Найти в Дзене
сТОПочки

Богиня Венера в Искусстве

Венера (также известная под греческим именем Афродита) – это богиня любви. Мы рассмотрели сразу несколько очень известных Венер. Более того, портрет кисти испанского художника Диего Веласкеса (годы жизни 1599-1660) вывел её в список претендентов на звание «Лучшей Попки в Мире Искусства». Богиня Венера в Искусстве Вы могли лицезреть её на картинах Гюстава Курбе (годы жизни 1819-1877), могли видеть роман Венеры с богом войны в одной из картин Сандро Боттичелли (годы жизни 1445-1510), но именно сегодня мы бы хотели рассмотреть несколько Венер в искусстве, которые обладают силой не только благодаря своей красоте, но и благодаря тому, что все эти Венеры собой олицетворяют. Римская Венера «Присевшая Венера (Лели Венера)», II век нашей эры, Британский Музей (Лондон, Англия) «Присевшая Венера» (также известная как «Лели Венера») – это изображение полностью обнажённой Венеры, чья сила кроется в величии её славы. В сомнительном отрывке текста Плиния-старшего (годы жизни 24-79 нашей эры) описывае
Оглавление

Венера (также известная под греческим именем Афродита) – это богиня любви. Мы рассмотрели сразу несколько очень известных Венер. Более того, портрет кисти испанского художника Диего Веласкеса (годы жизни 1599-1660) вывел её в список претендентов на звание «Лучшей Попки в Мире Искусства».

Богиня Венера в Искусстве
Богиня Венера в Искусстве

Вы могли лицезреть её на картинах Гюстава Курбе (годы жизни 1819-1877), могли видеть роман Венеры с богом войны в одной из картин Сандро Боттичелли (годы жизни 1445-1510), но именно сегодня мы бы хотели рассмотреть несколько Венер в искусстве, которые обладают силой не только благодаря своей красоте, но и благодаря тому, что все эти Венеры собой олицетворяют.

Римская Венера

«Присевшая Венера (Лели Венера)», II век нашей эры, Британский Музей (Лондон, Англия)
«Присевшая Венера (Лели Венера)», II век нашей эры, Британский Музей (Лондон, Англия)

«Присевшая Венера» (также известная как «Лели Венера») – это изображение полностью обнажённой Венеры, чья сила кроется в величии её славы. В сомнительном отрывке текста Плиния-старшего (годы жизни 24-79 нашей эры) описывается существование эллинской скульптуры омывающейся Венеры. Следовательно, грека по имени Полихарм можно с большой натяжкой считать оригинальным творцом этого произведения.

Имя скульптора неизвестно, но это и неважно. Важно то, что римляне создали великое множество версий греческого оригинала. Как и в случае с большинством других римских копий греческих оригиналов, возможности для римской интерпретации, по всей видимости, были безграничны. «Присевшая Венера» может быть маленькой, большой, сделанной из разных материалов, находящейся в самых разных позах, забавно скомпонованной с другими статуями – этот список можно продолжать бесконечно.

В римском мире существовало так много типов «Присевшей Венеры», что современный мир унаследовал их, и они так и продолжают появляться в мире искусства и сегодня.

«Присевшая Венера» на изображении выше – это «Лели Венера». В наши дни она находится в Британском Музее в Лондоне – столице Англии, где на неё можно посмотреть совершенно бесплатно. Когда-то она находилась в частной коллекции итальянской княжеской семьи Гонзага, где проводила дни и ночи, вдохновляя собой художников эпохи Возрождения. В Англию она попала благодаря королю Карлу I (годы жизни 1600-1649), который купил её в самом конце 1620-ых годов по рекомендации фламандского мастера Питера-Пауля Рубенса (годы жизни 1577-1640).

Эпоха Возрождения

Питер-Пауль Рубенс – «Венера, Купидон, Вакх и Церера», 1612-1613 годы, Старая Национальная Галерея в Государственных Музеях Берлина (Берлин, Германия)
Питер-Пауль Рубенс – «Венера, Купидон, Вакх и Церера», 1612-1613 годы, Старая Национальная Галерея в Государственных Музеях Берлина (Берлин, Германия)

Влияние образа «Присевшей Венеры» прослеживается во всём мире искусства, в том числе и в живописи эпохи Возрождения. В произведении «Венера, Купидон, Вакх и Церера» Питер-Пауль Рубенс, после своего пребывания у Гонзаги, изображает богиню, вдохновлённую образом «Лели Венеры». Она сидит рядом с Вакхом (богом веселья), Церерой (богиней урожая) и Купидоном (своим родным сыном – могущественным богом желания). Литературным источником вдохновения послужила строка из латинской комедии, в которой говорится следующее:

«Без хлеба и вина любовь остывает».
Тициан – «Поклонение Венере», 1518-1519 годы, Музей Прадо (Мадрид, Испания)
Тициан – «Поклонение Венере», 1518-1519 годы, Музей Прадо (Мадрид, Испания)

В целом, римляне всегда почитали силу Венеры. На самом деле, каждый год в её честь устраивали шикарный праздник. 1 апреля – не День Дурака, а очень серьёзное событие, по ходу которого можно было даже завести роман с богиней.

Тем не менее, картина кисти Тициана (годы жизни 1488-1576), изображающая собой эту сцену, основанная на «Воображениях» греческого писателя Филострата-старшего (годы жизни 170-247 нашей эры), весьма и весьма игрива. Толпа амуров восседает перед величественной статуей Венеры – изображение очень известной скульптуры Венеры. Купидоны вытворяют множество пакостей: сумеете ли вы заметить того, который собирается выстрелить стрелой из печально известного лука?

Наряду с 1 апреля, праздники в честь богини также отмечались 23 апреля, 19 августа и 26 сентября. Мифологический основатель Рима – Эней – был сыном Венеры, которая, в свою очередь, являлась покровительницей Гай Юлия Цезаря (годы жизни 100-44 до нашей эры) и Октавиана Августа (годы жизни 63 до нашей эры-14 нашей эры). Итак, мы можем думать о ней как о «простом» символе любви (розовом и пушистом), но эта богиня также является и мощным политическим символом.

Венера Милосская с Ящиками

Сальвадор Дали – «Венера Милосская с Ящиками», 1936 год, частная коллекция
Сальвадор Дали – «Венера Милосская с Ящиками», 1936 год, частная коллекция

Отталкиваясь от искусства эпохи Возрождения и устремляясь к сюрреализму – авангардному течению в искусстве и литературе XX столетия, возникшему на территории Европы в 1920-ых годах – мы приходим к (по-прежнему не забывая о розовой и пушистой) «Венере Милосской с Ящиками» от Сальвадора Дали (годы жизни 1904-1989). Если название работы не выдаёт этого, то мы добавим, что это версия греко-римской скульптуры Венеры Милосской.

Сам Дали говорил так:

«Единственное различие между бессмертной Грецией и современностью – это Зигмунд Фрейд, который обнаружил, что человеческое тело, чисто платоническое в греческую эпоху, сегодня полно тайных ящиков, открыть которые способен лишь только психоанализ».

«Венера Милосская с Ящиками», вдвое меньше знаменитой Венеры Милосской, украшена ручками ящиков из шелковистых норковых ворсинок. Дали превращает арт-объект в функциональный предмет мебели, а также открывает мир фрейдистского анализа, где греческие мифы являются образами психики. Прекрасная демонстрация стремления художников-сюрреалистов к созданию новых реальностей и впечатлений.

Рождение Венеры

Аиша Халид – «Рождение Венеры», 2001 год, Музей Азиатского Искусства Фукуоки (Фукуока, префектура Фукуока, Япония)
Аиша Халид – «Рождение Венеры», 2001 год, Музей Азиатского Искусства Фукуоки (Фукуока, префектура Фукуока, Япония)

Эта изысканная картина, миниатюрная (28,8 х 28,9 сантиметров) и прекрасная. Это часть новейшего жанра современной миниатюрной живописи, основоположником которого и является Аиша Хадид (родилась в 1972 году) – современная пакистанская художница. Традиционная миниатюрная живопись в Пакистане имеет под собой весьма богатое наследие, корни которого уходят ещё в могольскую Индию, Иран, а также в Турцию.

Несмотря на небольшой размер, работа «Рождение Венеры» кисти Халид имеет очень большую политическую подоплёку. Название произведения напоминает нам «Рождение Венеры» (1485-1486 годы) от Сандро Боттичелли и направляет наше восприятие. Вместо классической полностью обнажённой Венеры, поднимающейся из моря, мы видим изображение женщины в синей бурке с волнистым узором. Вместо гигантской раковины морского гребешка здесь изображён розовый лист лотоса, узор которого, вполне возможно, символизирует собой развевающиеся волосы на картине Боттичелли. В каждом из углов произведения – по одной женщине, также одетых в бурки. Узор их бурок вовсе не отличается от узора на платье Весны в другой картине мастера эпохи Возрождения. Примечательно, что Весна на одноимённой картине Боттичелли, написанной в 1477-1482 годах, предлагает Венере одежду, дабы прикрыть её наготу – в версии Халид это, очевидно, не нужно.

Бурка – это вид традиционной одежды, которые носят на себе некоторые мусульманки. Это паранджа, закрывающая собой абсолютно всё тело, она призвана защищать женщин от похотливых взглядов мужчин. Западные СМИ часто изображают их как нечто угнетающее и даже пугающее. Однако на данной картине сусальное золото, нежные акварели и изящный узор определённо не подтверждают сию точку зрения. Итак, один из вопросов, который может задавать Халид, таков: защищает ли и освобождает ли бурка Венеру? Что более угнетающе – эта версия или же полностью обнажённая Венера?

Красота истории

Петрина Хикс – «Красота Истории», 2010 год
Петрина Хикс – «Красота Истории», 2010 год

Фотография Петрины Хикс (родилась в 1972 году), вполне возможно, рассуждает в том же ключе, что и работа Аиши Халид. Она использует очень известный образ Венеры (наиболее популярный благодаря всё тому же Боттичелли) – розовую ракушку. На фотографии «Красота Истории» бледнокожая женщина с длинными светлыми волосами (которые за спиной) держит перед лицом большую розовую ракушку, скрывая свою индивидуальность. Её совершенно гладкая кожа может напомнить нам белизну античной скульптуры. На этом портрете, словно на паспорт, розовый цвет, блеск и форма ракушки (что, очевидно, недопустимо на фотографии для паспорта) заменяют собой полностью обнажённое изображение. Не кажется ли вам название «Красота Истории» немного ироничным?

Писательница Шарлотт Янсен однажды сказала:

«Современная культура говорит нам о том, что у нас есть доступ абсолютно ко всем сферам, и что изображения женщин легко считываются, потребляются, являются одноразовыми, но на самом деле информация, которую мы получаем от изображения, вводит нас в заблуждение, она не совсем полна».

Хикс использует классические образы и концепцию мужского взгляда в искусстве для того, чтобы показать нам, что безупречность – это очень пресно. Работа «Красота Истории» делает её предмет недоступным. Она запросто может быть классическим и художественно-историческим идеалом, но её невозможно увидеть.

Венера из Шаров Дом Периньон

Джефф Кунс – «Венера из Шаров Дом Периньон», 2013 год, Галерея Фремин (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)
Джефф Кунс – «Венера из Шаров Дом Периньон», 2013 год, Галерея Фремин (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)

Как и «Венера Милосская с Ящиками», «Венера из Шаров Дом Периньон» – это одновременно и искусство и объект. Как может быть отмечено в работе «Красота Истории», она, вполне возможно, и недоступна как образ женственности, но, конечно же, не в буквальном смысле: сделанная из полиуретановой смолы, она представляет собой подставку для шампанского бренда «Дом Периньон». В каком-то смысле это весьма уместно, если принять во внимание тот факт, на что указывает нам картина кисти Питера-Пауля Рубенса.

Скульптура Джеффа Кунса (родился в 1955 году) была заказана к выпуску винтажного розового вина «Millésime» урожая 2003 года, всего их существует лишь 650 экземпляров. Многие труды Кунса (например, его серия «Банальность» из 1980-ых годов) хорошо известны тем, что превращают банальные вещи в иконы высокого искусства: например, надувная собака из воздушных шаров отправилась в музыкальное турне с рэпером Джей-Зи (родился в 1969 году). Как и римские императоры, компания «Дом Периньон» прекрасно понимает силу покровительства Венеры (а также то, что вино и любовь – это идеальное сочетание). Кунс также (печально) известен своим умением зарабатывать деньги при помощи искусства – в начале 2025 года его надувной кролик побил аукционный рекорд среди всех кошельков ныне живущих художников, он ушёл с молотка за невероятные 9,1 миллионов американских долларов.

Венера Виллендорфская, примерно 28000-25000 годы до нашей эры, обнаружена в 1908 году, Музей Естественной Истории (Вена, Австрия)
Венера Виллендорфская, примерно 28000-25000 годы до нашей эры, обнаружена в 1908 году, Музей Естественной Истории (Вена, Австрия)

Произведение «Венера из Шаров Дом Периньон» отражает собой значимость Венеры в истории искусства и делает её частью одной из серий Джеффа Кунса, посвящённых воздушным шарам (а также маркетинговым ходом). Однако она также является частью серии Кунса под названием «Античность», которую он начал в 2008 году и которая обыгрывает многие мотивы из истории искусства. Кунс вдохновлялся, работая над этим заказом, произведением Венера Виллендорфская – палеолитической статуэтки. Судя по всему, изгибы скульптуры соответствуют изгибам вкуса шампанского.