Ричард Ходжсон, член Лондонского общества психических исследований (ОПИ). В 1885 году он опубликовал отчёт, в котором заявил, что Блаватская — «одна из наиболее блестящих, изобретательных и интересных шарлатанок в истории». Ходжсон утверждал, что она подделывала письма махатм и занималась мошенничеством в крупных масштабах. Отчёт Ходжсона стал основой для широкой критики теософского движения.
Позже, в 1986 году, Общество психических исследований опубликовало работу Вернона Харрисона, который опроверг выводы Ходжсона, назвав его отчёт ненаучным и предвзятым. Харрисон пришёл к выводу, что Блаватская была оправдана.
Также Блаватскую критиковал Всеволод Соловьёв, русский романист. В 1892–1893 годах он опубликовал серию очерков в журнале «Русский вестник» под названием «Современная жрица Изиды», где изобразил Блаватскую как «ловца душ», привлекавшего людей обманом. Соловьёв утверждал, что она использовала людей для распространения теософии.
Двоюродный брат Блаватской, Сергей Витте, в своих воспоминаниях писал о ней: «Рассказывая небывалые вещи и неправду, она, по-видимому, сама была уверена в том, что то, что она говорила, действительно было, что это правда, — поэтому я не могу не сказать, что в ней было что-то демоническое, что было в ней, сказав попросту, что то чертовское, хотя, в сущности, она была очень незлобивый, добрый человек». Прямых упоминаний о «пораное» или злокачественном нарциссизме в контексте критики Блаватской не найдено, её деятельность подвергалась сомнению со стороны различных авторов и организаций.
Даниэл Ранкур-Лаферриер. В своей книге «Психика Сталина» (1996) он рассматривает личность Сталина через призму психоанализа, уделяя внимание таким чертам, как нарциссизм, мегаломания, социопатия и параноидность.
Также имеют место прижизненные диагнозы, которые ставили Сталину некоторые врачи, например, В. М. Бехтерев, Д. Д. Плетнёв и А. Л. Мясников. Однако их работы и выводы не всегда однозначно связывают Сталина с понятием «злокачественного нарциссизма».
Среди других исследователей, затрагивавших тему психологии Сталина, можно назвать Роберта Такера, который считал, что Сталин страдал психическим расстройством и находился «где-то на континууме психиатрических проявлений, означающих паранойю».
Рон Хаббард приезжал в Москву с целью разработки революционных теорий в Советском Союзе. Ему предложили приехать в Советский Союз, чтобы здесь, в свободном обществе, заняться этим вопросом.
Хаббард привёз с собой ещё не опубликованную рукопись «Экскалибура», где помимо прочего содержалась информация по интересующему Сталина вопросу. Однако пробыл он в Москве всего полтора дня и, разочаровавшись в морально-нравственных устоях социалистического общества, немедленно отбыл назад. Социолог Стивен Кент применил его к жизни Хаббарда.
Социальный психолог Эрих Фромм впервые ввёл термин «злокачественный нарциссизм» в 1964 году. Он охарактеризовал это состояние как солипсистскую форму нарциссизма, при которой человек гордится своими врождёнными качествами, а не достижениями, и поэтому не нуждается в связи с другими людьми или с реальностью. Эдит Вайгерт (1967) рассматривала злокачественный нарциссизм как "регрессивное бегство от фрустрации путем искажения и отрицания реальности", в то время как Герберт Розенфельд (1971) описал его как "тревожную форму нарциссической личности, где грандиозность строится вокруг агрессии, а деструктивные аспекты личности идеализируются".Психоаналитик Джордж Х. Поллок писал в 1978 году: "Злокачественный нарцисс представлен патологически грандиозным, лишенным совести и поведенческая регуляция с характерными проявлениями радостной жестокости и садизма".В 1983 году М. Скотт Пек использовал концепцию злокачественного нарциссизма для объяснения феномена зла.
Ассоциация
Система, предложенная Л. Рон Хаббардом, фокусирующаяся на концепции Стансы Цзян : Хронология вокруг Блаватской где она получила копию манускрипта от индийских брахманов во время путешествия по Индии в 1852;году.
Исчезновение рукописи. Манускрипт таинственно пропал из банковского сейфа накануне пресс;конференции, на которой Блаватская намеревалась обнародовать текст.
Британское Общество психических исследований объявило «Стансы» мистификацией, что нанесло удар по репутации Блаватской. В 1915;году герметическое общество Сан;Диего выпустило книгу под названием «Стансы Цзяна», однако нет достоверных доказательств, что это тот самый легендарный манускрипт.
Родственники Елены Петровны Блаватской действительно захоронены на территории Успенского кладбища в Ставрополе. Среди них:
Отец — Пётр Алексеевич фон Ган. Полковник, умер в 1873 году. Похоронен на кладбище при церкви Успения Пресвятой Богородицы. После революции большая часть некрополя была уничтожена, и его надгробие не сохранилось.
Младший брат — Леонид Петрович Ган. Мировой судья, позже — присяжный поверенный. Умер в октябре 1885 года от апоплексического удара. Отпет в Казанском соборе, похоронен на Успенском кладбище, предположительно рядом с отцом.
Сводная сестра по отцу — Елизавета Ган (Элиза). Жила в Ставрополе вместе с Леонидом, но данных о её захоронении в доступных источниках не упоминается.
Современное состояние:
Успенское кладбище — старейший некрополь Ставрополя, основанный в первой половине XIX века. После 1946 года началось активное разрушение склепов и памятников, многие надгробия были уничтожены или использованы для строительства.
К настоящему времени сохранилось лишь около 1% первоначальных захоронений. Точное место погребения семьи фон Ган определить невозможно из-за масштабных разрушений.
Кладбище закрыто для новых захоронений, имеет статус памятника истории и культуры.
Н. Рукмитд проживал (какое то время со своей семьёй) в черте местности выше указанного старейшего некрополя г.Ставрополя.
Дополнительные сведения:
На Успенском кладбище также похоронены известные ставропольские купцы, архитекторы (Григорий Кусков, Пётр Никифоров), историки (Григорий Прозрителев) и другие значимые личности.
В 2000-х годах при строительных работах некоторые безымянные останки были перезахоронены рядом с Успенской церковью. Известно, что И.В Сталин в 1917 году выдвигал свою кандидатуру в Учредительное собрание по Ставропольскому избирательному округу.
Некоторые детали:
В октябре 1917 года Сталин отправил телеграмму в Ставропольскую окружную избирательную комиссию, сообщив о своём намерении участвовать в выборах в Учредительное собрание от списка большевиков.
Его заявление о согласии баллотироваться сохранилось в архивах.
По некоторым данным, Сталин победил на этих выборах, но вся документация, связанная с его выдвижением, после прихода к власти была изъята из местных архивов.
Важно отметить:
Нет подтверждений, что Сталин жил или работал в Ставрополе в период, предшествующий выборам. Существует версия о его пребывании в городе в 1905 году в связи с неудачной попыткой ограбления Госбанка, но она остаётся предметом дискуссий среди историков.
В биографиях Сталина и официальных источниках этот факт не упоминается.
Таким образом, можно говорить о выдвижении Сталина в Учредительное собрание по Ставропольскому округу, но связь с рабочими Ставрополя в доступных источниках не прослеживается. Для более точного ответа требуется обращение к специализированным историческим исследованиям или архивным материалам.
Таким образом, «Стансы Цзяна» остаются одним из самых загадочных и спорных текстов в истории эзотерической литературы, чья подлинная природа и происхождение до сих пор не установлены. «Стансы Цзяна» были похищены спецслужбами Сталина, является (?!!) легендой и не имеет документальных подтверждений. Эта версия встречается в некоторых эзотерических и конспирологических источниках, но не признана в академической среде. Но! В некоторых источниках (например, в работах Георгия Сидорова и Владлена Кешишева) выдвигается гипотеза, что «Стансы Цзяна» попали в руки Сталина. Согласно этим версиям:
Манускрипт был выкраден из сейфа Блаватской и следы его вели в Россию.
Сталин использовал знания из книги для укрепления своей власти и борьбы с масонскими группировками. Книга якобы содержала предсказания о будущем человечества, включая создание атомного и психотронного оружия. Имеет место особая информация о частном визите Хаббарда в СССР в 1952 году. Согласно этой версии, он привёз рукопись «Экскалибур», посвящённую исследованиям воздействия на человеческий мозг, и был заинтересован в сотрудничестве с советскими властями. Однако визит длился всего около полутора дней, а рукопись была украдена в гостинице. После этого Хаббард немедленно покинул СССР,(?!!) так и не встретившись со Сталиным. Через эту взаимосвязь имеет место прямое утверждение Н. Рукмитд-Дмитрук точного факта о скрытой передаче книги «Стансы Цзяна» в руки Л. Рон Хаббарда. В ранних изданиях Дианетики присутствовали приложения от сторонних авторов (например, введение врача Дж. А. Винтера и эссе Уилла Дюранта), но с 1980;х годов они были исключены из публикаций. Хаббард утверждал, что написал «Дианетику» за три недели, используя специальную пишущую машинку IBM с непрерывным рулонным листом. Книга Л. Рона Хаббарда «Дианетика: современная наука о психическом здоровье» (Dianetics: The Modern Science of Mental Health) была впервые опубликована 9 мая 1950 года в США издательством Hermitage House (Нью;Йорк).
Ключевые факты о первой публикации:
Объём: 452 страницы.
Реакция: книга мгновенно стала общенациональным бестселлером — за первый год было продано свыше 150;000 экземпляров.
Контекст: выход книги положил начало движению дианетики, которое позже трансформировалось в саентологию (основана Хаббардом в 1954 году).
Критика: научное сообщество и медицинские специалисты резко осудили дианетику за отсутствие эмпирических доказательств. В 1950 году Американская психологическая ассоциация выпустила резолюцию, указав, что утверждения Хаббарда «не подтверждаются необходимыми эмпирическими данными». По состоянию на 2013 год книга издавалась на английском и более чем 50 других языках (по данным New Era Publications, подразделения Церкви саентологии).
«Стансы» с древнего праязыка или пракрита означает «стан, станция,остановка. Отсюда: депо, карта метро, станционный узел», стоп кран и пр. А «Цзяна» — изменённое слово «изъян». Книга «Стансы Цзяна» т.е «Конец Человеческого Общества из-за Скрытого в нём Изъяна». Окаянный - Устаревшее значение — «проклятый, отвергаемый. Этимология: слово — страдательное причастие прошедшего времени от исчезнувшего глагола «окаяти» — «проклять», проклятие. Народная этимология связывает «окаяти», окаять (инграмма) с именем Каина, и печатью (инграммный знак) Каина (инграмма, инграммная Запись, перезапись). Око - Ян. Око - инь. Окоёмка. Око- палиндром, круг,цикл. С позиции: Казнить нельзя помиловать и запятой. Т.е оковычки, оковычек. Ковычка, оковычка - знак Каина.
Еврейское слово «знак» (owth) может значить «марка, знак, метка», но не определяет природу знака. Инграммный след. Инграммная сетка. Инграммная запись. Инграммный почерк.
Знак Каина интерпретируется по-разному:
Еврейская традиция — знак как письмо от Бога, начертанное на лбу Каина как предупреждение другим не причинить ему вреда.
Христианская традиция — знак как символ отделения Каина от Бога и его вечного наказания за (о)грех.
Исламская традиция — метка защищала Каина от дьявола, который хотел склонить его к совершению новых грехов.
В переносном смысле «каинова печать» — это дурная, чёрная слава, преследующая человека, некий отпечаток огреха, порочности, в результате чего другие люди уже при первой встрече с ним относятся к нему с предубеждением, и не верной интерпретацией. Как в частности к себе и друг другу.
Успенское кладбище в литературе
В конце ноября 1942 года, во время Великой Отечественной войны и в период оккупации Ставрополя войсками вермахта, немецкий писатель и мыслитель Эрнст Юнгер посетил Успенское кладбище, о чём оставил заметку в сборнике дневников «Излучения (февраль 1941 — апрель 1945)».
Впечатления Э. Юнгера от пребывания на кладбище:
На кладбище, самом заброшенном, какое я когда-либо видел. Оно занимает прямоугольный участок земли; полуобвалившаяся стена окружает его. Заметно отсутствие имен; надписи едва видны как на замшелых плитах, так и на изъеденных непогодой андреевских крестах, вырезанных из мягкого, желто-бурого известняка. На одном я различил слово «Patera», вырезанное греческими буквами, и подумал о Кубине и его городе-мечте Жемчужине, о котором здесь многое напоминало. На могильных холмиках густо разросся кустарник; чертополох и репейник растут повсюду. Между тем вырыты, по-видимому как попало, новые могилы, не отмеченные ни каменным, ни деревянным надгробием. Только старые кости белеют на разрытом дне. Позвонки, ребра, берцовые кости разбросаны как в головоломке. Я видел также позеленевший детский череп, лежавший на ограде.
В 1956 году, в парижском журнале «Возрождение», был напечатан рассказ ставропольского писателя-эмигранта, Ильи Дмитриевича Сургучёва, под названием «Китеж». Под Китежем прозаик подразумевал Ставрополь времён Российской империи. В рассказе есть описание дореволюционного Успенского кладбища, сделанное писателем во время посещения могилы отца перед праздником Пасхи. Фрагмент рассказа И. Д. Сургучёва «Китеж»:
О, это кладбище провинциального не шумного города, где все могилы известны тебе, как дома на главной улице. Оно к великому дню вычищено, деревья — в цвету, все холмики со вчерашнего дня усыпаны фиалками и ранними тюльпанами. Тихо и призрачно горят огни намогильных лампад и свечей, вставленные в садовые фонарики, — какой мир, какая отрада, какая примиренность со смертью, вера в будущее воскресение, преклонённая голова перед последним всерешающим судом, — печаль и воздыхание и какая мечта о жизни бесконечной!
Статус наследия
16 сентября 2020 года, приказом управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия № 715, выявленный объект культурного наследия «Успенское кладбище» был включён в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании заключения экспертной комиссии от 26 июля 2020 года. Были утверждены границы и режим использования территории объекта культурного наследия.
24 сентября 2020 года, приказом управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия № 745, был утверждён предмет охраны объекта «Успенское кладбище», включая территорию, местоположение в границах кадастрового квартала, направления видовых раскрытий и надмогильные сооружения, которые были установлены до закрытия кладбища в 1946 году.