Зинаида Евгеньевна Серебрякова (урожденная Лансере; 1884-1967) – выдающаяся русская и французская художница. Она была членом объединения "Мир искусства" и одной из пионеров среди женщин-живописцев, оставивших значительный след в истории искусства. Серебрякова училась у Осипа Браза.
Детство художницы прошло в имении Нескучное, в окружении одной из самых известных в мире искусства династий – Бенуа-Лансере. Её дед, Николай Бенуа, был архитектором, отец, Евгений Лансере, – скульптором, специализировавшимся на изображении животных. Мать, Екатерина Николаевна (дочь Николая Бенуа и сестра Леонтия Бенуа и Александра Бенуа), в юности занималась графикой. Стоит отметить, что Надежда Бенуа (впоследствии Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актера и писателя Питера Устинова, что делало его двоюродным племянником Серебряковой.
Формирование Зинаиды Серебряковой как художницы тесно связано с Санкт-Петербургом, где, по мнению исследователей, на нее оказали влияние поэтические образы Пушкина и Блока. С самого начала своей карьеры она стремилась передать свою любовь к красоте окружающего мира. Ранние произведения, такие как "Крестьянская девушка" (1906) и "Сад в цвету" (1908), демонстрируют ее поиски и глубокое восприятие русской природы.
Настоящую известность Серебряковой принес автопортрет "За туалетом" (1909), представленный на выставке "Мир искусства" в 1910 году. За ним последовали такие зрелые и композиционно уверенные работы, как "Купальщица" (1911), портрет Е. К. Лансере (1911) и портрет матери "Екатерина Лансере" (1912). Вступив в общество "Мир искусства" в 1911 году, Серебрякова выделялась среди его членов своей приверженностью простым сюжетам, гармонии, пластичности и обобщенности в живописи.
Период с 1914 по 1917 годы стал для художницы временем творческого расцвета. В эти годы она создала серию работ, посвященных народной жизни, крестьянскому труду и русской деревне, включая "Крестьяне" (1914-1915) и "Жатва" (1915). Особое значение имеет картина "Беление холста" (1917), где фигуры крестьянок на фоне неба приобретают монументальность благодаря низкой линии горизонта.
Многие из этих произведений были написаны в мастерской Серебряковой в имении Нескучное, где часто бывали известные деятели культуры, такие как Константин Сомов, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Анна Ахматова и Александр Бенуа.
В 1914 году Александр Бенуа возглавил работу по созданию росписей для зала ресторана Казанского вокзала в Москве. К этому масштабному проекту были привлечены такие известные художники, как Евгений Лансере, Борис Кустодиев, Мстислав Добужинский и Зинаида Серебрякова. Общая концепция росписей, как и всего вокзала, заключалась в аллегорическом изображении объединения Европы и Азии Россией. Зинаида Серебрякова в рамках этого проекта создала эскизы для серии панно под названием «народы Востока», где Индия, Япония, Турция и Сиам были представлены в образах обнаженных одалисок.
Зинаида Серебрякова встретила Октябрьскую революцию в своем имении Нескучном. В конце 1917 года, спасаясь от грабежей помещичьих владений, семья Серебряковых была вынуждена покинуть родной дом. Переезды в Змиёв, а затем в Харьков, привели к трагической смерти мужа Зинаиды, Бориса, от сыпного тифа в марте 1919 года. Оставшись с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию, Серебрякова столкнулась с новыми испытаниями: в ноябре 1919 года их семейное имение было разграблено и сожжено. Не имея возможности работать с масляными красками, художница переключилась на уголь и карандаш, создав в этот непростой период свои знаменитые детские портреты, такие как «На террасе в Харькове» и «Карточный домик».
Серебрякова отказалась от модных футуристических веяний и работы с политическими деятелями, найдя применение своему таланту в Харьковском археологическом музее, где она делала карандашные зарисовки экспонатов. В декабре 1920 года семья переехала в Петроград. Первое время они жили у друзей, а затем вернулись в свою прежнюю квартиру на Васильевском острове. Весной 1921 года они перебрались в родовой дом, который был заселен артистами МХАТа. В последующие годы Серебрякова активно работала над театральными сюжетами. В 1924 году её работы были успешно представлены на выставке в Нью-Йорке, где особое внимание публики привлекла картина «Спящая девочка на красном одеяле».
Осенью 1924 года, отправившись в Париж для выполнения заказа на крупное декоративное панно, художница оказалась в вынужденной эмиграции. Разлученная с Родиной и детьми (двоих, Александра и Екатерину, удалось вывезти за границу), она жила по Нансеновскому паспорту, а в 1947 году получила французское гражданство.
В период с 1928 по 1932 годы она совершила поездки в Марокко, где черпала вдохновение в пейзажах Атласских гор, образах арабских женщин и африканцев в колоритных тюрбанах. Также ею был создан цикл произведений, посвященных жизни бретонских рыбаков.
В эпоху "оттепели" в СССР были возобновлены контакты с художницей. В 1960 году, спустя 36 лет, ее навестила дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником. В 1966 году масштабные выставки ее работ прошли в Москве, Ленинграде и Киеве, что принесло ей широкую известность в Советском Союзе. Ее альбомы издавались огромными тиражами, а творчество сравнивали с шедеврами Боттичелли и Ренуара.
19 сентября 1967 года, в возрасте 82 лет, художница скончалась в Париже от кровоизлияния в мозг. Она нашла упокоение на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.