Что, если бы справедливость, война и спасение были не просто идеями — а живыми богами?
В сердце Кавказа, среди заснеженных вершин и вековых виноградников, древние грузины поклонялись не одному богу, а целой божественной семье, чьи подвиги до сих пор звучат в горных легендах.
Кто такие Хвтисшвилни — Дети Бога? Почему Квирия, Иахсари и Копала до сих пор вспоминаются в народных обрядах? И как дева-Солнце Мзекала стала покровительницей вина?
Добро пожаловать в тайны мифологии Древней Грузии!
---
В мифологии древних восточно-грузинских горцев божественный мир был устроен довольно строго. Во главе пантеона стояла великая триада: Гмерти — Верховный Бог, Мзекала — дева-Солнце, и Квирия — бог справедливости. Но за ними начиналась огромная иерархическая лестница, где каждая ступень занимала своё место — и ключевую роль в этом космосе играли Хвтисшвилни.
Кто такие Хвтисшвилни?
Слово «Хвтисшвили» означает «дитя Гмерти». Их также называли «зачатые Гмерти» (гвтиснасахи) и «рождённые Гмерти» (гвтиснабадеби). Эти термины не были просто метафорами — они выражали кровную, отцовско-сыновнюю связь между Верховным Богом и местными божествами.
Но со временем смысл изменился. Под влиянием феодального строя и социальной структуры, слово «Хвтисшвили» стало напоминать термин «Сахлисшвили» — «сын дома». Так называли беднейшего работника, служившего под крышей богатого домовладельца. Как и «сын дома», Хвтисшвили был полностью зависим от Гмерти, служил ему и подчинялся ему безоговорочно.
Эта связь отражала не только религиозные, но и социальные реалии древнегрузинского общества: Гмерти — суверенный повелитель, о котором я вам рассказывала в предыдущем выпуске, а его «сыновья» — управители земных общин, обязанные нести ему дань, докладывать о состоянии своего «сакмо» и исполнять его волю. Кстати, что такое «сакмо» я объсняла в том же выпуске.
Иерархия Хвтисшвилни: от племён до семейств
Хвтисшвилни не были равны между собой. Они образовывали чёткую иерархию, зависевшую от численности, могущества и экономической мощи общин, которым они покровительствовали:
Племенные Хвтисшвилни стояли сразу после триады. Например:
У пшавов — Лашарис-джвари,
У хевсур — Сагмрто Гуданис джвари,
У мтиулов — Ломисас хати.
За ними следовали божества крупных территориальных союзов. В Хевсуретии, к примеру, после всехевсурского покровителя шли божества трёх главных фамильных общин: Саарабуло, Сатчинтчарауло, Сагоготчуро.
Далее — божества хевских (территориальных) общин, таких как Ликокская, Рошка-Кмостская, Архотская.
Ниже располагались покровители межсельских и фамильных общин, а затем — сельских общин, вроде Шатильской, Атабской, Хахабойской.
В самом низу иерархии — божества внутрисельских «братских» и «отцовских» объединений, например:
Микиел карис мезобели — покровитель фамильной общины Габурни,
Джатчвели хмелисгорисаи — покровитель «братской» общины Кавтар-Очиаурни,
Ркенис джвари — покровитель «отцовской» общины Карчачи.
Таким образом, весь социальный уклад горных общин отражался в божественном порядке: от племени до рода — и от рода до отдельного двора.
Функции Хвтисшвилни: не просто покровители — полные хозяева
Каждый Хвтисшвили был господином своей общины — своего «сакмо». Его власть была абсолютной:
Он решал, родится ли у пары сын или дочь,
Он даровал храбрость воинам или наводил страх и поражение,
Он посылал болезни или излечивал,
Он благословлял урожай или губил его засухой и градом,
Он защищал от врагов или позволял вражьему набегу разорять села.
Но всё это — только с соизволения Гмерти. Хвтисшвили не имел собственной воли. Его задача — исполнять волю Отца, а также ежегодно приносить к «вратам Гмерти» всё, что получил от своего народа: жертвы, зерно, шерсть, серебро, молитвы.
Если община служила усердно — её Хвтисшвили укреплялся у врат Гмерти, получал мощь до самого моря и даровал благоденствие.
Если же люди ленились, оскорбляли святилище или нарушали запреты — Гмерти гневался, и тогда Хвтисшвили терял силу, а его сакмо могло быть истреблено полностью — вместе с самим божеством.
Природа Хвтисшвилни: звёзды небесные
Есть поразительное свидетельство народных верований. Мол, Хвтисшвилни олицетворяли звёзды.
Когда мтиулы видели падающую звезду, они говорили: «Пронёсся хати». Кстати, сегодня слово «хати» переводится, как икона.
Хевсуры же объясняли метеорит как переход джвари с одного места на другое. Слово джвари сегодня означает крест. Не правда ли, слишком много перешло в христианство из язычества?
Это даёт ключ к пониманию всей системы:
Гмерти — бог ночного светила, скорее всего — Луны,
Мзекала — Солнце, дева-солнце,
А Хвтисшвилни — его звёздные дети, сияющие над землёй и следящие за судьбами родных общин.
Из Хвтисшвилни в герои: Квирия, Иахсари, Копала
Хотя все местные божества назывались Хвтисшвилни, лишь немногие вышли за пределы своих общин и стали общегрузинскими героями.
Мзекали (или Мзекала) — ослепительная дева-Солнце, чьё сияние озаряло каждый уголок земли. Но она была не просто светочем — она считалась покровительницей виноделия, того самого, что до сих пор делает Грузию колыбелью вина. Её образ — это гармония света, плодородия и божественного вдохновения.
Но наибольшую славу в мифах получили три сына Гмерти — каждый со своей миссией, каждому — своё почитание, свои ритуалы и легенды.
Квирия, старший из сыновей Гмерти, считался предводителем Хвтисшвилни. Он являлся посредником между людьми и Верховным Богом, богом справедливости, чьё святилище украшали весной снежной башней, а в честь него устраивали праздники Халарджоба и Квирицховлоба. Именно через культ Квирии родился народный театр масок — Берикаоба.
Иахсари — это воинственный защитник, сражавшийся с дэвами, каджи и эшмаками - сегодня так называют чертей. Легенда гласит: вместе с братом Копалой он разгромил чудовищ, убив их вождей — великанов Музу и Бегелу, — и навсегда изгнал тьму из гор.
Копала — бог милосердия и спасения. Его святилище стоит и сегодня на горе Карати. Он спасал утопающих, попавших под лавины, заблудившихся в метель. Его культ распространился далеко за пределы Пшави-Хевсурети — даже у тушин и мтиулов находили ниши во имя Копалас джвари.
Интересно: Копала и Иахсари изначально были общинными Хвтисшвилни, но благодаря своей сверхъестественной силе и подвигам поднялись в иерархии до уровня почти всенародных божеств.
Божественная семья — зеркало мира
Таким образом, пантеон Древней Грузии — это не хаотичный набор мифов, а чеканно выстроенная система, где:
Гмерти, конечно же, отец и верховный судья.
Квирия олицетворял справедливость,
Иахсари — силу против зла,
Копала — милосердие,
Мзекали — свет и благодать.
А тысячи Хвтисшвилни — звёздные управители земных общин, этакое связующее звено между небом и людьми.
Эта система отражала социальную структуру, воинскую культуру, сельскохозяйственный уклад и космическое мировоззрение древних горцев.
И сегодня, когда ветер шелестит листьями у древнего дуба «хати», или светит на вершину Карати, где стоит святилище Копалы, — дух Хвтисшвилни всё ещё жив в памяти гор.
Не забудьте подписаться на канал и поставить лайк — ведь впереди ещё больше мифов Древней Грузии, легенд Кавказа и забытых богов, чьи имена до сих пор помнят вершины гор!
#ТайныИстории #ДревняяГрузия #МифологияГрузии #ЛегендыКавказа #Гмерти #Хвтисшвилни #Хвтисшвили #Квирия #Иахсари #Копала #Мзекали #Берикаоба #ГрузинскиеМифы #ТайныПрошлого #ИсторияГрузии #YouTubeИстория #ПантеонГрузии #ДревниеБоги #КавказскиеЛегенды