307", "Щ-310", "Щ-320", "Щ-323", "Щ-406" КБФ, "Щ-201", "Щ-209" Черноморского флота, "Щ-403", "Щ-404", "Щ-421" Северного флота.
Удостоились гвардейского звания ПЛ "Щ-303", "Щ-309", Балтийского флота, "Щ-205", "Щ-215" Черноморского флота, "Щ-422" Северного флота, а ПЛ "Щ-402" СФ стала Краснознаменным гвардейским кораблем.

Несмотря на то, что по всей видимости здесь изложен не полный список боевых побед лодок данного типа, можно сказать с уверенностью, что подводные лодки типа «Щ» внесли огромный вклад в уничтожение боевых кораблей и транспортов противника, чем способствовали приближению победы.

Боевой путь подводной лодки Щ-209.

Информация приведена из открытых источников в интернете:

В мае 1941 прошла текущий ремонт.

11-19.6.1941 принимала участие в маневрах флота.

К началу войны находилась в Севастополе, числясь во 2-й линии.

1-й боевой поход (18 суток):

22.6.1941 в 19.08 вышла из Севастополя на позицию №5 в район мыса Эмине.

Утром 24.6.1941 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

8.7.1941 начала возвращение в базу.

10.7.1941 в 17.57 прибыла в Феодосию.

2-й боевой поход (17 суток):

22.7.1941 в 16.00 вышла из Феодосии на позицию №5 в район восточнее мыса Эмине.

24.7.1941 прибыла на позицию.

С 3.8.1941 по приказу командования заняла позицию №13 у мыса Эмине в территориальных водах Болгарии.

Днем 6.8.1941 обнаружила одиночный транспорт, но не смогла атаковать его из-за невыгодного курсового угла цели.

6.8.1941 в 22.20 начала возвращение в базу.

8.8.1941 в 17.47 прибыла в Феодосию.

3-й боевой поход (20 суток):

23.9.1941 в 5.15 вышла из Феодосии на позицию №14 в район мыса Зейтин-Бурну.

25.9.1941 в 6.00 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

10.10.1941 в 19.30 начала возвращение в базу.

13.10.1941 в 10.45 прибыла в Туапсе.

4-й боевой поход (19 суток):

18.11.1941 в 13.25 вышла из Туапсе на позицию №23 в район Бургаса.

30.11.1941 в 9.40 при движении на перископной глубине сетепрорезателем "Краб" подсекла якорную мину болгарского заграждения S-39. Вечером не смогла атаковать конвой из-за неправильного маневрирования, после всплытия обстреляна сторожевым катером.

2.12.1941 в Бургасском заливе обнаружила парусно-моторную шхуну. В 13.41 выстрелила из подводного положения торпедой 45-36 с дистанции 2,5 кабельтовых. Торпеда прошла под килем цели (зарубежных данных нет). В 18.41 за кормой лодки произошел взрыв болгарского минного защитника. На лодке перегорело несколько лампочек и лопнуло водомерное стекло кормовой дифферентной системы.

Вечером 4.12.1941 начала возвращение в базу.

Днем 5.12.1941 обнаружила советский конвой, шедший в Севастополь, и, приняв его за противника, начала выходить в атаку. Вскоре командир опознал корабли и от атаки отказался. При всплытии субмарина была обстреляна тральщиком из состава охранения конвоя – в результате близких разрывов снарядов повреждены приборы в V и VI отсеках.

7.12.1941 в 10.38 прибыла в Туапсе.

23.12.1941 при налете авиации противника на Туапсе повреждена взрывами 3-х бомб, упавших в 10 метрах от борта – заклинено носовое 45-мм орудие, вышла из строя часть электроизмерительных приборов.

5-й боевой поход (19 суток):

4.1.1942 в 16.25 вышла из Туапсе на позицию №27 в район мыса Калиакра.

6.1.1942 в 19.46 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

Днем 19.1.1942 имела касание минрепа мины UMA заграждения S-14, в результате чего минреп застрял в сетепрорезателе "Краб". Лодка смогла освободиться от него только через 1,5 часа.

20.1.1942 начала возвращение в базу.

23.1.1942 в 10.35 прибыла в Туапсе.

6-й боевой поход (5 суток):

7.3.1942 в 00.53 вышла из Туапсе на позицию №35 в район мыса Шаблер.

8.3.1942 в 13.22 северо-западнее Синопа в точке 42°57' с.ш./ 34°06,1' в.д. атакована самолетами противника, сбросившими после погружения лодки 6 бомб. В результате близких разрывов были повреждены турбонасос и командирский перископ.

9.3.1942 в 11.20 прибыла на позицию.

После доклада о повреждениях, по приказу командования 10.3.1942 в 03.15 начала возвращение в базу.

12.3.1942 в 9.28 прибыла в Туапсе.

24.3.1942 во время налета авиации противника на Туапсе смертельно ранен командир лодки И.Н. Киселёв (26.3.1942 умер от ран).

7-й боевой поход (20 суток):

12.4.1942 в 20.43 вышла из Туапсе на позицию №36 в район восточнее мыса Эмине.

15.4.1942 в 5.00 прибыла на позицию.

19.4.1942 пытаясь перехватить конвой противника, совершила заход на позицию №37.

Встреч с кораблями противника не имела.

29.4.1942 начала возвращение в базу.

2.5.1942 в 16.05 прибыла в Батуми.

8-й боевой поход (19 суток):

25.5.1942 в 21.00 вышла из Батуми в разведывательный поход вдоль анатолийского побережья Турции (район Ризе – Синоп).

Встреч с кораблями противника не имела (обнаружила 11 турецких транспортов), признаков сосредоточения десантных сил для высадки на Кавказе не обнаружила.

12.6.1942 безрезультатно атакована самолетом противника.

13.6.1942 в 13.47 возвратилась в Батуми.

14.6.1942 перешла из Батуми в Поти.

15.6.1942 вышла из Поти и 16.6.1942 прибыла в Новороссийск для участия в снабжении осаждённого Севастополя.

1-й транспортный поход (4 суток):

18.6.1942 в 12.32 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 30 тонн боеприпасов.

20.6.1942 в 21.25 прибыла в Севастополь.

21.6.1942 в 2.00 после разгрузки лодка покинула Севастопольскую бухту.

При возвращении в Новороссийск вышли из строя оба перископа и привод вертикального руля.

22.6.1942 в 23.20 возвратилась в Новороссийск, эвакуировав из Севастополя 43 человека.

23.6.1942 вышла из Новороссийска и 24.6.1942 прибыла в Туапсе для ремонта.

2-й транспортный поход (7 суток):

27.6.1942 в 9.45 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 30 тонн боеприпасов.

29.6.1942 в 0.10 прибыла к мысу Херсонес.

Приняв на борт Военный совет и командование Приморской армии, включая командующего генерал-лейтенанта И.Е. Петрова, 1.7.1942 в 2.59 лодка отплыла от мыса Херсонес.

С 3.30 1.7.1942 до вечера 2.7.1942 подвергалась преследованию сторожевых катеров и самолетов.

4.7.1942 в 7.08 возвратилась в Новороссийск, эвакуировав из Севастополя 63 человека.

4.7.1942 вышла из Новороссийска и 5.7.1942 прибыла в Поти.

6.7.1942 перешла из Поти в Батуми.

7.7.1942 начала средний ремонт.

23.7.1942 вышла из Батуми и 24.7.1942 прибыла в Туапсе.

11.8.1942 вышла из Туапсе и 13.8.1942 прибыла в Батуми.

13.3.1943 вступила в строй.

9-й боевой поход (20 суток):

10.4.1943 в 20.00 вышла из Батуми на позицию №72 в район Одесса – мыс Тарханкут.

14.4.1943 в 4.30 прибыла на позицию.

Днем 23.4.1943 предприняла попытку перехватить конвой, основываясь на данных самолета-разведчика, но, обнаружив конвой, не смогла атаковать его из-за большой дистанции и курсового угла.

26.4.1943 в 21.00 начала возвращение в базу.

29.4.1943 расстреляла 2 плавающие мины.

30.4.1943 в 11.30 прибыла в Батуми.

10-й боевой поход (20 суток):

5.6.1943 в 20.00 вышла из Батуми на позицию №82а в район мыса Тарханкут.

9.6.1943 в 2.50 прибыла на позицию. Днем в точке 45°16,8' с.ш./ 32°46,2' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (4500 т), эскадренного миноносца и 2-х сторожевых катеров. В 15.35 из подводного положения произвела 3-торпедный залп по транспорту с дистанции 14 кабельтовых. Торпеды прошли мимо цели. По зарубежным данным безуспешно атакованы германский транспорт "Харьков" и болгарский транспорт "Варна". Лодка контратакована германскими моторными тральщиками, сбросившими на безопасном удалении 14 глубинных бомб.

12.6.1943 в точке 45°13,8' с.ш./ 32°52,5' в.д. обнаружила конвой в составе 2-х быстроходных десантных барж и 2-х сторожевых катеров. В 18.56 из подводного положения произвела 2-торпедный залп по быстроходной десантной барже с дистанции 8 кабельтовых. Через 150 секунд услышан взрыв. По зарубежным данным безуспешно атакована германская быстроходная десантная баржа "F 304". Лодка контратакована кораблями противника, сбросившими на безопасном удалении 4 глубинные бомбы.

17.6.1943 в точке 45°10' с.ш./ 32°51,8' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта и торпедного катера. В 6.18 из подводного положения произвела 2-торпедный залп по транспорту с дистанции 10 кабельтовых. Торпеды прошли мимо цели. Зарубежных данных нет. Преследования не было.

Днем 18.6.1943 не смогла атаковать обнаруженный конвой из-за большого курсового угла цели. Вечером не смогла атаковать конвой быстроходных десантных барж из-за того, что в носовых торпедных аппаратах осталась лишь одна торпеда.

Утром 21.6.1943 командир лодки отказался от атаки конвоя быстроходных десантных барж из-за малой ценности цели. Лодка была обнаружена и атакована германскими быстроходными десантными баржами "F 307" и "F 368", сбросившими на безопасном удалении 8 глубинных бомб. В тот же день обнаружила одиночную парусно-моторную шхуну, по которой в 16.45 выпустила из подводного положения с дистанции 4,5 кабельтовых последнюю торпеду, остававшуюся в носовых торпедных аппаратах. Торпеда прошла мимо цели и через 9 минут взорвалась на берегу. Преследования не было. Зарубежных данных нет. В 22.00 начала возвращение в базу.

25.6.1943 в 5.00 прибыла в Батуми.

11-й боевой поход (26 суток):

3.8.1943 в 20.21 вышла из Батуми на позицию №85б в район Босфора.

7.8.1943 в 5.00 прибыла на позицию. Утром не смогла выйти в атаку на эскадренный миноносец из-за большого курсового угла цели.

Вечером 8.8.1943 обнаружила конвой противника, но из-за неправильного маневрирования не смогла выйти в атаку. Лодка была обнаружена румынским эскадренным миноносцем "Regele Ferdinand", который некоторое время преследовал субмарину.

21.8.1943 в точке 41°16,6' с.ш./ 29°08,7' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта, 2-х эскадренных миноносцев, тральщика и сторожевого катера. В 8.54 из подводного положения произвела 3-торпедный залп по транспорту с дистанции 12 кабельтовых. Торпеды в цель не попали. По зарубежным данным безуспешно атакован германский транспорт "Гертруд"/"Герда Тофт" (по другим данным венгерский транспорт "Сегед"). Лодка контратакована кораблями противника, сбросившими 10 глубинных бомб.

22.8.1943 командир лодки по личной инициативе предпринял попытку захватить "языков" с обнаруженной в точке 41°17,5' с.ш./ 29°20,4' в.д. шхуны (около 30 брт, по-видимому, турецкая). В 20.48 лодка всплыла и дала в воздух очередь из ДШК, после чего экипаж шхуны ушел к берегу на шлюпке. В 21.15 лодка погрузилась.

24.8.1943 в 23.30 в точке 41°26' с.ш./ 28°46' в.д. была обнаружена еще одна шхуна. Командир лодки вновь попытался захватить "языка". После бегства экипажа шхуны на шлюпке шхуна была досмотрена (около 100 брт, перевозила бревна, несколько мешков с яблоками и орехами) и оставлена в море 25.8.1943 в 1.50. По-видимому, досмотрена турецкая шхуна "Дервиш" (около 100 брт), которая по докладу членов ее экипажа была потоплена артиллерийским огнем неизвестной субмарины.

25.8.1942 в 21.00 начала возвращение в базу.

29.8.1942 в 6.00 прибыла в Батуми.

12-й боевой поход (30 суток):

25.9.1943 в 19.35 вышла из Батуми на позицию №91 к западному побережью Крыма.

29.9.1943 в 1.01 прибыла на позицию.

Во время патрулирования имела встречи исключительно со сторожевыми катерами. В течение похода вышел из строя зенитный перископ.

21.10.1943 в 22.00 начала возвращение в базу.

25.10.1943 в 7.30 прибыла в Батуми.

13-й боевой поход (30 суток):

15.11.1943 в 19.00 вышла из Батуми на позицию №95 в район Евпатория – мыс Тарханкут.

21.11.1943 в 21.32 высадила в районе Портицкого гирла реки Дунай разведгруппу в составе 7 человек (еще 3 человека не высажены из-за шторма).

23.11.1943 в 18.00 прибыла на позицию.

Утром 29.11.1943 обнаружила конвой противника, но из-за неправильного маневрирования не смогла атаковать его.

2.12.1943 в точке 45°13' с.ш./ 32°49' в.д. обнаружила конвой в составе 2-х быстроходных десантных барж, парусно-моторной шхуны и 5 сторожевых катеров. В 16.34 из подводного положения произвела 4-торпедный залп по быстроходной десантной барже с дистанции 2 кабельтовых. Услышаны 2 взрыва. По зарубежным данным потоплена германская быстроходная десантная баржа "F 566", перевозившая 3 САУ и 1 разведывательную бронемашину (4 погибших). От близких взрывов торпед получили повреждения некоторые устройства и механизмы лодки, из-за появившихся течей внутрь корпуса поступила вода. Сторожевые катера противника в течение часа преследовали субмарину без сброса глубинных бомб.

Днем 3.12.1943 не смогла выйти в атаку на судно неустановленного типа из-за плохой видимости и большого курсового угла цели.

В ночь на 4.12.1943 при попытке атаковать конвой в надводном положении из-за неправильного маневрирования обнаружена и обстреляна миноносцем противника (по-видимому, германским большим охотником "Uj 116"), от которого уклонилась погружением.

Днем 4.12.1943 в точке 45°14' с.ш./ 32°55' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (1500 т), миноносца и 3-х сторожевых катеров (в действительности – группа противолодочной обороны). В 12.04 из подводного положения произвела 2-торпедный залп по транспорту с дистанции 14 кабельтовых. Через 2 минуты услышаны 2 взрыва. По зарубежным данным безуспешно атакован германский большой охотник "Uj 103". Лодка была контратакована германскими охотниками "Uj 102", "Uj 103", "Uj 307", "Uj 2305" и "Uj 2308", которые в течение 2-х часов сбросили 45 глубинных бомб. В результате близких разрывов бомб на лодке подорван клапан магистрали замещения топлива в V отсеке, вышли из строя некоторые электроизмерительные приборы.

11.12.1943 в 18.00 начала возвращение в базу.

15.12.1943 в 8.00 прибыла в Батуми.

14-й боевой поход (31 сутки):

24.1.1944 в 19.00 вышла из Батуми на позицию №93 в район юго-западнее мыса Тарханкут.

28.1.1944 в 0.30 прибыла на позицию.

19.2.1944 перешла в район мыс Тарханкут – мыс Олинька (южная часть позиции №102).

20.2.1944 в 19.00 начала возвращение в базу.

Утром 24.2.1944 из-за ошибки в счислении зашла в территориальные воды Турции и в 7.20 была обстреляна турецкой пограничной заставой. В 8.55 прибыла в Батуми.

12.3.1944 старый экипаж лодки заменен экипажем Щ-130 Тихоокеанского флота.

30.3.1944 перешла из Батуми в Поти, где начала текущий ремонт.

1.4.1944 поставлена в док.

30.4.1944 завершила докование.

6.7.1944 вступила в строй и затем перешла в Батуми.

15-й боевой поход (20 суток):

10.7.1944 в 21.00 вышла из Батуми на позицию №23 в район Босфора.

15.7.1944 в 5.00 прибыла на позицию.

19.7.1944 в точке 41°21,4' с.ш./ 29°18,2' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (6000 т) без флага и опознавательных знаков в охранении 2-х тральщиков. В 20.36 из подводного положения произвела 4-торпедный залп по транспорту с дистанции 5 кабельтовых. Услышан 1 взрыв. По зарубежным данным безуспешно атакован турецкий транспорт "Канарья". Преследования не было.

20.7.1944 в точке 41°43' с.ш./ 28°44,9' в.д. обнаружила парусно-моторную шхуну (300 т) без флага. В 15.00 из подводного положения выпустила торпеду с дистанции 5 кабельтовых. Наблюдалось попадание и гибель парусно-моторной шхуны. По зарубежным данным потоплена турецкая шхуна "Шемси-Бахри" (26 брт) (3 погибших).

26.7.1944 в точке 41°35,2' с.ш./ 28°33' в.д. обнаружила шхуну (250 т). В 6.50 из подводного положения произвела 2-торпедный залп с дистанции 3 кабельтовых. Из-за 4-балльной волны и малой осадки цели торпеды в цель не попали. В 7.03 произвела повторный 2-торпедный залп с дистанции 2 кабельтовых с тем же результатом. В 7.16-7.26 с дистанции 2 кабельтовых шхуна потоплена артиллерийским огнем (израсходовано 80 45-мм снарядов и 50 патронов к ДШК). Потоплена турецкая шхуна с грузом рыбы и апельсинов, 7 человек экипажа принято на борт субмарины. В 23.00 начала возвращение в базу.

30.7.1944 в 9.00 прибыла в Батуми.

16-й боевой поход (18 суток):

1.9.1944 в 20.00 вышла из Батуми на позицию №45/53 в район севернее мыса Бургасский.

5.9.1944 в 6.21 прибыла на позицию.

По указаниям командования действовала восточнее линии минных заграждений противника.

16.9.1944 в 7.25 начала возвращение в базу.

19.9.1944 в 9.00 прибыла в Батуми.

30.11.1944 перешла из Батуми в Новороссийск.

19.7.1945 выведена из боевого состава флота.

31.8.1945 начала капитальный ремонт в Севастополе.

7.2.1956 выведена из боевого состава, разоружена.

8.10.1956 переформирована и перестроена в учебно-тренировочную станцию и в Практической гавани Одесского порта поставлена на прикол.

17.12.1992 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

31.12.1992 расформирована.

В 1996 при стоянке в порту Очакова из-за неисправности донно-забортной арматуры села на грунт у причала, где и находилась по состоянию на начало 2002 года.

Остов Щ-209 в порту Очакова, конец 1990-х годов.
Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".
Остов Щ-209 в порту Очакова, конец 1990-х годов. Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".

Примечания:

*) Брт – сокращение «брутто-регистровый тоннаж», валовая вместимость, то есть объём всех закрытых помещений на судне. Измеряется в регистровых тоннах, которые являются единицами объёма, а не веса. 1 регистровая тонна равна 2,83 куб. м (100 куб. футам).

На сегодня у меня всё. Если статья была интересной и познавательной, ставьте 👍. Всегда рад вашим отзывам, комментариям и советам. Всем здоровья, удачи и мирного неба над головой!