Найти в Дзене
Artenum

Зинаида Серебрякова: жизнь и творчество

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (урожденная Лансере; 1884-1967) – выдающаяся русская и французская художница. Она была членом объединения "Мир искусства" и одной из пионеров среди женщин-живописцев, оставивших значительный след в истории искусства. Серебрякова училась у Осипа Браза.
Детство художницы прошло в имении Нескучное, в окружении одной из самых известных в мире искусства династий – Бенуа-Лансере. Её дед, Николай Бенуа, был архитектором, отец, Евгений Лансере, – скульптором, специализировавшимся на изображении животных. Мать, Екатерина Николаевна (дочь Николая Бенуа и сестра Леонтия Бенуа и Александра Бенуа), в юности занималась графикой. Стоит отметить, что Надежда Бенуа (впоследствии Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актера и писателя Питера Устинова, что делало его двоюродным племянником Серебряковой. Формирование Зинаиды Серебряковой как художницы тесно связано с Санкт-Петербургом, где, по мнению исследователей, на нее оказали влияние поэтически

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (урожденная Лансере; 1884-1967) – выдающаяся русская и французская художница. Она была членом объединения "Мир искусства" и одной из пионеров среди женщин-живописцев, оставивших значительный след в истории искусства. Серебрякова училась у Осипа Браза.

Детство художницы прошло в имении Нескучное, в окружении одной из самых известных в мире искусства династий – Бенуа-Лансере. Её дед, Николай Бенуа, был архитектором, отец, Евгений Лансере, – скульптором, специализировавшимся на изображении животных. Мать, Екатерина Николаевна (дочь Николая Бенуа и сестра Леонтия Бенуа и Александра Бенуа), в юности занималась графикой. Стоит отметить, что Надежда Бенуа (впоследствии Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актера и писателя Питера Устинова, что делало его двоюродным племянником Серебряковой.

Формирование Зинаиды Серебряковой как художницы тесно связано с Санкт-Петербургом, где, по мнению исследователей, на нее оказали влияние поэтические образы Пушкина и Блока. С самого начала своей карьеры она стремилась передать свою любовь к красоте окружающего мира. Ранние произведения, такие как "Крестьянская девушка" (1906) и "Сад в цвету" (1908), демонстрируют ее поиски и глубокое восприятие русской природы.

Серебрякова Зинаида Евгеньевна
За туалетом. Автопортрет 1909 г
Серебрякова Зинаида Евгеньевна За туалетом. Автопортрет 1909 г

Настоящую известность Серебряковой принес автопортрет "За туалетом" (1909), представленный на выставке "Мир искусства" в 1910 году. За ним последовали такие зрелые и композиционно уверенные работы, как "Купальщица" (1911), портрет Е. К. Лансере (1911) и портрет матери "Екатерина Лансере" (1912). Вступив в общество "Мир искусства" в 1911 году, Серебрякова выделялась среди его членов своей приверженностью простым сюжетам, гармонии, пластичности и обобщенности в живописи.

Период с 1914 по 1917 годы стал для художницы временем творческого расцвета. В эти годы она создала серию работ, посвященных народной жизни, крестьянскому труду и русской деревне, включая "Крестьяне" (1914-1915) и "Жатва" (1915). Особое значение имеет картина "Беление холста" (1917), где фигуры крестьянок на фоне неба приобретают монументальность благодаря низкой линии горизонта.

Серебрякова Зинаида Евгеньевна
Harvest (1915)
Серебрякова Зинаида Евгеньевна Harvest (1915)

Многие из этих произведений были написаны в мастерской Серебряковой в имении Нескучное, где часто бывали известные деятели культуры, такие как Константин Сомов, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Анна Ахматова и Александр Бенуа.

В 1914 году Александр Бенуа возглавил работу по созданию росписей для зала ресторана Казанского вокзала в Москве. К этому масштабному проекту были привлечены такие известные художники, как Евгений Лансере, Борис Кустодиев, Мстислав Добужинский и Зинаида Серебрякова. Общая концепция росписей, как и всего вокзала, заключалась в аллегорическом изображении объединения Европы и Азии Россией. Зинаида Серебрякова в рамках этого проекта создала эскизы для серии панно под названием «народы Востока», где Индия, Япония, Турция и Сиам были представлены в образах обнаженных одалисок.

Серебрякова Зинаида Евгеньевна.Still life with a jug, 1952
Серебрякова Зинаида Евгеньевна.Still life with a jug, 1952

Зинаида Серебрякова встретила Октябрьскую революцию в своем имении Нескучном. В конце 1917 года, спасаясь от грабежей помещичьих владений, семья Серебряковых была вынуждена покинуть родной дом. Переезды в Змиёв, а затем в Харьков, привели к трагической смерти мужа Зинаиды, Бориса, от сыпного тифа в марте 1919 года. Оставшись с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию, Серебрякова столкнулась с новыми испытаниями: в ноябре 1919 года их семейное имение было разграблено и сожжено. Не имея возможности работать с масляными красками, художница переключилась на уголь и карандаш, создав в этот непростой период свои знаменитые детские портреты, такие как «На террасе в Харькове» и «Карточный домик».

Серебрякова Зинаида Евгеньевна
За завтраком
Серебрякова Зинаида Евгеньевна За завтраком

Серебрякова отказалась от модных футуристических веяний и работы с политическими деятелями, найдя применение своему таланту в Харьковском археологическом музее, где она делала карандашные зарисовки экспонатов. В декабре 1920 года семья переехала в Петроград. Первое время они жили у друзей, а затем вернулись в свою прежнюю квартиру на Васильевском острове. Весной 1921 года они перебрались в родовой дом, который был заселен артистами МХАТа. В последующие годы Серебрякова активно работала над театральными сюжетами. В 1924 году её работы были успешно представлены на выставке в Нью-Йорке, где особое внимание публики привлекла картина «Спящая девочка на красном одеяле».

Серебрякова Зинаида Евгеньевна
Collioure. Katia on the terrace, 1930
Серебрякова Зинаида Евгеньевна Collioure. Katia on the terrace, 1930

Осенью 1924 года, отправившись в Париж для выполнения заказа на крупное декоративное панно, художница оказалась в вынужденной эмиграции. Разлученная с Родиной и детьми (двоих, Александра и Екатерину, удалось вывезти за границу), она жила по Нансеновскому паспорту, а в 1947 году получила французское гражданство.

В период с 1928 по 1932 годы она совершила поездки в Марокко, где черпала вдохновение в пейзажах Атласских гор, образах арабских женщин и африканцев в колоритных тюрбанах. Также ею был создан цикл произведений, посвященных жизни бретонских рыбаков.

Серебрякова Зинаида Евгеньевна
Basket with grapes on the window, 1931
Серебрякова Зинаида Евгеньевна Basket with grapes on the window, 1931

В эпоху "оттепели" в СССР были возобновлены контакты с художницей. В 1960 году, спустя 36 лет, ее навестила дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником. В 1966 году масштабные выставки ее работ прошли в Москве, Ленинграде и Киеве, что принесло ей широкую известность в Советском Союзе. Ее альбомы издавались огромными тиражами, а творчество сравнивали с шедеврами Боттичелли и Ренуара.

19 сентября 1967 года, в возрасте 82 лет, художница скончалась в Париже от кровоизлияния в мозг. Она нашла упокоение на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.