В прошлом году, во время нашей поездки на Кольский, мы хотели пройти пешим маршрутом на перевал Географов. Но тогда нам помешал сильный ветер и погода в целом. Сегодня же у нас безоблачное небо, прогноз отличный и силы позволяют отправиться погулять в горы.
Начало маршрута.
Маршрут начинается недалеко от Кировска. Машину мы оставили в точке 67.660991, 33.642260 и дальше пошли пешком.
На самом деле, я подозреваю, что можно проехать гораздо дальше, если ехать через точку 67.667509, 33.640029 - это даст возможность не лезть вброд через ручей Вудъяврйок. Сам ручей, вроде бы, ничего опасного для машины не представляет, но вот труба и плиты, которые служат мостом для пешеходов, могут усложнить проезд на автомобиле.
Мы в объезд не поехали и вброд тоже не полезли, а решили, что лучше пройтись пешком - погода хорошая, времени у нас много.
Сразу за ручьём дорога раздваивается, влево - тупик, там, прямо у дороги, расположены два гейзера - вода бьёт из железных труб, уходящих под землю.
Нам же нужно прямо. Дорога отличная, виды красивые, рельеф отсутствует. Идти легко и приятно.
Слева можно наблюдать непосредственно сам перевал Географов - цель нашего путешествия. Издалека он представляет собой эдакую узкую выщерблину в контуре гор. Выглядит совсем не страшно, поэтому настроение у нас приподнятое.
Брод.
Где-то через километр от гейзеров путь нам преградил всё тот же ручей Вудъяврйок - здесь он вытекает из озера Малый Вудъявр.
Хм, а как же через него перебираться-то? Никакого мостика или удачно разложенных камушков тут нет. Обойти тоже нигде не получится - надо форсировать вброд. На машине я б тут проехал вообще без проблем (на любой), но мы-то пешком... Тем временем, на том берегу Volkswagen готовится к водным процедурам.
Делать нечего - разуваемся и тоже готовимся помочить ножки...
Хоть солнышко и припекает, но вода всё же холодная. Но я смело захожу в поток, опираясь на треккинговые палки.
Босиком, конечно, не очень комфортно идти по каменистому дну, но в целом - вообще ничего страшного. Камушки гладкие, дно относительно ровное, течение хоть и ощущается, но с ног не сбивает. Главное держать равновесие - в этом помогают палки. Если честно, то это был первый подобный брод, который мы преодолевали :). Перейдя ручей, решили постоять на нагретых солнцем камнях - немного обсохнуть и понаблюдать как Volkswagen будет нырять в воду.
Как я и предполагал, ничего страшного с ним не произошло - он просто проехал :).
Недалеко от брода установлены информационные стенды. Один из которых призывает зарегистрироваться для посещения ООПТ. Ага, конечно, зарегистрироваться... Интернет сначала сюда проведите.
Мне кажется, что именно до этих стендов можно было доехать на машине. Изучив карту и немного пообсохнув, идём дальше.
Дорога до развилки
В какой-то момент на дороге появляется всё больше воды и идти нужно либо по обочине, либо по камушкам...
А вот и причина наличия воды... Небольшой, но очень фотогеничный водопад. Где-то тут он: 67.664413, 33.592290.
Даже штатив не поленился разложить ради него.
Вдоволь напрыгавшись со штативом, идём дальше до точки 67.665286, 33.580196. Вот тут, от полянки с камнями, начинается подъём в горы.
Не скажу, что он сильно сложный, но поднапрячься придётся. Зато чем выше, тем красивее :).
Паровая машина.
Лезли мы довольно долго и, наконец, дошли до брошенной американской паровой машины аж 1908 года, с помощью которой то ли воздух для отбойных молотков подавался в шахты молибденитового рудника, расположенного выше, то ли воду откачивали из этих шахт.
Рядом с компрессором кто-то поставил несколько милых "снеговиков", то ли из глины, то ли из цемента:
До компрессора добраться не так уж и сложно, поэтому сюда доходят, как правило, все, некоторые - даже с детьми. А вот дальше тропа чуть сложнее и круче. Нас это, конечно же, не остановит. Продолжаем взбираться к молибденитовым шахтам. Не забывая смотреть по сторонам.
Молибденитовые шахты.
А вот уже и шахты показались, выдолбленные в склоне горы.
Но надо подойти поближе, конечно.
Ну вот, наконец, доползли. Всё, привал!
Конечно же, у нас возник вопрос: а в сами шахты-то можно попасть? На самом деле - можно. Вот только надо преодолеть неширокий кулуар. Всё-бы ничего, но он завален снегом и слегка обледенел.
Короче, мы побоялись туда лезть. Одно неверное движение - и полёт вниз по снежнику. Риск посчитали необоснованным. И стали думать, как идти дальше.
Дело в том, что до молибденитового рудника ведёт отличная тропа. Да, она достаточно крутая, местами не совсем удобная, но она хотя бы есть. А вот дальше - сплошной курумник - просто навал камней.
И как тут понять, куда идти - совершенно неясно. Конечно, есть карта, есть понимание своей геопозиции, т.е. общее направление отследить можно, но куда конкретно идти - хрен его знает. И мы начали подумывать, а не спуститься ли нам вниз той же дорогой, отказавшись от посещения перевала Географов.
Минут 10 стояли-тупили. Но в итоге решили, что попробуем подняться, а если совсем уж тяжело будет - вернёмся той же дорогой. И стали карабкаться наверх по этому хаосу из камней, многие из которых оказались ещё и "живыми", а некоторые вообще срывались из-под ноги и укатывались вниз по склону - тут главное - следить, чтобы камень не прилетел в идущего снизу, поэтому лезть надо не друг за другом, а "с разбежкой".
В процессе подъёма иногда попадаются небольшие площадочки, на которых видно, что здесь точно были люди - это ориентиры, что движемся туда, куда надо.
Медленно, постоянно сверяясь с картой, внимательно разглядывая камни и проверяя их на устойчивость, мы, наконец, добрались до более-менее пологого участка, где не надо было карабкаться.
Хребет Тахтарвумчорр.
Тут можно отдышаться и полюбоваться окружающими пейзажами.
Я вспомнил, что у меня есть штатив и решил им воспользоваться - зря что ли я его сюда затащил...
Мы находимся на одной из вершин хребта Тахтарвумчорр и отсюда можно заглянуть на другую сторону горы, где раскинулось огромное озеро Имандра.
А город вдалеке - по-моему, это Апатиты... Поправьте в комментариях, если я ошибаюсь.
Гребень горного хребта, где мы оказались, почти плоский и гулять здесь можно довольно долго. Главное - быть осторожным при приближении к краю. Здесь встречаются кулуары, в которые можно соскользнуть, если слишком близко подобраться. А это 100% летальный исход - зацепиться и остановить падение будет нереально.
Но виды потрясающие. И вид самого плато тоже впечатляет - огромное пространство камней и мха.
Памятный крест.
Следующая точка нашего маршрута - крест на одном из выступов (отколов) хребта. Находится он примерно в точке 67.653406, 33.578543 и чтобы туда попасть, нужно преодолеть небольшое понижение в рельефе и быть готовыми к сильнейшему ветру.
А вот пирамидка из камней - верный знак того, что идём правильно.
По дороге к кресту открываются всё более ошеломляющие виды.
С такой высоты Хибины кажутся какими-то ненастоящими горами. Всё такое округлое, обтекаемое, будто бы плюшевое. Но это очень обманчивое впечатление. На самом деле, это самые настоящие суровые северные горы, относиться к которым стОит со всей серьёзностью. В чём мы вскоре убедились на собственном опыте.
Ну да вернёмся к нашему рассказу. Преодолев все неровности рельефа (их, кстати, на плато очень немного) и жуткий ветер, мы всё же дошли до креста. Он здесь установлен, вроде бы, в память о жертвах репрессий.
Здесь оглядываюсь и снимаю всё, что вижу, потому что не снимать - невозможно :)
Но пора закругляться - нам ещё вниз надо спуститься. На первый взгляд ничего сложного в этом нет.
Разворачиваемся и идём с "откола" на основной хребет той же дорогой, что и пришли. Снова видим обратную сторону гор.
Ну что ж, осталось спуститься к перевалу и через него выйти на тропу к машине. Ничего не подозревая, мы нашли более-менее ровную площадку и перекусили чаем с бутербродами, наслаждаясь великолепным видом.
Перевал Географов.
А потом начался спуск. И вот тут-то я осознал, в каком мы, мягко говоря, незавидном положении оказались. Тропы здесь, как вы, наверное, поняли, тоже нет, а вот огромное количество курумника - есть.
И двигаться по нему очень непросто. Помните, как мы поднимались? Так вот спускаться по такому склону гораздо сложнее! Ноги перенапрягаются и реально "от напряженья колени дрожат". Скорость передвижения мизерная. Каждый шаг приходится выверять, но камни всё равно движутся, качаются, скатываются вниз.
А тут ещё стали попадаться гладкие наклонные плиты.
Жена предложила ползти прямо по ним. Мне эта идея не особо понравилась, но оказалась вполне рабочей - ботинки крепко цеплялись рифлёной подошвой за поверхность. Плюс ещё и палки не давали потерять равновесие.
Порой хотелось просто сесть и никуда не идти. Пусть МЧС прилетят и нас спасут - благо вертолёт на плато сесть сможет и какая-никакая связь присутствует. Ещё очень хотелось хоть как-то срезать путь, но не тут-то было - дорога только одна - вниз, ко входу на перевал.
И тут мы увидели красную ленточку с надписью Finisherr - она осталась здесь как вешка от соревнований по трейл-раннингу. Как же я обрадовался! Значит мы точно идём там, где нужно!
А вон вдалеке - ещё одна!!!
Осознание того, что здесь были люди, придало нам сил - моральных - так точно.
И мы с двойным рвением продолжили этот эпический спуск. Вот только когда мы спустились, то нас ждал не менее эпический подъём.
Это сверху всё казалось маленьким, ровным и плюшевым. А по факту - это какой-то трындец. Сам перевал тоже представляет собой огромный навал из камней различных размеров - от песчинки до автомобиля!
И ещё стали появляться снежники. Как же хотелось пройти по этой ровной поверхности! Но я понимал, что если снег провалится, то последствия могут быть самыми плачевными - кто его знает, что там, под снегом... Поэтому мы их обходили либо справа, либо слева. Со временем мы научились видеть тропу на камнях: там лишайник немного потёрт, там камень неестественно грязный, там окурок валяется между камнями - всё это признаки того, что люди здесь ходят. И, судя по этим признакам, люди тоже обходят снежники. Явно не зря.
Наконец, мы взошли на самую высокую точку перевала, отмеченную знАком.
И из-за перевала показалась уже "наша" долина.
А вот и очередная ленточка! Хотя тут уж мы не сомневались в правильности направления.
Но впереди ещё снежники, которые надо обходить "по берегу"... А-а-а!!!!!!! Как же устали ноги....
Хорошо, что сейчас полярный день! На этих фото время 21:20.
И вот, наконец-то!!! Перевал пройден!!!
Впереди уже угадывается тропинка. Можно спокойно поснимать закат).
А на перевал тем временем надвигается облачность...
Когда спускались с горы - увидели, что за нами идут ещё двое туристов. Это были первые люди, которых мы встретили с момента ухода от рудника. Туристы оказались серьёзными дядьками преклонного возраста, но они смогли нас обогнать в лесистой части спуска. Хотя что там нас обгонять... шли мы уже на морально-волевых. Я никогда так в горах не уставал.
Знакомый брод преодолели, с удовольствием погрузив ноги в ледяную воду. Это, кстати, нас немного взбодрило. Идти стало полегче.
Я ещё даже периодически успевал что-то фотографировать.
И вот мы бросаем последний взгляд на перевал. Сейчас он уже не выглядит таким безобидным - облака придают ему некоторой мрачности, да и мы теперь знаем, что он такое...
Наконец дошли до машины и плюхнулись в кресла... А-а-а, как же хорошо просто посидеть, никуда не идти, не держать равновесие, не скользить по камням.
Так закончился наш поход на перевал Географов. Спасибо горам, что пустили нас туда, а главное - выпустили обратно!
Заключение и несколько советов.
Наш путь составил 15.3 км, прошли мы его за 10 часов 34 минуты... Трек можно скачать тут. GPX-треки открываются с помощью мобильных приложений типа GuruMaps, OsmAnd и т.д.
Маршрут могу оценить по красоте на 4.5 из 5. Наверху действительно красиво и необычно. По сложности - это 5 из 5. Теперь у нас есть эталон сложности. Если бы я знал, что там настолько всё серьёзно - я бы не пошёл и тем более не потащил бы туда жену. НО. Если мне вдруг надо будет пойти туда ещё раз :) - не исключено, что я это сделаю.
А насчёт советов:
- Совет 1 - не ходите туда. Вот реально. Если вы не спортсмен и не опытный походник, нечего вам там делать. И, тем более, не тащите туда неподготовленных детей - это действительно опасно. Если же вы в горах не первый раз и физически способны подняться по лестнице хотя бы на 20 этаж, спуститься обратно и после этого ещё прошагать десяток километров, то стоит попробовать. Хотя начать я всё равно рекомендую с другого маршрута, про него я расскажу в одной из следующих статей.
- Совет 2 - если уж вы решили пойти, то идите в треккинговых ботинках. Именно БОТИНКАХ - они высокие и держат голеностоп. Кроссовки тут не подходят. Повредить или даже сломать лодыжку на этом курумнике очень просто. Высокий, нормально зашнурованный ботинок может от этого защитить.
- Совет 3 - берите треккинговые палки. Именно треккинговые, а не для скандинавской ходьбы. У треккинговых палок наконечник из прочного материала, за счёт чего палка держится на камнях. Это лишние 2 точки опоры, которые на спуске совсем не лишние - они хоть как-то разгружают колени. И надо не забывать подстраивать длину палок - на подъёме покороче, на спуске - подлиннее.
- Совет 4 - смотрите прогноз погоды и текущую обстановку. Идти можно только в ясный солнечный день. Потому что если вас на хребте накроет облаком, то вы мало того, что ничего не увидите, но и рискуете вообще оттуда не спуститься. И никакой навигатор вас не спасёт. А уж если пойдёт дождь, то ползать придётся по скользким камням, а это то ещё удовольствие.
- Совет 5 - учитывайте длину светового дня. Хорошо ходить в полярный день - светло в любое время.
Статья получилась длинная, но это был самый эпичный наш поход, поэтому я не мог рассказать в двух словах:)
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить что-то интересное!
Лайки тоже ставьте, если нравится моё творчество :).
Остальные части нашего путешествия:
Русский Север 2025. Часть 1. Прибытие в Апатиты и поход на Голубые озёра (трек .GPX).
Русский Север 2025. Часть 2. И снова перевал Геологов.