Найти в Дзене
Автопилот

Дозвуковая скорость

Автомобили на афишах немого кино Автомобиль и кинематограф практически ровесники. Первые повозки, приводимые в движение двигателем внутреннего сгорания, появились на дорогах Германии в 1886 году. Спустя десятилетие, в декабре 1895 года, в Париже братья Люмьер впервые показали «движущиеся фотографии», в том числе прибытие поезда на вокзал. Но если автомобиль сразу же стал объектом, который можно было воспринимать не только зрением, но и, конечно же, осязанием, а также слухом и обонянием, то кино долгое время оставалось немым. Silent Movie, как впоследствии станут называть такие фильмы в англоязычной культурной среде. Четверть века назад в России был издан замечательный альбом «Плакат немого кино», в котором собраны афиши как зарубежных, так и отечественных фильмов, которые смотрели у нас в стране с 1900 по 1930 год. В этот труд попали не все плакаты, и авторы сборника не ставили перед собой цель исследовать эти художественные работы на предмет автомобилизма. Редакция «Автопилота» такую

Автомобили на афишах немого кино

Автомобиль и кинематограф практически ровесники. Первые повозки, приводимые в движение двигателем внутреннего сгорания, появились на дорогах Германии в 1886 году. Спустя десятилетие, в декабре 1895 года, в Париже братья Люмьер впервые показали «движущиеся фотографии», в том числе прибытие поезда на вокзал.

Фрагмент афиши фильма «Клеймо преступления», 1927 год.📷Фото: Афиша фильма
Фрагмент афиши фильма «Клеймо преступления», 1927 год.📷Фото: Афиша фильма

Но если автомобиль сразу же стал объектом, который можно было воспринимать не только зрением, но и, конечно же, осязанием, а также слухом и обонянием, то кино долгое время оставалось немым. Silent Movie, как впоследствии станут называть такие фильмы в англоязычной культурной среде.

Четверть века назад в России был издан замечательный альбом «Плакат немого кино», в котором собраны афиши как зарубежных, так и отечественных фильмов, которые смотрели у нас в стране с 1900 по 1930 год. В этот труд попали не все плакаты, и авторы сборника не ставили перед собой цель исследовать эти художественные работы на предмет автомобилизма. Редакция «Автопилота» такую попытку предприняла. Главный вывод, к которому мы пришли: художники не стремились с документальной точностью воспроизвести на плакате автомобиль, снимавшийся в фильме. Машина для них была не маркой и моделью, а символом прогресса. Удивительно, что даже спустя столетие с этим трудно не согласиться.

«Жребий брошен», 1910 год

Увы, история не сохранила для нас сведений, что за коллизии разворачивались в этой зарубежной драме из четырех частей, и можно только догадываться о том, что задумал человек в кепке, наблюдающий за парочкой, выходящей из увеселительного заведения. Но нас может заинтересовать надпись на афише. Представительство «Козловский, Юрьев и К°» в 1915 году было зарегистрировано уже как Торговый дом Т.К.Ю. (Талдыкин, Козловский, Юрьев), о чем сообщал журнал «Вестник кинематографии» № 113 за 1915 год. То есть прокатом киноленты контора занималась до 1915 года, а скорее всего — даже до 1914-го. В этот год началась Первая мировая война, и было уже не до увеселений. По адресу Москва, Тверская, дом 21, до революции располагался знаменитый Английский клуб. В начале Первой мировой войны значительная часть помещений на собственные средства клуба была переоборудована под военный госпиталь. После 1917 года клуб был окончательно закрыт, а его здание заняло руководство московской милиции.

   «Жребий брошен», 1910 год.
«Жребий брошен», 1910 год.
Марку автомобиля на афише распознать невозможно. Но по конструкции это обычный лимузин начала XX века, где пассажиры сидели в салоне, а шофер — на «свежем воздухе».

«Клеймо преступления», 1927 год

Американский фильм был снят в 1924 году, а в советский кинопрокат вышел тремя годами позже. Длительность фильма всего 15 минут, поэтому сюжет нехитрый. Раскрыть жестокое убийство поручают опытному сыщику. Профессионал быстро находит улики и свидетеля. Все указывает на причастность к делу одной подозрительной семьи, которая, как оказалось, промышляет наркобизнесом.

Действие происходит в Америке, но авторы плаката Григорий Борисов Николай Прусаков почему-то изобразили автомобиль с правым рулем. Уже сто с лишним лет «праворукие» в США только почтовые фургоны.
-3
Картина не сохранилась, но в свое время имела большой успех. Как, впрочем, и большинство фильмов Вудбриджа Стронга Ван Дайка II, одного из лучших режиссеров США первой трети XX века. На его счету две номинации на премию «Оскар» за лучшую режиссерскую работу за фильмы «Тонкий человек» и «Сан-Франциско». К слову, настоящую славу режиссеру принесло не только звуковое кино, но и, собственно, сам звук. Лента «Тарзан — человек-обезьяна» 1932 года стала знаменита в том числе не по-человечески пронзительным криком Тарзана. Лишь в семидесятые годы прошлого века был раскрыт секрет: крик смоделирован наложением записей голосов целых трех певцов.
-4

«Черный конверт», 1922 год

Немецкий остросюжетный детектив — это такой «джеймс бонд» двадцатых годов, только без звука: гонки на автомобилях и мотоциклах, прыжки с парашютом и прыжки на машине через взорванный пролет моста. В роли сыщика, которому загадочный преступник шлет черные конверты с якобы ценной информацией, снялся сам режиссер Гарри Пиль. В Германии цензура тут же запретила показ фильм из-за якобы неправильных жизненных ориентиров, которые могут быть усвоены молодежью. Но, что удивительно, в СССР картина шла в кинотеатрах с большим успехом.

Примечательно, что в одном из эпизодов герои гоняют по Альпам на Citroen-Kegresse — вездеходе, где на задней оси вместо колес стоит гусеничный движитель. Француз Адольф Кегресс довольно долго жил в России и именно здесь и сделал свое главное изобретение. Выиграв на испытаниях, устроенных Императорским Российским автомобильным обществом, вездеходный конкурс, опередив самого Игоря Сикорского с его аэросанями, он стал переобувать «на гусеницы» весь царский гараж. Знаменитый ленинский Rolls-Royce, который сегодня хранится в Горках, тоже оборудован лыжно-гусеничной системой Кегресса. После революции инженер вернулся во Францию, где трудился на благо марки Citroen. На другом плакате к фильму изображен автомобиль марки Hispano-Suiza. В фильме такого нет, но наши художники Григорий Борисов и Николай Прусаков просто умели его рисовать. И не раз использовали эту машину в своих работах.

«Октябрь», 1927 год

Знаменитый фильм, снятый к десятилетию Октябрьской революции, воспроизводит знаковые события 1917 года. Помимо великого советского режиссера Сергея Эйзенштейна в работе над фильмом принимал участие один из лучших его учеников — Григорий Александров, снявший впоследствии «Волгу-Волгу», «Веселых ребят», «Цирк» и «Весну».

На киноплакате с большим изображением актера, игравшего роль Керенского, нарисован Rolls-Royce, хотя Александр Федорович уехал из Зимнего дворца на автомобиле марки Pierce-Arrow. Именно уехал, а не сбежал, переодевшись в женское платье, на что намекают на плакате персонажи, изображающие воительниц из женского батальона.

«Последний извозчик Берлина», 1926 год

Прототипом одного из главных героев фильма послужил реальный персонаж — Густав Хартман. Во второй половине двадцатых годов весь таксопарк германской столицы был моторизован, Хартман выезжал в город на своем видавшем виды экипаже, запряженном конем по кличке Грасмус. Извозчика знал весь Берлин, а за свое упрямство он получил прозвище Железный Густав. Еще больше «последний извозчик» стал знаменит в 1928 году, когда, чтобы показать, что гужевой транспорт рано списывать со счетов, Хартман совершил на своем экипаже путешествие до Парижа и обратно.

   «Последний извозчик Берлина», 1926 год.
«Последний извозчик Берлина», 1926 год.

В фильме обыгрывается конфликт между отцами и детьми в том числе как противостояние между конем живым и «конем железным». Антипод упрямого извозчика — его зять. Который вынужден получать водительскую лицензию тайно, чтобы не гневить тестя. Кульминация сюжета: пассажир, недовольный тем, что конный экипаж едет слишком медленно, пересаживается в такси, взбешенный извозчик это такси преследует, чтобы доказать, что он тоже умеет быстро ездить, но в итоге повозка опрокидывается, и пожилой упрямец вываливается из нее прямо на лед Шпрее.

«Клеймо преступления», 1927 год.📷Фото: Афиша фильма / Bentley
«Клеймо преступления», 1927 год.📷Фото: Афиша фильма / Bentley

Афишу для советского кинопроката рисовал Иосиф Герасимович. Что за автомобиль он изобразил, сказать сложно. Это может быть и Horch, и Adler, и Laurin & Klement. Но номерной знак IA действительно берлинский.

Еще любопытная деталь. В оригинале фильм называется «Die letzte Droschke von Berlin». Слово «Droschke» перекочевало в немецкий из русского. Это, собственно, дрожки — легкая открытая четырехколесная повозка. А вот «Kutscher», то есть «кучер», — немецкое слово.

«Дом на Трубной», 1928 год

Эксцентричное кино состоит из комичных историй на бытовые темы — целиком фильм не сохранился — и показывает Москву эпохи НЭПа. Парикмахер и его праздная жена, живущие в многоквартирном доме на Трубной, нанимают простую деревенскую девушку Парашу в качестве домработницы. Ее роль блестяще сыграла молодая Вера Марецкая. В этом же доме обитает «шоффер» Семен Бывалов.

В фильме Семен Бывалов ездит на простеньком Ford T. Но на афише художники Григорий Борисов и Николай Прусаков изобразили пафосную Hispano-Suiza. Видимо, они умели рисовать этот автомобиль и потому использовали это умение при каждом удобном случае. Примечательно, что в двадцатые годы в Москве была, по сути дела, одна-единственная машина марки Hispano-Suiza. И возили на ней не кого-нибудь, а председателя ОГПУ Вячеслава Менжинского.

«В город входить нельзя», 1929 год

Действие триллера «В город входить нельзя» разворачивается в 1928 году в Москве. Бывший белый эмигрант тайно возвращается в столицу, чтобы добыть секретные сведения. Отец, профессор, узнает своего сына, которого считал погибшим, и докладывает куда следует. При задержании шпион погибает. Режиссером и оператором фильма стал Юрий Желябужский, которому принадлежит одна из шестнадцати звезд на «Аллее звезд» Киностудии имени М. Горького. С известным писателем будущего киношника судьба свела еще в юности: став гражданским мужем актрисы Марии Андреевой, пролетарский писатель стал отчимом ее сына Юрия. В 1919 году Желябужский участвовал в организации Госкиношколы, ныне ВГИК. С 1920 года руководил группой кинохроники, снимавшей Ленина.

На киноплакате Григорий Борисов и Петр Жуков изобразили просто поток машин, характерный для Москвы конца двадцатых. Без конкретики по маркам.

«Пять минут», 1928 год

Фильм-прощание с В.И. Лениным большей частью состоит из кинохроники: документальные кадры показывают жизнь богатеев, в частности в Нью-Йорке, а также тяжелую долю самых разных народов в Африке — обилие женских тел топлес сегодня потребовало бы маркировки 18+. Но есть в картине и игровая сюжетная линия, исполненная актерами. Двадцать седьмого января 1924 года в 16 часов, когда весь советский народ и трудящиеся других стран пятиминутным молчанием прощались с вождем мирового пролетариата, американский концессионер торопился на выгодную сделку. На полпути, ровно в четыре часа его шофер-китаец остановил машину и встал по стойке смирно, чем вызвал негодование важного пассажира. В ход пошли даже деньги, но водитель от них отказался.

-10
Художник Николай Прусаков изобразил на афише «Мерседес», которых в ту пору в Москве ездило не мало, но который, конечно же, не мог стать транспортом западного магната, который в фильме ездит на заднем сиденье открытого «Роллс-Ройса». Притом что найти для съемок Rolls-Royce, что удалось московскому представительству Госкинпрома Грузии, было, вероятно, немного сложнее, чем нарисовать такую машину на киноплакате.

«Кто ты такой?», 1927 год

Фильм снят режиссером Юрием Желябужским по мотивам рассказа Джека Лондона «По ту сторону рва». Случайное знакомство профессора социологии с безработным инвалидом войны заставляет «мужа науки» временно устроиться на фабрику под чужим именем, чтобы изучать истинное положение рабочих. На фабрике Эйнема — завод «Красный Октябрь», где снималось кино, — он видит все: тяжелый труд, ужасные условия, задержки зарплаты. Во время стихийной стачки ему приходится себя разоблачить, чтобы избежать кровопролития. Профессор возвращается в свой мир и пишет новый труд на основе сурового личного опыта.

«В трясине», 1927 год

   «Пять минут», 1928 год.
«Пять минут», 1928 год.

Фильм режиссера Ивана Перестиани, с 16 лет выступавшего актером на сцене Таганрогского театра, а впоследствии ставшего одним из создателей грузинского кинематографа, развенчивает грязную сторону жизни во времена НЭПа. Начинающий писатель и его друг, банковский кассир, все свободное время проводят в казино. Пристрастившись к карточным играм, молодые люди глубоко вязнут в трясине азарта. Неудивительно, что вскоре за растрату казенных денег кассира сажают в тюрьму. Машину на афише опознать сложно. Впрочем, ее автор, художник Николай Прусаков, никогда не нагружал себя заботой о том, чтобы на афише изображалось то же, что и на экране.

По киноплакату Семена Семенова-Менеса не определить, фрагмент какого автомобиля на нем изображен. Типичен для тех лет руль справа и манетки на руле — газ или опережение зажигания. Ну, и фуражка шоферская.

«Настоящий джентльмен», 1928 год

Комедия от американского режиссера Клайда Брукмана с участием звезды Голливуда Монти Бэнкса. Этот комик пользовался в США огромной популярностью за исполнение опасных трюков в немом кино. То привязанный к багажнику автомобиля он летит в пропасть, то переходит из мчащегося автомобиля в мчащийся поезд. В роли настоящего джентльмена он в конце концов спасает свою невесту и деньги ее отца от мошенников. В начале же фильма его автомобиль на скорости теряет колесо, в результате чего герой получает контузию. Добравшись до дома невесты, жених ведет себя словно пьяный, создавая уйму комичных ситуаций. И свадьба отменяется.

-14
В фильме «Настоящий джентльмен» нет гоночной сцены, изображенной на афише художниками Владимиром и Георгием Стенбергами. Зато она есть в фильме «Гоночное счастье», снятом за четыре года до того тоже с участием Монти Бэнкса. Оттуда, по всей вероятности, сюжет и срисован.

«Два броневика», 1928 год

Даже удивительно, что немой фильм, в создании которого приняли участие такие мэтры отечественной культуры, не сохранился. Остался сценарий, написанный Виктором Шкловским. «Халил-Бек действительно взял броневик системы Остена с шофером и двумя помощниками, он проехал на нем до станции Винницы, идя грунтовой дорогой…» Ну, и имя Семена Тимошенко на афише. Его комедию «Небесный тихоход», снятую во время Великой Отечественной войны, посмотрит 21 млн зрителей.

-15
Автор афиши к фильму до сих пор не установлен. Но надо отдать ему должное: на киноплакате довольно правдоподобно изображены те самые два броневика — марок Austin и Renault, слева и справа соответственно.

СЭП, 1929 год

«Настоящий джентльмен», 1928 год.📷Фото: Афиша фильма
«Настоящий джентльмен», 1928 год.📷Фото: Афиша фильма

СЭП, или Сборная экспериментальная программа, — политико-просветительский фильм для бойцов Красной армии с документальными и игровыми фрагментами. Фильм не сохранился.

На плакате Владимира и Георгия Стенбергов изображена бронедрезина «Матваль». Ее название происходит от соединения фамилий двух авторов конструкции. В 1915 году техник автомобильной роты Вальднер вместе с командиром роты Маттиссоном спроектировал и сделал из частей разбитых автомобилей железнодорожную дрезину.

«Элисо», 1928 год

Режиссер кинофильма — Николай Шенгелая, отец режиссеров Эльдара и Георгия Шенгелая. Сюжет рассказывает о пылкой любви, случившейся на фоне трагических событий на Северном Кавказе в 1864 году. Главную роль в фильме исполнила княжна по происхождению Кира Андроникашвили, вышедшая позднее замуж за писателя Бориса Пильняка. Как жена «изменника Родины», она была приговорена к восьми годам лагерей. Реабилитирована в 1956 году.

У Николая Прусакова любимыми объектами изображения были автомобили, велосипеды и тому подобная техника, символизирующая прогресс. Именно потому на афише фильма, сюжет которого основан на событиях середины XIX века, изображен мотоцикл.

Александр Папешин

Еще больше материалов на сайте www.autopilot.ru