Найти в Дзене

"Отцы и дети" (Италия-Франция): мнения

«В этом фильме, который для широкой публики развлекателен и обладает радужной моралью, Моничелли демонстрирует свой потенциал, выходящий за рамки жанра популярной комедии... Действительно, в фильме есть некий более серьёзный подтекст, который, однако, растворяется под глянцевой оболочкой. Но подтекст есть, и в нём чувствуется зрелое мастерство". Отцы и дети / Padri e figli / Pères et fils. Италия-Франция, 1957. Режиссер Марио Моничелли. Сценаристы: Леонардо Бенвенути, Луиджи Эммануеле, Адженоре Инкроччи, Марио Моничелли, Фурио Скарпелли. Актеры: Мариза Мерлини, Витторио Де Сика, Лорелла ДеЛюка, Риккардо Гарроне, Марчелло Мастроянни, Фиорелла Мари, Франко Интерленги, Антонелла Луальди, Меммо Каротенуто, Руджеро Марки и др. Комедия. Мелодрама. Премьера: 21.02.1957. Прокат в Италии: 3,0 млн. зрителей. Прокат во Франции: 0,5 млн. зрителей. Италия 1950-х. Разные семьи сталкиваются со своими проблемами. Мариса Мерлини играет здесь роль медсестры, связывая воедино эти семейные истории… В го

«В этом фильме, который для широкой публики развлекателен и обладает радужной моралью, Моничелли демонстрирует свой потенциал, выходящий за рамки жанра популярной комедии... Действительно, в фильме есть некий более серьёзный подтекст, который, однако, растворяется под глянцевой оболочкой. Но подтекст есть, и в нём чувствуется зрелое мастерство".

Отцы и дети / Padri e figli / Pères et fils. Италия-Франция, 1957. Режиссер Марио Моничелли. Сценаристы: Леонардо Бенвенути, Луиджи Эммануеле, Адженоре Инкроччи, Марио Моничелли, Фурио Скарпелли. Актеры: Мариза Мерлини, Витторио Де Сика, Лорелла ДеЛюка, Риккардо Гарроне, Марчелло Мастроянни, Фиорелла Мари, Франко Интерленги, Антонелла Луальди, Меммо Каротенуто, Руджеро Марки и др. Комедия. Мелодрама. Премьера: 21.02.1957. Прокат в Италии: 3,0 млн. зрителей. Прокат во Франции: 0,5 млн. зрителей.

Италия 1950-х. Разные семьи сталкиваются со своими проблемами. Мариса Мерлини играет здесь роль медсестры, связывая воедино эти семейные истории…

В год выхода «Отцов и детей» в итальянский кинопрокат кинокритик Джан Луиджи Ронди (1921-2016) отнесся к картине позитивно, отметив «лёгкий сюжет, полный чувств, радостей, тревог и печалей» (Rondi, 1957).

С ним был согласен кинокритик и сценарист Луиджи Кьярини (1900-1975): «В этом фильме, который для широкой публики развлекателен и обладает радужной моралью, Моничелли демонстрирует свой потенциал, выходящий за рамки жанра популярной комедии... Действительно, в фильме есть некий более серьёзный подтекст, который, однако, растворяется под глянцевой оболочкой. Но подтекст есть, и в нём чувствуется зрелое мастерство» (Chiarini, 1957).

Аналогичная оценка сохранилась и у итальянских киноведов XXI века.

Массимо Бертарелли полагает, что эта «приятная, остроумная и проницательная социально-сентиментальная комедия Марио Моничелли, который с лёгкостью и тонким юмором мастерски соединяет эпизоды… Среди актеров выделяется своим обаянием великолепная характерная актриса Мариса Мерлини» (Bertarelli, 2001).

Массимилиано Скьявони считает, что «Отцы и дети», сочетающие элементы моральной и социальной комедии, — мягкие и снисходительные, но в то же время с оттенком горечи, неслыханной для итальянского кино 1950-х годов. … Моничелли прослеживает всю биологическую цепочку бытия, каждый раз фокусируясь на разных этапах трудного родительского дела, чередуя наброски с более глубокими портретами в соответствии с общей схемой лёгкого развлечения. Однако стремление к социальному пониманию уже прослеживается во многих аспектах, начиная особенно с тем, связанных с конфликтом поколений. … Социальный резонанс фильма… во многом основан именно на тонком, интеллектуальном и глубоком взгляде на измерение удовольствия, обретённого после катастроф войны, которая вот-вот поглотит целую страну» (Schiavoni, 2015).

Итак, после двух цветных фильмов («Запрещено» и «Донателла») Моничелли вернулся в черно-белое кино в «Отцах и детях». Эта картина собрала в итальянском кинопрокате 3 млн. зрителей, а Марио Моничелли был награждён «Серебряным медведем» за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале. Картина, действительно, отличалась незаурядным мастерством – как режиссера, так и актеров, среди которых были Мариза Мерлини (1923-2008), Витторио Де Сика (1901-1974), Марчелло Мастроянни (1924-1996), Антонелла Луальди (1931-2023) и др.

Как когда-то принято было писать в советской прессе, этой картине была свойственна гуманистическая позиция авторов и внимательное отношение к человеческим проблемам…

Киновед Александр Федоров