Найти в Дзене

"Врач и знахарь" (Италия, 1957): комедия на экране

"Уморительная комедия, необъяснимо недооценённая и забытая: … чёткие диалоги и остроумные реплики, комичные ситуации и мастерски выстроенная история, которая превращается в басню". Врач и знахарь / Il Medico e lo stregone. Италия, 1957. Режиссер Марио Моничелли. Сценаристы: Эннио Де Кончини, Луиджи Эммануеле, Адженоре Инкроччи, Марио Моничелли, Фурио Скарпелли. Актеры: Витторио Де Сика, Марчелло Мастроянни, Мариза Мерлини, Лорелла ДеЛюка, Габриэлла Паллотта, Альберто Сорди, Вирджилио Риенто, Карло Таранто, Илария Оккини, Риккардо Гарроне, Джорджо Черони, Джино Будзанка и др. Комедия. Премьера: 4.12.1957. Прокат в Италии: 2,1 млн. зрителей. Молодой врач (Марчелло Мастроянни) получает назначение в маленькую деревню, где до его приезда все лечились у местного знахаря (Витторио Де Сика)… В сезон проката «Врача и знахаря» в Италии пресса отнеслась к нему амбивалентно. К примеру, в Cinema Nuovo отмечалось, что «фильм живёт и ценится на вес золота благодаря портрету «целителя», великолепно

"Уморительная комедия, необъяснимо недооценённая и забытая: … чёткие диалоги и остроумные реплики, комичные ситуации и мастерски выстроенная история, которая превращается в басню".

Врач и знахарь / Il Medico e lo stregone. Италия, 1957. Режиссер Марио Моничелли. Сценаристы: Эннио Де Кончини, Луиджи Эммануеле, Адженоре Инкроччи, Марио Моничелли, Фурио Скарпелли. Актеры: Витторио Де Сика, Марчелло Мастроянни, Мариза Мерлини, Лорелла ДеЛюка, Габриэлла Паллотта, Альберто Сорди, Вирджилио Риенто, Карло Таранто, Илария Оккини, Риккардо Гарроне, Джорджо Черони, Джино Будзанка и др. Комедия. Премьера: 4.12.1957. Прокат в Италии: 2,1 млн. зрителей.

Молодой врач (Марчелло Мастроянни) получает назначение в маленькую деревню, где до его приезда все лечились у местного знахаря (Витторио Де Сика)…

В сезон проката «Врача и знахаря» в Италии пресса отнеслась к нему амбивалентно.

К примеру, в Cinema Nuovo отмечалось, что «фильм живёт и ценится на вес золота благодаря портрету «целителя», великолепно сыгранному Де Сикой... Портрет весьма сложен, невычурно однотонен и невульгарно карикатурен. … К сожалению, жизнерадостный ритм фильма серьёзно подрывают финальные сцены, поспешные и пропитанные поверхностной сентиментальностью... Однако именно в этой последней части мы видим весьма примечательный эпизод, связанный с появлением Альберто Сорди… и являющийся, пожалуй, лучшим доказательством повествовательного мастерства Моничелли» (Cinema Nuovo. 1.01.1958).

Спустя почти сорок лет кинокритик Мартино Бреве писал, что «Врач и знахарь» – «жестокая и уморительная комедия, необъяснимо недооценённая и забытая: … чёткие диалоги и остроумные реплики, комичные ситуации и мастерски выстроенная история, которая превращается в басню. … Используемые повествовательные механизмы не всегда работают, а некоторые события предсказуемы, но фильм подан в лучшем стиле Моничелли» (Breve, 1995).

Киноведы XXI века относятся к «Врачу и знахарю» также позитивно:

«Врач и знахарь», целиком играющий на столкновении науки и суеверий, – достойный образец Моничелли того времени, оригинальный по теме… Витторио Де Сика – великолепный актёр, который в роли знахаря блеснул обширным арсеналом театральных жестов и мимики, уместных здесь для персонажа, который может и должен использовать своё интеллектуальное превосходство, чтобы убедить простой народ проходить лечение, перемежаемое нелепыми искупительными обрядами. Персонаж Мастроянни, с другой стороны, олицетворяет ясность науки… Фильм хорошо снят, с несколькими чрезмерно длинными моментами, но оживлённый мастерски срежиссированным актёрским составом» (Davinotti, 2007).

«Молодой и энергичный Марчелло Мастроянни и блестяще талантливый Витторио Де Сика. Выделяется и запоминающийся дуэт на вокзале между великой Марисой Мерлини и Альберто Сорди» (Ciofani, 2016).

Сохраняя черно-белую стилистику неореализма, погруженная во множество бытовых подробностей комедия «Врач и знахарь», тем не менее, тяготеет к притче с довольно сильной сатирической линией. Игра Марчелло Мастроянни и Витторио Де Сики превосходна, каждый из этих актеров буквально наслаждается возможностями своих ролей, талантливо балансируя между гротеском и психологической убедительностью. «Гостевой» выход Альберто Сорди также достоин всяческих похвал.

Киновед Александр Федоров