Российский рынок картона и гофроупаковки вошёл в фазу жёсткого дисбаланса: новые мощности вводились на фоне стабильного, но умеренного роста спроса, а затем совпали со снижением потребления и экспортными ограничениями. В результате отрасль столкнулась с профицитом, который уже начал давить на цены и маржинальность.
Председатель совета директоров «СФТ Групп» Анатолий Штейнберг связывает нынешнюю ситуацию с длинной цепочкой решений, принятых ещё задолго до текущего кризиса. Исторически в СССР основой гофроупаковки был крафтлайнер из первичной целлюлозы. Страна инвестировала в крупные целлюлозно-бумажные комбинаты, ориентированные в том числе на экспорт, что делало отрасль устойчивой.
На Западе модель была иной: до 70% рынка занимал макулатурный картон (тестлайнер), а доля целлюлозного сырья была значительно ниже. В начале 2000-х Россия находилась в противоположной точке — тестлайнер занимал лишь 20–30% рынка. За два десятилетия структура полностью перевернулась: сегодня около 80% приходится на макулатурный картон и лишь 20% — на целлюлозный, что в целом соответствует мировым и экологическим трендам.
Избыточные инвестиции и некачественные мощности
Рынок гофроупаковки традиционно рос на 3–4% в год за счёт продовольственного сегмента, который формирует до 70% спроса. Эта стабильность создала иллюзию неограниченного потенциала роста. В производство макулатурного картона начали инвестировать практически все, кто видел в этом быструю окупаемость.
Часть крупных игроков действительно устанавливала современные, эффективные машины. Но параллельно в Россию массово завозилось оборудование с вторичного рынка — небольшие, дешёвые линии, не обеспечивавшие ни качества, ни экономии на масштабе. В то время как Китай и другие страны закрывали малые производства и устанавливали минимальные пороги мощности в 150–300 тыс. тонн в год, в России появлялось всё больше мелких и технологически устаревших проектов.
Экспорт закрылся, конкуренция обострилась
До недавнего времени баланс сохранялся за счёт экспорта: целлюлозный картон в значительных объёмах уходил за рубеж, а внутри страны конкурировали между собой разные по качеству тестлайнеры. После начала СВО экспортные каналы для крафтлайнера резко сузились, и избыточные объёмы целлюлозного картона хлынули на внутренний рынок.
Это создало прямую ценовую конкуренцию с макулатурным картоном. При том что себестоимость у целлюлозных производителей выше — из-за лесозаготовки, варки, энергозатрат, — им пришлось снижать цены. Если раньше крафтлайнер стоил на 25–30% дороже тестлайнера, то теперь цены во многих случаях сравнялись. Доходит до ситуаций, когда целлюлозный картон из Сибири поставляется в южные регионы по цене, сопоставимой с макулатурным.
Все проигрывают
В такой конфигурации победителей нет. Рынок не способен переварить все текущие объёмы, и компании вынуждены снижать загрузку. По словам Штейнберга, даже при сохранении физических объёмов производства финансовый результат «СФТ Групп» в этом году будет как минимум на 40% хуже прошлого года.
Парадоксально, но именно структурно «правильное» соотношение сырья — доминирование макулатурного картона — в сочетании с избыточными мощностями и закрытым экспортом привело рынок в состояние ценовой войны.
Инвестиции поставлены на паузу
На этом фоне даже запланированные проекты расширения пересматриваются. «СФТ Групп» заморозила реализацию проекта «Оштен» в Адыгее — нового производства стоимостью около 22 млрд рублей (до 30 млрд с инфраструктурой). Проект не отменён, но поставка ключевого оборудования отложена минимум на год. Аналогичные решения, по словам Штейнберга, приняли и другие игроки рынка.
Причина не только в профиците, но и в финансовых условиях: высокая ключевая ставка и низкая доходность не позволяют окупать такие вложения в разумные сроки.
Давление регуляторики и РОП
Ситуацию усугубляет экологическое регулирование, прежде всего расширенная ответственность производителя. Даже отказ от повышения базовых ставок РОП не снимает проблему. По мнению Штейнберга, сама логика законодательства ошибочна: ответственность за утилизацию упаковки переложена на её производителя, тогда как решение о типе и объёме упаковки принимает товаропроизводитель или ритейл.
В итоге крупные потребители картона, включая маркетплейсы, практически не несут ответственности за утилизацию, хотя используют упаковку зачастую избыточно. Дополнительный риск создаёт методика расчёта экосбора, где в одну формулу попадают несопоставимые по масштабу и затратам компании.
Что может стабилизировать рынок
Для выживания отрасли, по оценке Штейнберга, потребуется аккуратный рост цен — в пределах 10%, чтобы компенсировать рост стоимости макулатуры и других издержек. Речь не идёт о резком подорожании, но без корректировки цен маржинальность будет продолжать падать.
Отдельным фактором остаётся макроэкономика. Высокая ключевая ставка и крепкий рубль ограничивают экспортные возможности. Штейнберг считает, что курс в районе 110 рублей за доллар позволил бы даже неэкспортно ориентированным компаниям находить зарубежные рынки сбыта.
Ниши для будущего роста
Несмотря на кризис, в отрасли есть долгосрочные точки роста. Одной из них Штейнберг называет вискозную целлюлозу — продукт, в котором Россия исторически была сильна. В мире растёт спрос на вискозные волокна на фоне сокращения производства хлопка из-за дефицита воды. Сибирская древесина с длинным волокном даёт здесь технологическое преимущество, но для выхода в этот сегмент нужен крупный государственно-частный проект с полной цепочкой — от ЦБК до текстильных производств.
Консолидация как неизбежность
Кризис перепроизводства ускоряет ещё один процесс — укрупнение бизнеса. По мнению Штейнберга, будущее рынка за консолидацией: небольшие компании не способны вести длинную инвестиционную политику, покупать качественное оборудование и контролировать себестоимость по всей цепочке. Интерес к приобретению новых активов в отрасли сохраняется, но сделки будут возможны лишь тогда, когда рынок начнёт выходить из текущей ценовой ловушки.
Интересна тема?
Подпишитесь на наши новости: Блог | Telegram | VK | Дзен
Продаете и покупаете промышленные товары, сырьё, материалы и оборудование? Ищем производителей и предпринимателей: Маркетплейс Первая Миля | Подробнее
Для обращений и предложений: info@cargo.sale / 8-800-3333-260