И чем еще запомнится The Game Awards 2025 года
Наверное, для многих не будет сюрпризом, если я скажу, что премия The Game Awards уже на протяжении многих лет вызывает своими решениями вопросы. И 2025 год, на мой взгляд, исключением не стал. Да, в этот раз хотя бы конкуренция была – помимо нашумевшей Clair Obscur: Expedition 33 имелась и хорошо выстрелившая Hollow Knight: Silksong, и Kingdom Come: Deliverance 2 и сиквел Death Stranding.
Однако конкуренция эта оказалась иллюзорной, и, как вы уже, наверное, знаете, Clair Obscur одержала победу в девяти из 13 номинаций.
Здесь вам и «Игра года», и лучшая ролевая игра, и лучшая режиссура, и лучшая независимая игра, и лучшее визуальное оформление, и лучшая музыка и т.д. По некоторым из этих пунктов лично у меня вопросов нет – к примеру, визуальное оформление музыка в Clair Obscur действительно великолепны.
Но заслужила ли эта игра настолько всестороннего признания? Здесь уже, как мне кажется, есть некоторые вопросы.
Не играл, но восхваляю
Например – а нужно ли каким-то образом учитывать непосредственно онлайн игры, называя ее «Игрой года»? Понятно, что подсчитать его на разных платформах может быть проблематично. Но иногда все достаточно очевидно. В частности, у Clair Obscur сейчас в Steam суточный пик составляет около 21 000 игроков. Кстати, с этим показателем еще нужно делать поправку на то, что некоторые, наверняка, решили познакомиться с игрой после ее победы в TGA. А на вершине своего хайпа игре удалось заполучить 145 000 одновременно играющих людей.
Для сравнения – у Hollow Knight: Silksong на пике было 587 000 игроков. Да, с прочностью у нее дела обстоят похуже, и на пике за последние сутки играло порядка 16 000 пользователей Steam.
Но тем не менее – Clair Obscur никак нельзя назвать феноменом именно с точки зрения массовой популярности у геймеров. Вообще иногда складывается ощущение, что ее превозносят, скорее, как явление поп-культуры. Но именно как в игру в нее поиграло не такое уж большое количество людей. Например, относительно другой прошлой «Игры года» Elden Ring.
К чему я это? А к тому, что, несмотря на все объективные достоинства Clair Obscur, на мой взгляд, она не является «лучшей игрой» именно с точки зрения ИГРЫ. Я знаю множество людей, которые «задушились» ее боевой системой на парированиях. Да и мне самому непосредственно геймплейная составляющая приелась уже на половине первого прохождения – потому что по факту она представляет собой достаточно однообразные сражения с не очень большим пулом противников. Да, есть разнообразное билдостроение, но и это – не что-то уникальное.
«Да, я лучшая ролевая» [ЛОЖЬ]
Под сомнение можно поставить и звание «Лучшей ролевой игры» года. Признаюсь честно – я не являюсь фанатом JRPG. Но ведь фанатами этого жанра не является и огромное число других игроков. И ничего выдающегося именно в ролевой составляющей Clair Obscur я не вижу. Повествование достаточно линейное, вы играете за пусть и ярких, но предопределенных по своему внутреннему содержанию персонажей. Ролевая составляющая в боевой системе, безусловно, есть, но тоже не для всех – не всем понравится собирать эти бесконечные и однотипные пиктосы, чтобы потом рыться в инвентаре и набирать по плюс 5% к урону от стихии.
Зовите меня старомодным, но мне в качестве ролевой игры куда лучше «зашла» Outer Worlds 2. Да, как правильно выразился создатель и Kingdom Come: Deliverance Даниэль Вавра – по сравнению с Fallout в OW2 мало что изменилось. Но, как мне кажется, это потому, что ролевой жанр в целом оставил свои лучшие годы где-то в прошлом – и лучшие его элементы прекрасно работают до сих пор, в том числе в новых играх. И не так уж важно, новые они или старые. В конце концов, с точки зрения механик и Clair Obscur вовсе не является чем-то инновационным. Если уж на то пошло – то и Kingdom Come: Deliverance 2 куда больше заслуживает звания «ролевой игры года».
Все понятно, играем дальше
В общем я понимаю, что озвучиваю непопулярное мнение, и сейчас много скажут по поводу того, «как я ничего не понял». Может, и не понял – в конце концов, я, как и другие, не обязан разделять чужое мнение, если с ним не согласен.
В этом материале хотел сказать о другом – том что, к сожалению, опять сработал синдром «священной коровы». Когда жюри TGA прониклось визуалом, музыкой, сюжетом – чем угодно, что могло бы спокойно быть вообще не в игре, а, например, в анимации типа Arcane. И объявило это шедевром геймдизайна. Вот только игры тем и отличаются от других видов искусства, что в них нужно еще и ИГРАТЬ. А именно с точки зрения игрового процесса, на мой субъективный взгляд, Clair Obscur – не шедевр, и в этом году точно были игры куда интереснее.
Например, обидно за Silksong, в которой геймплея раз в десять больше, чем в «Обскуре», но которую отметили всего в одной номинации – игра победила как «лучший приключенческий экшен». А Kingdom Come не отметили вообще нигде.
Впрочем, все эти премии уже давно делаются как будто бы не для игроков. А нам ничто не мешает играть в то, что действительно нравится.
Спасибо за прочтение! А как вы считаете – достойна ли Clair Obscur победы в девяти номинациях? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!