Найти в Дзене

Интеграция съёмочной среды в художественное пространство сериала «Нейровася» - камео Маринетт Мортем в аудиовизуальной культуре

Интеграция съёмочной среды в художественное пространство сериала «Нейровася» - камео Маринетт Мортем в аудиовизуальной культуре//Научный электронный журнал Академическая публицистика. № 12-1/2025 С. 732-736. URL: aeterna-ufa.ru/sbornik/AP... (дата обращения: 12 декабря 2025) УДК 7.01 Калеева Ж. Г., доцент ГАОУВО ЛО ЛГУ им. А.С. Пушкина ИНТЕГРАЦИЯ СЪЁМОЧНОЙ СРЕДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕРИАЛА «НЕЙРОВАСЯ» - КАМЕО МАРИНЕТТ МОРТЕМ В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ Аннотация: Статья посвящена исследованию феномена интеграции реального производственного пространства в структуру художественных произведений, с точки зрения формообразования, повествования и влияния на восприятие зрителя. Камео режиссёра Георгия Даниелянца, его съёмочной группы и ассистентов актуализируют проблематику корпоративной солидарности и этико-коммуникативных норм в рамках социокультурного сообщества кинематографистов, акцентируя принцип равноценности вклада каждого субъекта творческого процесса. В статье исследуется

Интеграция съёмочной среды в художественное пространство сериала «Нейровася» - камео Маринетт Мортем в аудиовизуальной культуре//Научный электронный журнал Академическая публицистика. № 12-1/2025 С. 732-736. URL: aeterna-ufa.ru/sbornik/AP... (дата обращения: 12 декабря 2025)

УДК 7.01

Калеева Ж. Г., доцент

ГАОУВО ЛО ЛГУ им. А.С. Пушкина

ИНТЕГРАЦИЯ СЪЁМОЧНОЙ СРЕДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕРИАЛА «НЕЙРОВАСЯ» - КАМЕО МАРИНЕТТ МОРТЕМ В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация: Статья посвящена исследованию феномена интеграции реального производственного пространства в структуру художественных произведений, с точки зрения формообразования, повествования и влияния на восприятие зрителя. Камео режиссёра Георгия Даниелянца, его съёмочной группы и ассистентов актуализируют проблематику корпоративной солидарности и этико-коммуникативных норм в рамках социокультурного сообщества кинематографистов, акцентируя принцип равноценности вклада каждого субъекта творческого процесса. В статье исследуется динамика профессионального роста участников съёмочной группы, выраженная на примере творческой эволюции ассистента скрипт-супервайзера Маринетт Мортем. Особое внимание уделено педагогическому аспекту творческого влияния мастера на ученика режиссуры, подчеркивая значимую роль наставничества и преемственности на съёмочной площадке.

Ключевые слова: интегрируемая съёмочная среда, Маринетт Мортем, аудиовизуальная культура, драматургия сериала, педагогика кинематографа, воспитание режиссёров, мастерство режиссёра, преподавательская практика, творческая солидарность.

Современный кинематограф активно осваивает новые формы интеграции документально-художественных компонентов, одним из проявлений которой является включение режиссера, съёмочной группы и ассистентов в сюжет фильма. Изучение особенностей подобных приёмов представляется актуальным направлением исследований, позволяющим лучше понимать природу современных культурных явлений. Цель настоящей статьи состоит в анализе конкретного случая интегрирования ассистента скрипт-супервайзера Маринетт Мортем в сериал «Нейровася» и изучении влияния этого приёма на смысловую нагрузку и восприятие зрителями самого сериала.

Процесс совместного созидания, отражаемый в художественном пространстве сериала «Нейровася», олицетворяется последовательностью творческих достижений каждого участника съёмочной группы, которые находят своё выражение в индивидуальном развитии. Феномен творческой эволюции показан наиболее отчётливо на примере ассистента скрипт-супервайзера Маринетт Мортем, чья профессиональная активность, как студентки 5 курса режиссуры, раскрывается в специфичном опыте её погружённости в повседневную атмосферу кинопроизводства. Являясь частью съемочной команды, Маринетт не только получает непосредственный контакт с процессом постановки эпизодов, но и сама становится объектом экранного представления, таким образом визуально закрепляя идею непрерывного совершенствования мастерства участников съёмочной площадки. Наиболее выразительной точкой фиксации этой концепции становится её кратковременное появление в камере в 15-й серии первого сезона сериала на федеральном канале ТНТ, которое представляет собой важный элемент нарратива, фиксирующий динамику изменения личностных качеств и профессиональных навыков ассистента в условиях производственной действительности.

Феномен интеграции съёмочной среды в художественный фильм обладает значительной культурной нагрузкой и имеет глубокие корни в истории кинематографа. Рассмотрим детально явление, связанное с появлением ассистента Маринетт Мортем в популярном российском сериале «Нейровася». Исторически приёмы интеграции участников съёмочной среды встречаются в кинематографе довольно давно. Например, классика советского кино, фильмы Леонида Гайдая, часто демонстрировали фрагменты, где режиссёр оказывался в кадре в образе героев фильмов. Сегодня эта традиция сериале «Нейровася» продолжена новыми средствами и технологиями, включая в фильм съемочный процесс и участников съемки, создавая иллюзию документальности и усиливая интерактивность произведения, символизируя единство и целостность съёмочной группы. Однако в применении приёма камео ассистента скрипт-супервайзера Маринетт Мортем, отражается не только формальная сторона художественной игры, но и педагогическая традиция преемственности в режиссуре. Ученичество у известного режиссёра Георгия Даниелянца дало ей уникальные знания и навыки, сделав возможной реализацию собственных идей в будущем. Практика на съемочной площадке отличает современный подход от традиционного академизма образовательной практики.

Документализация съёмочного процесса также оказывает значительное влияние на восприятие фильма зрителем. Используя реальные кадры, создаётся особый эффект доверительности, позволяющий воспринимать происходящее как правдивое и подлинное. Тем самым усиливается эмпатия зрителя к героям, возрастает интерес к внутренним механизмам создания фильма.

Методологический аппарат нашей работы включает сравнительное изучение традиционных методов монтажа и интеграционных подходов. Применяются приемы исторического сопоставления и компаративистики фактов. Результаты свидетельствуют о растущем влиянии таких приёмов на развитие отечественного кинематографа и необходимость учёта данного аспекта в образовательном процессе начинающих кинематографистов.

Наше исследование позволило сформулировать ряд важных выводов относительно эффективности интеграции съёмочной среды в аудиовизуальные произведения. Во-первых, мы доказали наличие глубокой исторической традиции подобных экспериментов. Во-вторых, определили новую тенденцию диалоговой коммуникации между автором и зрителем и подтвердили, что подобная форма взаимодействия способна усилить социальный интерес и привлечь дополнительное внимание публики к фильму.

Исследование подтвердило гипотезу о значимой роли интеграции съёмочной среды в структуре аудиовизуального произведения. Оно продемонстрировало взаимосвязь между профессиональным ростом участников съемок и качеством итогового продукта, подчёркивая важную роль педагогов-наставников и взаимопонимания в творческой группе. Обобщённо, техника камео стала важным элементом композиции, укрепляющим доверие зрителей и открывающим возможности новых форм кинематографического выражения.

Литература:

1. Даниелянц Г. С., Калеева Ж.Г. Визуальные метафоры и кинематографические приемы в учебном фильме «Плохой день» Маринетт Мортем: уроки мастерства, диалог и поддержка в творческом процессе // Наука и образование: история, современное состояние, перспективы: монография. Выпуск 95 [под ред. А.А. Сукиасян]. - Уфа: Аэтерна, 2025. – 244 С. С. 198 -211. https://aeterna-ufa.ru/sbornik/KM-95.pdf

2. Камео режиссера и его ассистентов в Нейровасе https://dzen.ru/a/aTVRi08PsgruXotz

3. Даниелянц Г. С., Калеева Ж.Г. Учебный проект Маринетт Мортем: анализ режиссёрской работы и рекомендации по улучшению техник рекламы косметики // Научная деятельность в условиях цифровизации: теоретический и практический аспекты: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Калуга, 29 января 2025 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2025. - 252 с. С237-240 https://ami.im/sbornik/MNPK-665.pdf

4. Даниелянц Г.С., Калеева Ж. Г. Анализ и совершенствование учебного задания по режиссуре: роль крупных планов в проекте Маринетт Мортем// Интеллектуальный капитал общества как драйвер инновационного развития науки: Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Иркутск, 04 февраля 2025 г.). Стерлитамак: АМИ, 2025. – С. 205-209. https://ami.im/sbornik/MNPK-667-RF.pdf

(с) Калеева Ж.Г., 2025

Интеграция съёмочной среды в художественное пространство сериала «Нейровася» - камео Маринетт Мортем в аудиовизуальной культуре - Дива Яцура